Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии развития театрального творчества




ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

А.Ю. Кузина

Тольяттинский государственный университет, г.о. Тольятти

Н.М.Линкова

МДОУ ЦРР детский сад №50 «Синяя птица», г.о. Тольятти

 

В основу технологии развития театрального творчества положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.

Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры.

Классификационные параметры технологии развития театрального творчества в соответствии с принятой систематизацией, предложенной Г.К. Селевко, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Классификационные параметры

Название технологии Технологии развития театрального творчества. Авторы: О.В.Дыбина, авторский коллектив МДОУ ЦРР №50 «Синяя птица».
Уровень и характер применения Макротехнология (общепедагогический уровень).
Философская основа Гуманистическая.
Методологический подход Гуманистический, деятельностный, компетентностный.
Ведущие факторы развития Психогенные.
Научная концепция освоения опыта Деятельностная.
Ориентация на личностные сферы и структуры индивида СЭН (сфера эстетических и нравственных отношений), СТВ (сфера творческих способностей).
Характер содержания Светская, адаптивно-вариативная.
Вид социально-педагогической деятельности Развивающая.
Тип управления педагогическим процессом Система «малых групп».
Преобладающие методы Развивающие, игровые, творческие.
Организационные формы педагогического процесса Индивидуальная, групповая.
Преобладающие средства педагогического процесса Вербальные, наглядные, практические, аудиовизуальные.
Подход к ребенку и характер воспитательных воздействий Личностно ориентированная, субъект-субъектный характер взаимодействия.
Направление модернизации существующей традиционной системы На основе гуманизация и демократизации педагогических отношений.
Категория обучающихся Массовая, все категории.

 

Раскроем целевые ориентации технологии.

Направление: художественное-эстетическое; обеспечение собственного творческого развития ребенка и целенаправленное воздействие на все стороны его личности.

Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

2. Побуждать к коллективному созданию образов персонажей, постоянно ощущая своего партнера.

3. Развивать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа.

5. Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр.

Концептуальную основу технологии развития театрального творчества составляют подходы к организации театрализованной деятельности режиссера Ленинградского ТЮЗа З.Я. Корогодского и д.п.н., профессора О.В. Дыбиной, а также ряд теоретических и практических положений,выделенных на основе анализа психолого-педагогической, методической литературы.

З.Г. Корогодским выделены следующие концептуальные принципы:

· Переход от драматизации к импровизации как основе истинного творческого проявления эмоций и чувств ребенка, при которой сохраняется смысл и атмосфера театрализованной деятельности.

· Синтезирование слова и музыки, живописи и действия, направленное на воображение и сознание ребенка.

· Богатое воображение детей и удивительная отзывчивость помогают им полноценно, эмоционально воспринимать образный театральный язык.

О.В. Дыбина указывает на связь театрализации с игрой. В детском саду театрализованная игровая деятельность принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы рукотворного мира (игрушки, куклы, фигурки); когда дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов) исполняют взятую на себя роль. При этом О.В. Дыбина отмечает, что театрализованные игры займут определенное место в системе работы детского сада при условии:

- наличия и развития представлений, интереса детей к различным видам театра;

- разнообразия костюмов и доступности художественного оформления спектаклей и инсценировок по литературным произведениям;

- овладения детьми правилами и приемами того или иного вида театрализованной деятельности;

- серьезного, искреннего, эмоционально-положительного отношения педагога к играм детей в театр;

- наличия сценических навыков, способности дошкольников при передаче характера пользоваться выразительными средствами (мимикой, походкой, интонацией, жестом, позой) и находить соответствующее эмоциональное состояние героя.

Физиологическое обоснование предпосылок формирования творчества в театрализованной деятельности определил Л.С. Выготский, который заявил, что природной основой для развития творчества является особенность нервной системы, а именно, ее пластичность (в дошкольном возрасте наиболее ярко пластичность проявляется в театрализованной деятельности).

Исследования в области театрализованной деятельности показали, что она является наиболее близкой и понятной для дошкольников. Драма, лежащая в основе любого театрализованного действия, является личной, внутренней драмой ребенка, она органична и естественна для него (Т. Неменова, Л.С. Выготский, В. Борзова, А. Борзов). Дошкольный возраст является сенситивным для становления творческой театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника в силу двух причин: в театрализованной деятельности используются лучшие образцы художественного слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи (Л. Артемова).

Театрализованная деятельность способствует эстетическому воспитанию ребенка, их пониманию прекрасного и безобразного, формированию эстетического вкуса (Р. Сигуткина, Т. Неменова, Н. Реуцкая).

Психолого-социологические факторы, влияющие на развитие театрализованной деятельности у старших дошкольников, определяемые возрастными особенностями, произвольностью психических процессов и поведения (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомина, А.А. Смирнов, Я.3. Неверович), углублением, дифференциацией эстетических, интеллектуальных и моральных чувств, что способствует формированию процесса эмоционально-оценочного отношения к своим действиям, повышает эффективность воздействия на психику и сознание ребенка эмоциогенной функции искусства.

Останавливаясь на процессуальной характеристике технологии развития театрального творчества, следует отметить, что в ДОУ данная технология основана на педагогическом взаимодействии взрослого и ребенка в форме игр, упражнений и этюдов, построенном на принципе свободной импровизации в театрализованной деятельности. Этюды на выражение различных эмоциональных состояний способствуют развитию умения адекватно отображать и проявлять эмоции и чувства, развивают рефлексию. Упражнения, направлены на развитие определенных сценических приемов, настрой детей на театрализованную деятельность («Превратился сам», «Летает-летает», «Маленький скульптор»). В театрализованных играх, в основу которых положен процесс творческого переживания и воплощения, сохраняется непосредственность детской игры, основанной на импровизации.

Тактика педагогического воздействия основывается на принципе сотрудничества в подсистемах «взрослый – ребенок», «взрослый – дети», «ребенок – ребенок». Организация взаимодействия в подсистемах осуществляется с помощью методов, представленных на рисунке 1. Выбор методов обоснован их направленностью на формирование перцептивной, коммуникативной и интерактивной составляющих социально-коммуникативной компетентности.

Эффективной реализации технологии способствует система условий, побуждающих ребенка к самовыражению, проявлению своего «Я».

Первая группа условий:

· развитие представлений о разных видах театра;

· разнообразие атрибутов и доступность художественного оформления;

· овладение правилами и приемами определенного вида театрализованной деятельности;

· эмоционально-положительное отношение взрослого к театрализованному творчеству ребенка.

Вторая группа условий:

· организация предметно-пространственной среды (материал, обстановка, атмосфера);

· роль взрослого (предоставление возможностей для самостоятельности, инициативы, творчества, направляющая функция);

· активная позиция самого ребенка.

Рис.1 Методы и приемы технологии развития театрального творчества

Реализация технологии развития театрального творчества начинается с младшей группы и предполагает три этапа, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Этапы реализации технологии развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.