Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №9. Экспертиза инновационных проектов




Данный вопрос излагается на основе разработок А.К.Казанцева, Л.С.Серовой[62] и Р.Фатхутдинова[63].

В экономику России интенсивно входит относительно новая концепция управления проектами (Project Management). Основу данной концепции составляет взгляд на проект как на изменение исходного состояния любой системы, связанное с затратами времени и средств. А процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений, – это управление проектами. К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех промышленно развитых и новых индустриальных странах методологией инвестиционной деятельности. В отечественной практике эта концепция нашла отражение в применении программно-целевых программ (ЦКП).

Понятие «инновационный проект» может рассматриваться как:

· Форма целевого управления инновационной деятельностью;

· Процесс осуществления инноваций;

· Комплект документов.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей в приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс управления инновациями – это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических. Производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям.

Как комплект документов – инновационный проект представляет собой комплекс технической, организационно-плановый расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта (на Западе для обозначения этого аспекта применяется термин «Design»).

Исходя из вышеизложенного, можно дать такое определение инновационного проекта. Инновационный проект комплект документов, определяющих систему научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени.

Руководство разработкой и реализацией инновационного проекта осуществляет руководитель проекта (проект-менеджер и научно-технический совет (НТС)). Руководитель проекта – юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом заказчиком. Команда проекта – специфическая организационная структура, создаваемая руководителем проекта на период осуществления проекта, с целью достижения своевременного плановых показателей.

Глубина, структуризация инновационного проекта, количество учитываемых при проектировании научных подходов и принципов, методов менеджмента определяется главным менеджером проекта и членами НТС в зависимости от сложности проблемы. Стоимости проекта и состояния факторов внешней и внутренней среды инновационной организации.

Разработка инновационного проекта завершается разработкой проектной документации. Единый состав проектной документации пока не установлен и в каждом конкретном случае ее состав определяется в исходном (ТЗ) задании.

Инновационный проект любого уровня должен включать в себя следующие разделы:

1. содержание и актуальность проблемы (идеи)

2. резюме руководителя проекта

3. дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы

4. систему мероприятий по реализации дерева целей проекта

5. комплексное обоснование проекта

6. комплексное обеспечение реализации проекта

7. характеристику проекта НТС

8. экспертное заключении проекта

9. механизм реализации проекта и систему мотивации.

Заключительным вопросом инновационного проектирования является вопрос о порядке завершения проекта, включающего сдачу проекта и закрытие договора

Сдача проекта – все требования к сдаче проекта устанавливаются договором. Если результатом реализации проекта является готовый объект, то необходимо провести приемочные или эксплуатационные испытания. Они включают:

- проведение сравнения технико-экономических параметров разработки с запланированными

- определение причин появления расхождений

- разработку мероприятий по устранению обнаруженных расхождений

- организацию работ по устранению недоделок.

Ели в результате приемочных испытаний будет получена продукция, отвечающая требованиям проекта. То оформляется протокол комиссии по приемке готовых объектов. Результаты испытаний являются основанием для передачи ответственности организаций-исполнителей к заказчику в период сдачи-приемки готовой продукции (объекта, новшества).

Закрытие договора осуществляется в следующие этапы:

1. проверка финансовой отчетности

2. паспортизация

3. выявление невыполненных обязательств

4. завершение невыполненных обязательств.

Проверка финансовой отчетности относится к отчетности заказчика и организаций-исполнителей.

Проверка финансовой отчетности заказчика включает:

1. проверку платежей поставщикам и исполнителям

2. соответствия сумы заказов закупкам по накладным поставщиков

3. поиск просроченных платежей поставщику

4. подтверждение соответствующих удержаний.

Паспортизация представляет собой один из важных элементов организации закрытия договора. Она проводится в следующей последовательности:

1. исполнители разделов предоставляют отчеты с необходимыми приложениями в головную организацию по разделу;

2. последняя представляет итоговый отчет на НТС по разделу

3. НТС по разделу принимее6т отчеты и оформляет акты

4. головная организация готовит отчет по проекту в целом и направляет его генеральному заказчику.

5. договор закрывается.

Оценку качества инновационного проекта возможно проводит, используя определенные критерии.

 

Табл.17

Критерии оценки инновационного проекта.

критерии оценка
         
    Цели, стратегия, политика и ценности предприятия.          
5. Совместимость проекта с текущей стратегией организации.          
2. Согласованность проекта с представлениями потребителей о предприятии.          
3. Соответствие проекта отношению предприятия к риску.          
4. Временный аспект риска.          
  маркетинг          
1. Соответствие проекта определенным потребностям рынка.          
2. Оценка общей емкости рынка          
3. Оценка доли рынка          
4. Вероятность коммерческого успеха          
5. Возможный объем продаж          
6. Оценка конкурентов          
7. Согласованность с существующими каналами сбыта          
8. Общественное мнение о новом продукте          
  НИОКР          
1. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия          
2. Вероятность технического успеха          
3. Стоимость и время разработки проекта          
4. Отсутствие патентных нарушений          
5. Наличие научно-технических ресурсов          
6. Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии          
7. Согласованность другими инновационными проектами предприятия          
8. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду.          
9. Соответствие проекта текущему и перспективному законодательству об охране окружающей среды          
  Финансы          
1. Стоимость НИОКР          
2. Затраты на производство          
3. Стоимость маркетинговых исследований          
4. Наличие финансовых средств в необходимые сроки          
5. Согласованность с финансированием других проектов предприятия          
6. Ожидаемая норма прибыли          
7. Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии.          
  Производство          
1. Соответствие численности и квалификации научно-производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта.          
2. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия          
3. Стоимость и наличие необходимых ресурсов, сырья, материалов, комплектующих изделий.          
4. Издержки производства          
5. Уровень безопасности производства          
Суммарная оценка проекта  

Шкала оценивания:

5 баллов – очень высокая оценка

4 балла – высокая оценка

3 балла – удовлетворительная оценка

2 балла – низкая оценка

1 бал – очень низкая оценка

ориентиры в суммарной оценке проекта:

165 баллов – очень высокая оценка

132 балла – высокая оценка

109 баллов – удовлетворительная оценка

66 баллов – низкая оценка

33 балла – очень низкая оценка

 

Контрольные вопросы по теме.

1. Дайте определение инновационному проекту?

2. Каковы основные принципы его разработки?

3. Дайте определение экспертизе инновационного проекта?

4. Перечислите основные критерии оценки инновационного проекта.

5. Каковы основные разделы инновационого проекта?

6. Кто может проводить экспертизу инновационного проекта?

7. Как оценить рентабельность проекта?

8. Как взаимосвязана рентабельность проекта и эффекты от его внедрения?

 

 

Тема № 10. Интеллектуальная собственность.

Российский инновационный рынок в современных условиях»

Без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности, практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. В настоя­щее время мировой рынок высоких технологий составляет примерно 2 трлн долл., из которых на долю США приходится 39%, Японии — 30%, Германии — 16%. В мире на одного ученого приходится 10 менеджеров, которые отбирают перспективные научно-технические достижения, своев­ременно патентуют изобретения, занимаются продвижением наукоемких товаров на рынок. В нашей стране на 10 ученых приходится один менед­жер. В результате при наличии на внутреннем рынке до 10% высокотехно­логичных товаров организовать их продажу на внешнем рынке весьма сложно. В российской науке из 100 направлений исследований 17 опере­жают мировой уровень. По ним разрабатываются проекты с детальными бизнес-планами, которые предполагают выход на мировой рынок. Имеются еще 22 направления с возможностью через несколько лет выйти на миро­вой уровень конкурентоспособности. Однако из-за ограниченности бюд­жетных средств государственная поддержка российской науки распрост­раняется только на 17 направлений. К ним относятся: биотехнологии на основе биоинженерии, разработка атомной и космической техники, био­совместимых фармацевтических препаратов, систем искусственного ин­теллекта и виртуальной реальности, рекомбинантных вакцин, сверхтвердых материалов, мембран, катализаторов, электронно-плазменные техно­логии и др. Если привлечь достаточные средства в развитие других 22 на­правлений науки, активизировать инновационную деятельность и поддер­жать ее законами об интеллектуальной деятельности в сочетании с разви­тием инфраструктуры для обеспечения коммерциализации инноваций, то были бы успешно решены многие проблемы российской экономики.

Одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности является прямое финансирование научно-технологических программ и про­ектов. Например, Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. о частных ин­вестициях (из 112 тыс организаций промышленности — большинство с ак­ционерной формой собственности) предусмотрено ежегодное выделение 0,5% от 8ВП на финансирование высокоэффективных инновационных проек­тов. Предельный срок окупаемости затрат по этим проектам установлен в пределах 2-х лет. Государственная поддержка инновационных проектов пре­дусмотрена в размере от 50—40 до 30—20% соответственно на проекты по выпуску продукции, не имеющей зарубежных аналогов, в том числе предназ­наченной на экспорт, и импортозаменяющей продукции, включая продукцию для удовлетворения внутреннего платежеспособного спроса. В перечне под­держанных государством проектов насчитывалось около 300 выполненных проектов, что было явно недостаточно для подъема инновационной активнос­ти, эти проекты охватывали всего 10 направлений развития науки и техники. Многие проекты наукоемкой продукции не нашли государственной поддерж­ки ввиду ограниченности бюджетных средств и не были профинансированы частным капиталом в связи с более низкой инвестиционной привлекательно­стью инновационной сферы по сравнению с финансовыми спекуляциями. В результате большинство организаций инновационной сферы осталось без

крупных заказов, что стало одной из причин снижения объемов производства в промышленности.

В последние годы в стране резко упала инновационная активность промыш­ленности в целом. Количественно она выражается показателем удельного веса организаций, осуществляющих разработку и использование нововведе­ний: в 1992г. - 16,3%, в 1993 г. - 17,3%, в 1994 г. - 19,5%, в 1995г. -5,6%, в 1996—1999 гг. этот показатель не превышал 5%. Без коренного изменения отношения к инновационной сфере на всех уровнях принятия решений в бли­жайшее время не прогнозируется существенного роста инновационной ак­тивности промышленных организаций.

Привлечение инвестиций в обновление основных фондов является обяза­тельным условием преодоления спада объемов производства в промышлен­ности, произошедшего в годы экономических реформ и структурной пере­стройки реального сектора российской экономики. Объем инвестиций в про­мышленное производство составил всего треть уровня 1991 г. При этом из­менилась структура инвестиций: в структуре затрат на инновации подавляю­щую роль стали играть собственные средства — 77%, выросла доля иност­ранных инвестиций — да 10%, при этом бюджетные ассигнования сократи­лись до 3%. Из внебюджетных фондов на инновационную деятельность было направлено менее 3%. Остальные финансовые ресурсы привлекались на ус­ловиях кредитования. Соответственно объемы производства промышленной продукции сократились более чем в 2 раза.

Учитывая, что 90% промышленной продукции выпускается организациями с численностью работающих свыше 10 тыс. чел., заметную роль в оживлении деловой активности могут сыграть дезинтеграционные процессы, связанные с формированием малых организационных структур в сфере инновационного бизнеса. Такие организации (в основном внедренческие) специализируются на выпуске небольших партий новой продукции по имеющимся патентам на изобретения, полезным моделям. В 1994 г. создан Федеральный фонд со­действия развитию малых форм инновационных организаций. За три года в фонд поступило 1700 заявок, из которых 450 было одобрено и принято кон­курсной комиссией. Заявители сопровождали предоставленные на конкурс работы бизнес-планами с обоснованием платежеспособного спроса на оте­чественном и зарубежных рынках с подтверждением возможностей промыш­ленной реализации инновационных проектов. В результате численность ма­лых инновационных организаций увеличилась на 11—12%, а объем реализо­ванной продукции — на 22—25%.

В 1998 г. принята программа «Активизация инновационной деятельности в России", к которой присоединились регионы, заинтересованные в сотрудни­честве по развитию и использованию своего научно-технологического потен­циала. В программу входит создание и поддержка инновационно-технологи­ческих центров (ИТЦ) с технопарками, бизнес-инкубаторами и другими орга­низационными структурами инновационного бизнеса.

В сентябре 1998 г. учреждена управляющая компания первого российского венчурного фонда ОК "Винфин" (Объединенная компания высокорискового инновационного финансирования). Компанию основали Фонд содействия развитию малых форм инновационных организаций, Министерство по науке и технологиям и победитель конкурса на управляющую компанию — научно-производственный центр «Солитон — НТТ». Компания располагает портфе­лем, в котором насчитывается 15 020 проектов, оцениваемых примерно в 20 млн долл., из которых половину внесут государственные учредители, а остальные – частные инвесторы.

Табл.18

Организации Санкт-Петебурга,

оказывающие улуги по защите авторских прав физическим и юридическим лицам.

Наименование организации Контакты
1. АРТЕФАКТ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО НП   Санкт-Петербург, Чайковского Ул., 20 +7 (812) 2759132 тел. http://www.artefactnet.ru  
2. АССОЦИАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ   Санкт-Петербург, Владимирский Просп., 14 +7 (812) 3100160 тел.  
3. ИНФОРМ ПАТЕНТ ПИТЕР ПАТЕНТНОЕ АГЕНТСТВО     Санкт-Петербург, Лифляндская Ул., 6, лит. М +7 (812) 3369861 тел./факс http://www.patentpiter.ru
4. НЕВА-ПАТЕНТ ПАТЕНТНО-ПРАВОВАЯ ФИРМА ООО     Санкт-Петербург, Заневский Просп., 25 +7 (812) 5282977 тел. +7 (812) 5285637 факс http://www.nevapatent.ru
5. НЕВА-ПАТЕНТ ПАТЕНТНО-ПРАВОВАЯ ФИРМА ООО   Санкт-Петербург, Конная Ул., 8, кв. 25 +7 (812) 2745170 тел. +7 (812) 5285637 факс http://www.nevapatent.ru
6. ПЕРСПЕКТИВА-СЕРВИС   Санкт-Петербург, Миллионная Ул., 27 +7 (812) 7405192 тел.
7. ПЕТЕРБУРГ-ИНТЕЛЛЕКТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР   Санкт-Петербург, Монетная Б. Ул., 16, офис-центр 2, оф. 31 +7 (812) 3365016 тел. +7 (812) 2327851 факс http://www.yp.ru/patentat
8. ПРЕЗИДЕНТ КОНСАЛТ   Санкт-Петербург, Литейный Просп., 36, лит. А +7 (812) 5792001 тел./факс http://www.p-consult.ru
9. РАДАТС ООО   Санкт-Петербург, Обводного канала Наб., 56 +7 (812) 7671529 тел.
10. РОССИЙСКОЕ АВТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ   Санкт-Петербург, Невский Просп., 7-9 +7 (812) 3149314 тел. +7 (812) 3149621 факс http://www.raospb.ru
11. УСКОВ И ПАРТНЕРЫ ЗАО   Санкт-Петербург, Смоленская Ул., 21 +7 (812) 3876608 тел./факс http://www.uskov.ru

 

Ниже представлены тексты нормативно - правовых актов по авторскому праву и смежным правам России, а также международные договоры и конвенции. Эти материалы позволят Вам поближе познакомится с правами авторов, исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания и их регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.