КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПОЛОЖЕНИЕ 2 страница
Цели и направления использования фонда развития производства непосредственно определяются инновационной политикой организации, пакетом инновационных проектов, осуществляемой инновационной деятельностью. Во многих организациях проведение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объектов осуществляется за счет средств фонда развития. Независимо от источника финансирования работ инновационного характера затраты на их выполнение, в том числе затраты на проведение связанных с инновациями научно-исследовательских работ, приобретение патентов, лицензий и ноу-хау, включаются в себестоимость продукции. Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности; путем прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном велении инновационной деятельности; путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций. Один из основных признаков современной системы кредитования деятельности инновационных предприятий — ее договорная основа. Важной управленческой задачей в СИМ становится поиск эффективного пути приобретения основных фондов, необходимых для осуществления инновационной деятельности. С этой целью при осуществлении инноваций, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, часто прибегают к лизингу. В последнее время лизинг как новый вид связи между производителем и потребителем дорогостоящего оборудования и других видов основных фондов получил очень широкое развитие. В настоящее время рынок лизинговых услуг является во многих странах одним из самых быстро развивающихся. Так, в США на долю лизинга приходится больше четверти всех финансовых вложений в машины и оборудование. Согласно Федеральному закону «О лизинге», принятому Государственной думой 11 сентября 1998 г. и одобренному Советом Федерации 14 октября 1998 г., лизинг — это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях. &11.5. Классификация инновационных организаций.
Организационные структуры инновационного менеджмента — это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками. Научная организация — организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности. Они могут быть основной деятельностью также для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации к той или иной отрасли экономики, от организационно-правовой формы собственности. В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ:
Табл.21 Секторы науки (деятельности)
В зарубежной и российской практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса: • административно-хозяйственную; • программно-целевую; • инициативную. Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра — крупной или средней корпорации, объединяющей под общим руководством научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. Большинство фирм, выполняющих научные исследования и опытно-конструкторские разработки, функционируют в промышленности. Для усиления связи между научными исследованиями, с одной стороны, и проектированием и разработкой различных принципиально новых видов техники, продукции, систем — с другой, в промышленности организуются инженерные центры. Большое внимание уделяется также созданию университетско-промышлен-ных и университетских исследовательских центров. Управляются такие центры советами, которые разрабатывают планы исследований, а также организуют проведение НИОКР по договорам с заказчиками. Комплексной формой организации взаимодействия фундаментальной науки с производством, распространенной в развитых индустриальных странах, служат технопарки и технополисы. Технополис — это научно-промышленный комплекс, созданный для производства новой прогрессивной продукции или для разработки новых наукоемких технологий на базе тесных отношении и взаимодействия с университетами и научно-техническими центрами. В технополисе объединяются наука, техника и предпринимательство, осуществляется тесное сотрудничество между академической наукой, предпринимателями, местными и центральными органами власти. Стержнем, основой технополиса выступает его научно-исследовательский комплекс. Технопарки представляют собой крупные скопления промышленных компаний с их научно-техническими подразделениями. Академическая наука здесь отсутствует, научно-исследовательский сектор представлен гораздо слабее, нежели в технополисе. Научно-исследовательский комплекс в технополисе составляет мозговой центр развивающихся в нем предприятий и отраслей. Он подготавливает радикальные прорывы в технологии на основе фундаментальных научных исследований. Технополис создается таким образом, чтобы в наибольшей степени облегчить и укрепить взаимодействие научно-исследовательского и промышленного секторов, обеспечить скорейшее освоение и коммерциализацию результатов научных исследований. В России накоплен определенный опыт организации научных и технологических парков. Особое место среди них занимает Новосибирский научный центр. Он объединяет почти половину научного потенциала Сибири. Помимо разносторонней научно-исследовательской деятельности в его стенах реализуется продуманная система подготовки научных кадров, ведутся постоянные поиски оптимальных форм взаимодействия науки с производством. Уникальность Центра проявляется также в особенностях его размещения: близость к крупному городу, разветвленная сеть промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, компактность и наличие необходимых жилищно-бытовых и прочих услуг. В числе других российских технополисов можно назвать технологические парки и центры Санкт-Петербурга, зеленоградский Научно-технологический парк, томский Научно-технологический парк, технополисы в регионах Урала и др. Перестройка и последовавшее за ней реформирование экономики нанесли определенный урон системе научных и технологических парков России. Сократилось финансирование, многие научные работники покинули отрасль. Остро встал вопрос сохранения и умножения инновационного потенциала страны. Именно технопарки и технополисы, а также другие организационные формы инновационной деятельности, функционирующие ' ныне в России, должны послужить основой дальнейшего научно-технического прогресса. В середине 2002 г. Государственный совет и Совет безопасности определили впоследствии утвержденные Президентом Российской Федерации девять основных направлений развития науки и 52 критические наукоемкие технологии, на которые предстоит сделать упор, чтобы наша страна не оказалась на обочине промышленной революции. Разработана концепция реформирования государственных научных центров с тем, чтобы программа развития науки оказалась выполненной. Возможно, что по некоторым критическим технологиям окажется целесообразным открыть новые научные центры, а другие центры, не сумевшие доказать свою эффективность, объединить или вообще упразднить. На первом этапе осуществляется инвентаризация экспериментальной и научной базы всех научных центров страны. Намечаемая реорганизация научных центров позволит экономике, как было заявлено на заседании в Кремле, «перейти с ресурсодобывающих скважин на скважины наукоемких технологий». Промежуточной формой между административно-хозяйственным и программно-целевым методами руководства процессом научно-технического развития служат временные центры, создаваемые для решения крупных научно-технических проблем. После завершения поставленной перед ним задачи центр реорганизуется. Одна из прогрессивных форм организации инновационной деятельности — инкубаторы. Инкубатор бизнеса или инкубатор технологий выступает как элемент инновационной инфраструктуры, комплекс, предоставляющий разносторонние услуги различным инновационным формам, находящимся на стадии создания и становления. Наибольшее распространение инкубаторы получили в СШЛ. По данным О.П. Молчановой* в настоящее время там насчитывается около 600 инкубаторов, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. Структура деятельности инкубаторов в США имеет большой разброс и различную специализацию (например, существуют инкубаторы для инновационного предпринимательства только в области программного обеспечения или только в области биотехнологии и т.п.). На сегодня в мире существует и функционирует свыше 2000 бизнес-инкубаторов. Деятельность бизнес-инкубаторов позволяет ускорять реализацию инновационных проектов, способствует распространению передовых технологий, повышению конкурентоспособности действующих компаний, обеспечению занятости населения, развитию отстающих секторов экономики в регионах, повышению деловой культуры и этики предпринимательства и др. По данным В.Г. Медынского[65] по количеству технопарков Россия занимает пятое место в мире. В стране в 35 се регионах номинально действуют более 60 технопарков. Происходивший в середине 90-х гг. XX в. естественный процесс расслоения созданных в стране технопарков привел к их количественному росту и появлению технопарков, организуемых не при университетах, а на базе крупных научных центров, наукоградов, в академических городках и ранее закрытых поселениях. Это московские технопарки «Технопарк-Центр» и «Аэрокон», технопарки в подмосковных наукоградах (Тушино,Троицк) и др. По данным теоретиков, российские бизнес-инкубаторы оказывают следующие услуги: • обучение основам бизнеса (70—85%); • маркетинговая поддержка (76,9%); • бухгалтерский учет и финансовый менеджмент (69.2%); • информационные услуги (84,6%); • привлечение специалистов по бизнесу (84,6%) и т.д. Сегодня можно говорить о том, что инновационная инфраструктура РФ имеет достаточно сложную и многранную форму и по сути, является постоянно развивающейся системой, аккумулирующей передовой мировой опыт. Выводы 1. В зарубежной и российской практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса: административно-хозяйственную, программно-целевую, инициативную. 2. Комплексной формой организации взаимодействия фундаментальной науки с производством, распространенной в развитых индустриальных странах, служат технопарки и технополисы. 3. В зависимости от характера и объема выполняемых функции выделяют пять видов технополисов: инновационные центры, оказывающие содействие новым инновационным фирмам; научные и исследовательские парки; технологические парки: технологические центры; конгломераты технокомплексов и научных парков. 4. Одной из прогрессивных форм организации инновационной деятельности служат инкубаторы — комплексы, предоставляющие разносторонние услуги различным начинающим инновационным фирмам. 5. Малые инновационные фирмы имеют определенное преимущество перед крупными компаниями при реализации нововведений благодаря таким свойствам и качествам, как энтузиазм, сплоченность и инициативность персонала; предпринимательский дух, способность принятия риска; быстрая реакция на изменение спроса, на внутренние проблемы; низкая капиталоемкость в области финансов и др. 6. Наряду с обычными инновационными малыми предприятиями в сфере разработки и внедрения нововведений функционируют венчурные (рисковые) малые фирмы, что инициирует инновационный подъем, стимулируя инвесторов вкладывать средства в рисковые проекты новых технологий, продуктов и услуг. 7. Организация инновационной деятельности — непрерывный процесс адаптации к изменяющимся условиям, субъект инновационной деятельности, осуществляющий изменения в поле инновации. 8. С развитием технологических систем происходит кардинальное изменение механизма и условий прогресса в материальном производстве. Главным становится не установление связи между природными процессами и техническими системами, а разнообразные комбинации уже созданных элементов, базисных процессов и принципов. 9. Инновационный бизнес предполагает непрерывные и программируемые изменения в технологии производства и продуктах, отвечающие на требования рынка. 10. Все ожидаемые изменения параметров и внешних условий инновационного проекта должны быть оценены и учтены в технико-экономических расчетах, охватывающих достаточно длительный период времени, сопоставимый с жизненным циклом продукта (изделия). 11. Неравномерность (неустойчивость) социально-экономических систем, размытость традиционных иерархических структур, проявления независимости и самоорганизации инновационных процессов, возникновение таких феноменов, как Интернет и виртуальный корпоративизм, привели к необходимости пересмотра взглядов на современный менеджмент. Так появилась теория самоорганизации мягких систем. Мировой процесс глобализации стимулирует инновационное развитие и одновременно базируется на нем. Интернационализация инновационной деятельности представляет одну из существенных сторон глобализации. Приложения
Приложение 1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 июня 2004 г. N 281
О ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ
Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям. 2. Разрешить Федеральному агентству по науке и инновациям иметь до 3 заместителей руководителя, а также в структуре аппарата до 6 управлений по основным направлениям деятельности Агентства. 3. Установить предельную численность работников аппарата Федерального агентства по науке и инновациям в количестве 200 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий). 4. Согласиться с предложением Министерства образования и науки Российской Федерации о размещении аппарата Федерального агентства по науке и инновациям в г. Москве, ул. Тверская, д. 11, строение 1. 5. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 167 "Вопросы Федерального агентства по науке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1459).
Председатель Правительства Российской Федерации М.ФРАДКОВ
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 281
О ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИЯМ
I. Общие положения
1. Федеральное агентство по науке и инновациям является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности. 2. Федеральное агентство по науке и инновациям находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. 3. Федеральное агентство по науке и инновациям руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, а также настоящим Положением. 4. Федеральное агентство по науке и инновациям осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральное агентство по науке и инновациям: 5.1. проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства; 5.2. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству; 5.3. организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ; 5.4. выдает иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе; 5.5. ведет: 5.5.1. единый реестр результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета; 5.5.2. реестр отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 5.6. осуществляет в установленном порядке от имени Российской Федерации распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета по заказу Агентства; 5.7. осуществляет в установленном порядке финансирование закупки образцов приборов, оборудования, комплектующих изделий, научно-технической литературы и лицензий; 5.8. осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса; 5.9. осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности; 5.10. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам установленной сферы деятельности; 5.11. осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; 5.12. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; 5.13. осуществляет мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по мобилизационной подготовке; 5.14. организует профессиональную подготовку работников Агентства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; 5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью Агентства; 5.16. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций; 5.17. организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности; 5.18. осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 6. Федеральное агентство по науке и инновациям с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: 6.1. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам установленной сферы деятельности; 6.2. привлекать для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; 6.3. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности. 7. Федеральное агентство по науке и инновациям не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, установленных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Агентства не распространяются на полномочия руководителя Агентства по решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Агентства, контролю деятельности в возглавляемом им Агентстве (его структурных подразделениях).
III. Организация деятельности
8. Федеральное агентство по науке и инновациям возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра образования и науки Российской Федерации. Руководитель Федерального агентства по науке и инновациям несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Агентство функций. Руководитель Федерального агентства по науке и инновациям имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации по представлению руководителя Агентства. Количество заместителей руководителя Федерального агентства по науке и инновациям устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Руководитель Федерального агентства по науке и инновациям: 9.1. распределяет обязанности между своими заместителями; 9.2. представляет Министру образования и науки Российской Федерации: 9.2.1. проект положения об Агентстве; 9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Агентства; 9.2.3. предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Агентства; 9.2.4. ежегодный план работы и показатели деятельности Агентства, а также отчеты о его деятельности; 9.3. утверждает положения о структурных подразделениях Агентства; 9.4. в установленном порядке назначает на должность и освобождает от должности работников Агентства; 9.5. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Агентстве; 9.6. утверждает структуру и штатное расписание аппарата Агентства в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; 9.7. назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных учреждений и иных организаций, заключает, изменяет, расторгает с указанными руководителями трудовые договоры; 9.8. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации в пределах своей компетенции издает приказы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства, а также по вопросам организации внутренней работы Агентства. 10. Финансирование расходов на содержание Федерального агентства по науке и инновациям осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. 11. Федеральное агентство по науке и инновациям является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. 12. Место нахождения Федерального агентства по науке и инновациям - г. Москва. Приложение 2
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |