Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Ведическая традиция 2 страница




Лу - древнее царство - родина Конфуция

Лэ - радость

Ляо -1. абстрактные понятия. 2.китайская «пятитонка», включавшая пять нот: гуе, шан, цзюэ, чжи, юи.

лян син -облагороженные намерения: лян нэн - благородный талант и лян чжи -благородные знания (Мэн цзы)

«Люй-ши чунь-цзю» -энциклопедический памятникIII в. до н.э., в котором дана характеристика различных философских школ сложившихся в т.н. «период ста школ» (V-III вв. до н.э.). Начало их систематизации было осуществлено позднее, во II в. до н.э. - I в. н.э.)

лю ши гуа – 64 гексаграммы

лю ци - шесть элементов природы, женское начало - инь, мужское начало – ян, ветер, дождь, мрак, свет (даос.)

лю цзын - шесть основ: 6 фаз взаимодействия полярных сил мироздания и циркуляции жизненной энергии в живом организме. Они согласуются с космическими ритмами, возникли в процессе трехчастного разделения инь и ян.

лю хэ - шесть соединений: небо, земля и 4 стороны света (даос.)

лэй – вид (вид «лэй»,сущность «у» и имя «мин» человека и сектор времени -пространства равноценны, что выражено и в определенной числовой символике)

лэй дэ - 1. индивидуальная добродетель. 2. Фамилия человека, соответствующего индивидуальной добродетели

ман -земледелец, сельский житель

мин -1. Жизнь свет, 2. Воля неба, судьба, участь, мандат (на правление), совокупность условий и сил всего мироздания. 3. Имя человека, дающее представление о принадлежности к одному из четырех предшествующих поколений. (Знание мин обязательно для «благородного человека», - считал Конфуций. Знать мин, означает принять неизбежность существующего миропорядка («Луньюй». XIV. 34, 38). Даосы отрицательно относились к конфуцианскому учению о «воле неба». Они противопоставили ему учение о неразрывной связи дао как всеобщего закона природы и ли - закона существования конкретной вещи. «Каждая вещь имеет свое ли», - утверждали они, - посредством ли дао реализует свой всеобщий характер.)

минь -народ. В эпоху Чжоу народ считался «глашатаем неба». Основными народностями в древнем Китае были: гань, юэ, и, хэ.

Мин тан («Дом календаря») - название дворца-храма. Здесь правители Поднебесной жили, занимались делами правления и совершали ритуальные церемонии и обряды. Он имел также и космологическое значение, символизируя мироздание. В плане он имел квадрат - символ земли, а его полукруглый свод символизировал небо.

мин цзя -философская школа Древнего Китая, получившая название «школы имен». Ее представители рассматривали проблему соотношение имен (мин) и действительности (ши)

мо ди -способность к труду - главное отличие человека от животного

моизм - философская школа Древнего Китая, созданная одним из последователей Конфуция Мэн цзы ( Мэн кэ). Возникшая примерно спустя столетие после смерти Конфуция она просуществовала до конца III в. до н.э., оставив заметный след в развитии конфуцианской доктрины.

«Мэн цзы» -книга, названная по имени основателя моизма философа Мэн цзы (372-289 гг. до н.э.). Была составлена из высказываний Мэн цзы его учениками. В учении Мэн цзы были развиты и философски обоснованы понятия Конфуция о «долге», «гуманности». Трактат Мэн цзы пользовался в Китае таким авторитетом, что был включен в состав одного из сборников конфуцианских канонических текстов «Сы шу» («четверокнижье»). Наряду с текстом Конфуция «Луньюй» (в отличие от других последователей Конфуция, в частности, от Сюнь цзы) он утверждал, что по природе своей человек склонен к добру, справедливости, любви к ближнему. Поэтому в основу управления людьми должен быть положен «единый образец справедливости», а идея единства должна стать объектом почитания всех жителей Поднебесной.

Му -мать

мэй -красота

мэй жэнь -красивый человек

мэй шань – душевнаякрасота,красота добродетели

мэн -бездомный,бродяга

Нью ва -прародительница людей и хранительница космического миропорядка. Принадлежала к особо почитаемым первопредкам и культурным героям. Изобрела музыку и научила людей жить семейной жизнью. Жена и соратница величайшего культурного героя древности первого правителя людей Фу си.

Пань-гу – Великий первопредок (космический человек).С ним связаны архаические представления о происхождении мироздания и человека. Культурный герой

По -душа живого (земная, телесная)

пэн ю -друг,приятель

пу -1. изначальное, естественная пустота (даос.). 2. раб

сань гуан -три источника света - солнце, луна, звезды (даос.)

сан хуан - « Трое владык»: Хуан ди (Владыка Неба), Ян ди (Владыка земли), Фу-си (Владыка людей)

сан ван -основатели трех первых династий: Юй (основатель СЯ), Тан (основатель Инь), Вэнь-ван (основатель Чжоу)

сань цзу -три рода, клана, поколения, сословия (ученых людей - чиновников, крестьян, ремесленников и торговцев).

сво дао -«расширение» дао-пути благодаря совершенствованию человеком себя посредством культуры (жэнь)

Се -мифологический прародитель династии Инь, согласно преданию жил в эпоху Ся и помог Юю Великому усмирить потоп (миф.)

Син -термин имеет несколько значений. 1.Небесное тело, звезда. 2. Природа, согласно учению инь-ян и даосов в основе изначальной природы лежат пять первоэлементов: огонь, вода, дерево, земля, металл. 3. Изначальная природа человека, согласно учению Конфуция, она имеет пять постоянств: жэнь (человечность), и (чувство долга-справедливости, ли (благопристойность), синь ( искренность), чжи (мудрость). Она также является вместилищем духа (шэ) или мельчайших ци ( частиц)

Синь -термин имеет несколько значений. 1. Сердце, как орган мысли, средоточие ума, разума, чувства, воли, вместилище духа (шэ), мельчайших ци - частиц (даос.). 2. Искренность- термин, характеризующий одно из пяти постоянств человеческой природы (конф.)

синь шу -способность мыслить - «видеть мельчайшее», «изначальное» (даос.)

Сунь -«Серединное царство» - термин, обозначавший конгломерат древних царств, находившийся на территории нынешней провинции Хэнань - синоним древнекитайской цивилизации

сю синь -совершенствование сердца (ума, мысли, разума, воли). Медитация (даос.)

сюи у -пустота. Она всеобъятна, ее характерной чертой является «наличие» и одновременно «отсутствие наличия» (даос.). Постоянное свойство дао. Символизирующее в даоской космогонии «начало начал». «Небесное дао пусто и бесформенно. Поскольку пусто, оно неисчерпаемо, поскольку лишено формы, на его пути нет препятствий. Отсутствие на его пути препятствий позволяют ему находиться среди вещей и не подвергаться изменению» («Гуань цзы» гл. 36.). В деятельности и мышлении человека пустоте соответствуют у вэй (недеяние) и отсутствие мысли.

Сюн – мужественность (даос.)

сю шэнь -воспитание самого себя

сюэ – термин, обозначающий школы, существовавшие в Китае в период первых трех династий: Сяо (общеобразовательная школа эпохи Ся). Сюй (общеобразовательная школа эпохи Инь, включавшая в программу обучения искусство стрельбы из лука). Сян (школа эпохи Чжоу, имевшая при себе приюты для пожилых людей, в которых работали ученики)

сы ти -четыре части тела: голова, туловище, руки, ноги

сы ши - четыре времени года

сяо жэнь -ничтожный человек

сю синь -совершенствование сердца (медитация)

Сыма цзян (145-86 гг. до н.э.) историограф - «китайский Геродот», создавший в I в. до н.э. (вместе со своим отцом Сыма Танем) первую Всеобщую историю Китая «Ши цзи» («Записки историка»)

Ся -низ, низы

Сяо -черты. Их две - непрерывная и прерывистая. В системе триграмм и гексаграм они символизируют первочастицы ян (световые)и инь (теневые)

сяо цзы -афоризмы к отдельным чертам гексаграмм «Книги перемен» («И цзын»)

сян -образы на небе

сянь жэнь -мудрый человек (И цзин)

тай и – «Великое Единое» его законом является «и» - символизирующее всеобщую соотнесенность вещей (синоним дао). «В едином покоится вселенная» (даос.)

тай цзы -Великий предел (термин впервые упоминается в «Сици чжуань», комментарии к «Книге перемен»

тай цзын -великая чистота

ти – тело (его функция «юн» - простое, обычное)

тинь -народ

тянь – небо - бесконечное пространство, имеющее формуполусферы (сюань е шо), в котором плавают светила, в том числе и земля. Его структуру составляют: небесный покров - гаи тянь шо (он имеет вещественный характер) и небесные сферы - хунь тянь шо (они не имеют вещества)

тянь вэнь -небесные узоры

тянь ди – природа - небо и земля (даос.)

тянь ли - природный закон (даос.)

тянь мин -воля неба (конф.), отрицается даосами

тянь чжи ли шу -числа календаря Неба

тянь цзы -«сын природы» - царь (даос.)

тянь ся – Поднебесная (Китай)

тянь ши - «Небесный наставник» - титул наставника даоской религии

У -термин имеет ряд значений. 1. весь внешний, окружающий человека мир: веши, существа, твари. 2. Сущность. 3. Мелодия (муз.)

у ба - пять гегемонов - царей, которые в период Восточного Чжоу вели между собой непрерывные войны

у ван – пять мифических предков: Ши ХуанДи (Желтый император), Шэн нун ( Священный земледелец). Нью ва (прародительница людей), Фу си (первый, после Неба, правитель людей), Высочайший (тот, кто поставил правителем людей высокосовершенного Фу си)

у вэй - не-деяние, важнейший принцип китайской культурной традиции, предполагавший неукоснительное соблюдение «пути дао». У вэй является единой основой всех измнений («Ли цзы»). У конфуцианцев этот принцип истолковывался как неукоснительное соблюдение «закона неба» - основы организации государства - и этических норм, регламентирующих жизнь всех жителей Поднебесной. Изучение этого закона и следование ему ассоциировалось конфуцианцами с культурой. Оно является обязанностью и долгом «благородного человека» («цюньзю»). У даосов, отрицавших конфуцианское учение о «законе неба», у-вэй – это высшая форма небытия – источник для «тьмы изменений», и в этом смысле высшее выражение «естественности» бытия, к которой человек приобщается не через посредство культуры, а в путем неукоснительного следования «естественному ходу вещей» - т.е принятие у вэй в качестве жизненного принципа, а не объекта изучения, никогда и никаким образом не нарушаемого. Даосы противопоставляли у вэй – деяниям - вэй.

у дэ - пять добродетелей: человечность - жэнь; чувство долга, справедливости- и; благопристойность - ли; искренность - синь; воля, стремление, желание - чжи (конф.)

у ди – пять мифических вождей (правителей), правивших Китаем в III тыс. до н.э. Хуан Ди, Ку,Чжуан сюй, Яо, Шунь.

у гу - пять злаков: рис, просо, ячмень, пшеница, бобы

у гуань - пять высших чиновников: глав пяти ведомств (просвещения, армии, общественных работ, внутренних дел, этикета)

у жэнь -воин

у лунь - пять отношений между людьми (отцом и сыном, правителем и подданными,мужем и женой, старшими и младшими, между друзьями)

у мин -не названное, безымянное (синоним дао)

у син -1. Пять движений. выражение статических и динамических состояний инь и ян 2. пять элементов (стихий): небо, ветер, огонь, вода, земля. 3. пять начал: вода, огонь, дерево, металл,земля. Из них состоит не только природа, но и человек. 4. пять стран света: север, юг, запад, восток, центр также соответствуют «у син». Термин «У-син» ( «пять движений) впервые появляется, согласно традиции, вXX в. до н.э., но «первое подлинно аутентичное упоминание об «У-син» содержится только в тексте «Шудзин» в главе «Хун-фань» («Великий План»,образец, закон»), которую ученые относят к IV-III вв. до н. э.». В «Шудзин» система «У син» рассматривается во взаимосвязи с «Ба гуа» - восьми триграммами, символизирующими мировой космос. Согласно традиции, создав учение (У-син) «совершенномудрые правители» придали учению о переменах универсальный характер и определи тем самым «всеобщий закон природы». Знание «У син» - всеобщего закона природы - дало людям надежду, что «небо не лишит Поднебесную поддержки».

у син сян -сущность

у сэ -пять цветов (зеленый, желтый, красный, белый,черный)

у сы -пять духов хранителей (дымохода, ворот, дверей, очага, дороги)

у цзы – беспредельное (даос.)

у ю -небытие

у юэ -свободный от условностей-философ(даос.)

у фан -первичный хаос

у ши -безначальное

фазакон. У даосов различяются: всеобщий закон – дао (его манифестация у-син) и ли (закон развития отдельных вещей). Конфуцианцы (следуя традиции «Ши цзин») принимают в качестве единого всеобщего закона - «тай -и» (великое единое), в котором дао неба, земли и человека образуют изначальную, всеобщую целостность.

фа и -подражание образцу. (В качестве образца с древнейших времен почитался путь дао, основу которого составляет ритмическое взаимодействие космических первочастиц инь и ян. Следование образцу - это прежде всего неукоснительное соблюдение этого пути. Вместе с тем понимание «пути дао» было различным у представителей многочисленных философских школ Древнего Китая. Для даосов следование «пути дао» предполагало отрицание, какое бы то ни было вмешательство в ход «естественного дао». Конфуцианцы, напротив, считали, что человек не просто следует пути «естественного дао», но путем своей культурной деятельности «расширяет этот путь», в результате постижения «закона неба» и использование этого знания для организации жизни путем просвещения народа и приобщения его к знанию «тай и» - великого начала, в котором едины «хэ» (гармония), порожденная ритмическим движением инь и ян и все пять высших нравственных принципов: «жэнь» (человеколюбие), «и» (долг, справедливость), «ли» (благопристойность), «синь» (искренность), «чжи» (воля, стремление). Законники исходили из необходимости использовать для приобщения жителей Поднебесной к «образцу» всю силу государственного закона, а не только просвещение народа и формирования у него нравственных добродетелей)

фань - букв. «перевертывание», «выворачивание наизнанку» - характерный для китайской традиции термин, который используется для обозначения двойственности всех явлений действительности, расположения бытия на грани противоположности.

фа цзя -название философской школы легистов» (законников)

Легисты были одними из наиболее активных критиков конфуцианства. Крупнейшими представителями легизма являлись Гуан цзы и Шан Ян.

Фу-гу - древность, рассматриваемая как совершенный образец, к которому стремится человек, пытающийся достичь совершенства.

Фу си (Баоси). Величайший культурный герой китайской мифологии, обучивший людей многочисленным искусствам (умениям). Создатель знаменитой «Ба гуа» - системы триграмм («чертежа мироздания»). Первый правитель людей, получивший согласно традиции «мандат» на правление от самого Неба. Время правления Фу си традиционно отождествлялось с эпохой «золотого века» («Хуайсюевы времена»).

фу цзы -учитель

фын -нравы (го фын - нравы царств)

фэн -ветры

Хай -моря. Согласно традиции, Поднебесную окружают пять морей. На Западе функцию одного из них выполняет Великая пустыня. Богатства морей - это жемчуг и нефрит (миф.)

Хоу цзы -«князь зерно», покровитель земледельцев, считался предком племени Чжоу (миф.)

«Хуайнаньцзы» («Философы из Хуайнани») - даоский трактат, созданный представителями т.н. «позднего даосизма» в Ханьскую эпоху (II в. до н.э. - II в. н.э.) в княжестве Хуайнань при дворе правителя Лю Аня (179-122 гг. до н.э.)

Трактат является произведением, которое подводит итог развитию философии даосизма в классический и постклассический периоды древнекитайской культуры.

Хуан Ди ( Желтый император).Один из пяти мифических государей. Родоначальник китайского этноса, совершенный правитель. Согласно даоской традиции, легендарный основатель даосизма. Маг и волшебник, прибывший на землю из созвездия льва (миф.).

Хуан Ди «Иэи цзын» -«Внутренний канон Желтого владыки» - медицинский трактат» I в. до н.э.

Хуайсюши -Страна всеобщего процветания» - «золотой век» (миф.)

Хуан цзы -центр, центральный дворец

Хунмэн -изначапльный хаос, одно из олицетворений природы (даос.)

Хунь -1.парящий дух. По размерам уподоблялся небу и земле (миф). 2.небесная разумная душа. После смерти человека покидает его тело и переселяется в мир предков.

Хунь (хунь дунь) - хаос (даос.)

Хэ -1. гармония. Великий путь для Поднебесной. В философии Древнего Китая рассматривается как упорядочивающее начало. 2. Благородный человек, сердце которого лишено строптивости (конф.)

хэ-ту -расположение «крест накрест» времен года, стран света, чисел, нотных знаков для получения единого образа мироздания, благодаря чему его «стройность и упорядоченность проступает с особой выразительностью и авторитетностью».

Ху фань -великий закон (план, образец). Согласно преданию, которое свидетельствует о древнем происхождении этого текста, был ниспослан Юю великому небом[59] и изначально включал в себя 9 разделов. Каждый из этих Разделов характеризовался определенным числом, что свидетельствует о том, что он предстает как результат размышления о структуре вселенной и вселенском миропорядке. (См. М. Гране. Китайская мысль. М., 2004, с. 113.) Приблизительно в VIII в. до н.э. текст был включен в виде отдельной главы в канон «Шу цзын».

цзао у -создание вещей (даос.)

цзао у чжэ -«то, что творит вещи» - процесс спонтанного творчества вещей природой (даос.)

Цан Се -легендарный изобретатель китайской письменности

Цзе -(букв. сустав) - 1. частота, мера. 2. Термин, обозначавший сроки, придающие определенный ритм смене времен года, ритмику музыкальных образов, представление об отдельном человеке («один»)

Цзо -технотворчество людей (отлично от спонтанного творчества дао-шао)

цзинь жань - первоначальная, естественная природа (даос.)

цзин шэнь -жизненная сила, душа, энергия (даос.). Имела, как и тело, материальный характер, но с несколько иными свойствами

цзюан шэнь -целостность жизни, совершенный, «целостный человек» (даос.)

«Цзися сюэ гун» -«Дворец наук у западных ворот», т.н. «Академия Цзися». Главный центр учености Китая, находившийся в царстве Ци. Созданная в начале IV в. до н.э. она просуществовала 100 лет, привлекая к себе многих выдающихся мыслителей. С академией Цзися была связана деятельность Мэн цзы и Сюнь цзы.

Цзя -хозяин

Цзы -1. центр. 2 совершенномудрые (предки,люди). 3. Мудрецы, философы. 4. дети

Цзын -1. почитать, уважать. 2. применительно к тексту канонический, основной, особо почитаемый.

цзы фан -естественная свобода (даос.)

Цзян -название в древних текстах реки Янцзы

Цзяо -учение

Цзяньму -священное дерево. По нему спускаются на землю и поднимаются на небо боги.

Ци -(букв. «воздух») - частицы, элементы мировой энергии, творящей метаморфозы. В китайской традиции все многообразие частиц объединяется в три основных группы. 1.Элементы мировой энергии. В эту группу входят ци (люцзин): инь, ян ветер, дождь, мрак, свет. 2. Циобразующие пять элементов, начал (у син), материальную и духовную субстанцию природы («тьмы вещей»), четырех временен года и элементы космических ритмов. 3. Применительно к человеку различаются два вида ци: «тончайшие », образующих духовное начало человека и «грубые», выступающие в качестве субстанции, из которой состоит его тело. В роли исходных частиц образующих род людей выступают совершенномудрые предки - «поколение мудрецов» (миф.)

Цин -природное качество (даос.)

цинь ци -тоньчайшие частицы. Из них состоит «душа», они являются основой сознания во всех его проявлениях

цзю -время как длительность(моисты)

циндафу -сановник (крупный чиновник )

ци жэнь -поколение мудрецов

цюань - целое, цельность (даос.)

цюньцзы -«благородный муж» -добродетельный правитель и сын правителя. Ученый, культурный человек (конф.) (Даосы считали «цюньцзы» человеком «ничтожным» в силу того, что он предпочитает овладение знаниями и соблюдение норм ритуала подчинению человека естественному ходу вещей (естественному дао)

цюнь -способность жить сообща

цы -порядок, ряд, местоположение

Чан -неизменное - синоним дао (даос.)

ань шэнь бусы -обретение бессмертия (даос.)

чжа - «Мушиный обряд». Большая общегосударственная церемония, совершавшаяся в конце года. В это время приносилось жертвоприношение покровителю земледелия Шэн нуну и божеству зерна

Чжан го. 1. обозначение периода «сражающихся царств»(480-222г до н. э.)2.В узком смысле слова «государство».

чжоу- термин имеющий ряд значений 1.время.2.круг,

круговращение,оборот,цикл.3.Название одной из древнейших династий и одного из древних племен и царств.

чжоу хоу -военноначальник

чжи -1. ум, умный, мудрый. 2. свойство человеческой натуры, воля, стремление, желание (конф.)

чжэн мин -исправление имен

чжу -хозяин

Чжуан цзы (369-286 гг. до н.э.) Выдающийся представитель даоской философской школы. Автор названного его именем трактата, являющегося главным, наряду с «Дао дэ цзином» каноническим текстом даосизма

Чжуань -трактат

чжу ся -«вся СЯ», термин, обозначающий все восточные и западные царства Китая (аналог «Поднебесной»)

чжун -1. середина. 2. честность, верность, покорность (конф.)

чжун юн - «золотая середина» (соединение дао и дэ, серединного и обычного)

чжун шу – единое (в нем слиты в единое целое: чжун, шу и жэнь)

Чжунго - «серединные царства» (Китай)

Чжэн -1. Бытие («Ицзын»). 2. Стойкость, справедливость (конф.)

чжэнь жэнь - «идеальный человек» - тот, кто познал дао и очистил свое сердце (даос.)

чжэн мин -исправление имен (способность отличать правду от лжи). Термин связан с деятельностью представителей мин цзя – «школы имен» (софистов)

Чунь цзю -«Весны и осени» - период т.н. «обособленных царств» (770-475 гг. до н.э.), сменивший эпоху древних династий

Чэнь – 1. преданность, справедливость, искренность (конф.)

чэнь жэнь – настоящий, «добродетельный человек» (конф.)

чэн -совершенное число

 

Шао -музыка, написанная, по преданию, правителем Шунем

Шан - верх, верхи (противоположность низ, низы ся)

Шань -горы. В Древнем Китае почитались 5 священных гор (Жиюшань – «стержень неба». Кунлунь - «Гора старших братьев», нижняя столица богов и предков. Хэшань. Дэньбо -гора, по ней поднимаются на небо и спускаются на землю боги. Тайшан ь - символ величия Поднебесной, на ее вершине императоры Китая совершали жертвоприношения богам. Богатством гор считались медь и золото (миф.)

Шао – мелодия («весенняя »)

«Шань хай цзын» -«Книга гор и морей» (VIII-III вв. до н.э.) - окончательно сложилась в I в. н.э. - один из основных источников древнекитайской мифологии

Шан шу -«Великий закон». Древний текст, в котором были определены 5 элементов (стихий), которые, согласно традиции, считались основой мироздания. Вошел в состав канонического текста «Ли цзы»

Шань -1. добро, космическая доброта, искусность (даос.) 2. Добродетель, великодушие, сострадание, забота (конф.)

Шан Ди - «Всевышний первопредок» (верховное божество древних китайцев)

шешь у -живой дух, пульсирующий в ритмахинь-ян

ши -1. стихотворение, песня. 2. время (иероглиф, первоначально обозначавший время прорастания брошенного в землю зерна)

ши и -«Десять крыльев» - комментарии к «И цзын»

ши фэй -истинное и ложное

ши фу -служивый

ши у -шаманы

«Ши цзи» - «Исторические записки» - первая всеобщая история Китая, написанная во II в. до н.э. историографом ханьского двора Сыма Танем и его сыном Сыма Цянем

«Ши цзин» - «Книга песен». Древнейший памятник китайской письменности. Первые ее тексты основывались на надписях Иньской эпохи VIII-XII вв., окончательное оформление текста было осуществлено в XI-VIII вв. до н.э.

Ши Хуан Ди -Первый император Китая, создатель империи Цинь

Шоу -субъективное Я - «мудрец должен вбирать в себя внешний мир» (даос.)

Шу -термин имеет ряд значений.1. книга, сочинение. 2.число, считать, отсчитывать (древние китайцы использовали десятизначную систему чисел преимущественно для обозначение положений частиц - ци). 3. великодушие, сострадание, забота о людях (важнейший элемент конфуцианской социально-нравственной доктрины)

шу вэй -основа ткани, основная нить ткани, текста

шуй -потоки

шу цзын -канонический (записанный) текст

«Шу цзын» - «Книга истории» или «Книга документов» (важнейший из канонических текстов, посвященных истории Китая в ее древнейший и древний периоды (XXIV-VIII вв. до н.э.).

Шуй -божество вод

шуй ди -вода и земля

Шунь -легендарный правитель древности, почитавшийся как образец мудрости и добродетели

Ше -божество полей

Шэн -спонтанное творчество (творение вещей) и принципа мироздания, «дело дао» отлично «от дела людей» («технотворчества»).

шэнь – термин имеет ряд значений. 1.небесные духи (наряду с ними почитались и «человеческие духи-гуй»). 2. Бог, божественная энергия, интеллект. 3. Честный, преданный государю чиновник (конф.)

шэнь мин - 1. божественный разум. 2. духовная просветленность (даос.)

Шэн нун - « Небесный земледелец» - культурный герой китайской мифологии,обучивший людей земледелию




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.