КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №11 (для дополнительных лекционных занятий). Инновационная инфраструктура РФ
&11.1. Национальная инновационная система. Мировой процесс глобализации стимулирует инновационное развитие и одновременно базируется на нем. Распространение научно-технического прогресса (НТП) между странами и их сближение в экономическом и социальном смысле (конвергенция) приводят к насыщению глобальных рынков. Но под давлением конкуренции отдельные страны, транснациональные корпорации (ТНК) прорываются на новый уровень НТП (дивергенция), который становится началом ноной «длинной полны», согласно теории Н.Д.Кондратьева. Биотехнология, нано-технология и информатика — наиболее характерные направления современного прорыва. |Интернационализация инновационной деятельности представляет одну из существенных сторон глобализации. Здесь сталкиваются два подхода: концентрация усилий в области инноваций И рассредоточение инновационной деятельности. При этом Интернационализация осуществляется в двух основных формах: частичное рассредоточение инновационной деятельности между структурами ТНК б разных странах; 2) соглашения о технологическом партнерстве. Стратегические альянсы формируются, как правило, между компаниями развитых стран. Договоры о пересдаче технологии охватывают более широкий крут стран, но касаются уже известных технологий и продуктов. Стремление ТНК удержать монопольное положение на рынках входит в противоречие с процессами глобализации. Как показал опрос крупных ТНК в начале 1990-х гг., «индекс интернационализации» инновационной деятельности составил всего 2% для японских компаний, 6% — для США, 7% — для Германии и 18% —для Англии. Табл. 19 Глобализация в сфере ключевых инноваций, %
Таким образом, эффективный доступ к мировым радикальным новшествам и технологиям, определяющим темпы экономического развития, осуществляется через национальные инновационные системы в тех случаях, когда инновационные потенциалы стран являются достаточно близкими и конкурентными. Российская национальная инновационная система (НИС) только формируется. Сейчас она представляет собой довольно пеструю картину, где организационные осколки советской индустрии в виде НИИ, ГНЦ, НПО, НТЦ и т.п. переплетаются с инновационными подразделениями крупных и средних корпораций, а также с малыми формами наукоемкого бизнеса. Это разнообразие — не отечественная специфика инновационной деятельности, а отражение мирового опыта. Основными задачами НИС выступают: · осуществление комплекса согласованных мероприятий, связанных сразвитием базовых элементов инновационной системы — ИТЦ, а также обеспечивающей ее инфраструктурой, включающей нормативно-правовую, информационную, кадровую, консультационную, инвестиционную составляющие; · привлечение и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, включая федеральные и региональные бюджетные и внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты и техническую помощь; · объединение и координация действий всех элементов СИМ, использование международного сотрудничества в интересах развития НИС. В свое время Куинн классифицировал новаторские организации на основе различных функций, таких, как проведение исследований, производство, маркетинг, и выделил восемь типов новаторских структур: от крупных производственных систем от индивидуального разработчика по заказу. Субъектами инновационной деятельности выступают разнородные, разноэлементные и разноразмерные хозяйствующие единицы и комплексы: университеты, научные институты, отдельные исследовательские лаборатории и конструкторские бюро, компании, технопарки, технополисы, ассоциации и т.д. В зависимости от сложности коммерциализации новшеств, масштабов научных, инженерных и производственных задач в инновационный процесс включаются целевые, функциональные и поддерживающие организации и комплексы — технопарковыс структуры. Эти структуры — от простых инкубаторов, обслуживающих венчуры, до крупных научно-производственных комплексов-парков и технополисов, действующих в рамках городов и регионов, — представляют собой ассоциации субъектов инновационного процесса. На базе многосторонних договоров по реализации крупных инноваций могут создаваться целевые структуры, ориентируемые на усиление рыночных позиций их участков за счет координации инновационной деятельности, направленной на рост конкурентоспособности. Используя проектный метод управления инновациями, они достигают высокой степени концентрации финансовых и материальных ресурсов на выбранных направлениях развития. По отдельным направлениям развития реального сектора экономики возникает необходимость объединения активов (концентрации капитала) путем создания финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов. За счет этого удается получить достаточные источники для расширенного воспроизводства и активного продвижения наукоемких продуктов на внутреннем и внешнем рынках. Объединение активов строится по горизонтальному, вертикальному и смешанному принципам. В первом случае активы используются для управления всеми разами коммерциализации новшеств, обеспечивая единство инновационного процесса. Во втором случае активы ФПГ (финансово-промышленные группы) объединяются в производственно-технологической цепочке и обеспечивают инвестиции в рост конкурентоспособности субъектов группы за счет быстрого продвижения продуктов инновации на рынке. Сочетание Указанных принципов приводит к диверсификации и повышению адаптации группы к колебаниям рыночной конъюнктуры. Проявление указанного организационного многообразия инновационного бизнеса связано со стадиями (этапами) жизненного цикла. Так, инновационные предприятия и организации могут специализироваться на фундаментальных исследованиях в рамках академической вузовской науки, на прикладных исследованиях и разработках в рамках инновационных предприятий, вузов и субъектов малого предпринимательства. Эти же исследования и разработки проводятся в крупных научно-технических комплексах и объединениях. На первых этапах коммерциализации новшеств активность проявляют предпринимательские структуры (фирмы и корпорации), имеющие развитую опытно-экспериментальную базу и производственные мощности. Этапы производства и широкого распространения (диффузии) новшеств осуществляются промышленными компаниями, имеющими ресурсную базу, квалифицированные кадры и определенные позиции на рынках. Согласно типу экономического разделения труда, неизбежно возникшего в инновационной деятельности, множество указанных выше субъектов инноваций могут быть подрядчиками крупных производителей, специализируясь на обеспечении инноваций в рамках страны и в глобальном масштабе. Инновационные организационные структуры можно различать в зависимости от типа создаваемых и используемых новшеств, характерных для определенных продуктовых и технологических областей (кластеров). Например, кластерный разрез инноваций можно увидеть при анализе инновационных проектов, представленных для участия на Конкурсе русских инноваций (табл. 4.7). Примечателен субъектный разрез инноваций, представленных на Конкурс. Табл.20 Распределение по кластерам инновационных проектов, представленных в 2002 г. на Конкурсе русских инноваций[64]
Большинство инновационных проектов (44%) приходилось на субъекты малого бизнеса. Сравнительно высокой активностью (36%) отличались инновационные подразделения крупных промышленных корпорации. Государственные же структуры (НИИ, КБ и пр.) представили лишь 13% инновационных проектов из их общего числа на Конкурсе. Сегодня масштабы инновационной деятельности не соответствуют накопленным знаниям и потребностям конкурентного бизнеса. Доля инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий реального сектора экономики составляет лишь 5,2%, в то время как в США — 30%. В России только отдельные предприятия сертифицированы по международной системе /50-9000, что составляет необходимое условие выхода на европейский рынок. Столь успешное продвижение наукоемких технологий и продуктов в развитых странах во многом определено высокорисковым капиталом в совокупности с интеллектуальной продукцией (новшествами). Венчурный бизнес начал складываться в начале 1950-х гг., когда в США был создан специальный государственный институт SBA (Small Business Investment Companies), собственный капитал которых обеспечивался государством и частными источниками на льготных заемных условиях. Бурный рост венчурного бизнеса в США начался в 1979 г., когда изменения в законе о пенсионных фондах позволили их управляющим инвестировать в венчур. В 1990-е гг. в развитых странах начался беспрецедентный венчурный бум, так как средний уровень доходности от высокорисковых инвестиций достиг 160%. Но уже в последующие годы доходность упала до 40%, что стало следствием переоценки венчурных компаний в условиях спада интернет-волны. Ориентироваться в постоянно меняющихся условиях конъюнктуры могут только профессиональные инновационные менеджеры, владеющие знаниями динамики бизнеса в отдельны кластерах и наблюдающие за изменением конъюнктуры рынка новшеств. Сегодня можно ожидать следующие волны конъюнктуры: технологии безопасности, нанотехнологии и биотехнологии. В то же время увлечение венчуром американского типа, Которое охватило все мировые инновационные системы, принесло не только успехи, но и поражения. Как точно отмстили европейские инвесторы, прямая трансляция американской Модели не привела к большим достижениям. В первую очередь это относится к молодым рыночным экономикам и странам, где осуществляется переход на рыночные условия хозяйствования. В России необходимо создавать собственную венчурную культуру, позволяющую преодолевать российскую инерцию на пущ экономического роста. Российские целевые структуры венчурного бизнеса в новых областях НТП не только подготавливают новшества к последующей успешной коммерциализации, но и образуют сеть новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов, инициирующих прорывные изменения в технологиях производства, в совершенствовании структуры экономики и организации ее функционирования. Вне зависимости оттого, является венчуры самостоятельным или находится внутри корпоративного бизнеса, он всегда решает указанную выше задачу. После решения задачи венчур либо превращается в одну из основных производственных структур корпорации, либо поглощается (покупается) заинтересованной фирмой, либо самостоятельно выходит на рынок. Доля России на мировом рынке наукоемкой продукции составляет 0,3% (доля США — 36%, доля Японии — 30%). В этой связи остро стоит проблема развития российского венчура (высокорискового бизнеса), она же является сегодня основной при решении задач интенсивного развития экономики. Существует ряд условий развития отечественного венчура: • создание агентств по трансферту технологий (АТТ), позволяющих в перспективе включить интеллектуальную собственность, созданную ранее в государственных научных центрах, институтах и конструкторских бюро и принадлежащую государству, в коммерческий оборот. По оценкам экспертов, уже в 2010 г. могут быть созданы от 3 до 5 тыс. новых предприятий с общим числом занятых около 200 тыс. человек. Если удастся обеспечить финансирование АТТ из бюджета и привлечь финансовые средства международных организаций, то путем построения инвестиционной структуры нового типа можно ожидать кардинального изменения в отношении российского бизнеса к новациям. Отечественному инвестору не придется прибегать к оффшорным схемам вложения средств в инновационные процессы и венчурные компании, а будет выгодно прямо инвестировать их в российскую компанию, а затем продать ее и получить достаточную прибыль; • создание при участии государства ряда венчурных фондов, действующих в интересах отдельных кластеров; • пересмотр налогового режима для малого технологического бизнеса; • реинвестирование доходов от участия государства в венчурных проектах в высокорисковый бизнес. Наряду с этим изменение инновационной стратегии крупных отечественных корпораций, успешно действующих на отечественном и зарубежном рынках, в направлении инновационного развития позволяет создать мощный и устойчивый во времени фундамент НИС. В этих условиях высокорисковый инновационный бизнес будет развиваться в масштабах и темпах, необходимых для повышения конкурентоспособности российской экономики. &11.2. Преобразования в национальной инновационной системе РФ (НИС). Введение в научный и практический оборот понятий «жизненный цикл продукции» и «уровни управления конкретной деятельностью» (в данном случае — инновационной) позволяет рассматривать в системном единстве следующие четыре элемента: • функции системы инновационного менеджмента; • последовательное движение инновационной продукции от замысла до ее использования и утилизации; • дифференцированные управляющие и регулирующие воздействия на ИТД с различных уровней СИМ (управленческой иерархии); • перечень задач управления ИТД, определяющий специфику и специализацию отдельных структур СИМ. Для построения обшей модели СИМ рассмотрим ее отдельные элементы: 1) цель создания и функционирования; 2) основные задачи национальной инновационной системы (НИС); 3) состав основных функций СИМ; 4) перечень функциональных задач СИМ; 5) технология подготовки и принятия решений, необходимых для управления ИТД. Стратегическая цель СИМ — формирование, поддержка и развитие национальной инновационной системы, в том числе: а) создание организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие малых и средних инновационных предприятий; 6) поддержка и развитие ИТЦ в качестве базовых элементов НИС; в) экономически целесообразное получение, распространение и использование научно-технических результатов и новых технологий. Основными задачами НИС выступают: · осуществление комплекса согласованных мероприятий, связанных сразвитием базовых элементов инновационной системы — ИТЦ, а также обеспечивающей ее инфраструктурой, включающей нормативно-правовую, информационную, кадровую, консультационную, инвестиционную составляющие; · привлечение и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной системы, включая федеральные и региональные бюджетные и внебюджетные источники, венчурный капитал, кредитные возможности коммерческих банков, международные кредиты и техническую помощь; · объединение и координация действий всех элементов СИМ, использование международного сотрудничества в интересах развития НИС. Для развития НИС и обеспечения структурных преобразований в экономике необходимы следующие мероприятия: • проведение исследований и разработок в областях деятельности, критически существенных для обеспечения жизненно важных интересов человека, общества, государства, с целью создания научно-технического задела для устойчивого развития России, ее национальной безопасности; обеспечение трансформации результатов таких исследований в коммерчески эффективные технологии, образцы и модели конкурентоспособности товаров и услуг; · создание и модернизация инфраструктуры, обеспечивающей проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне; формирование необходимых организационного, экономического, нормативно-правового и других видов обеспечения научно-технической и инновационной деятельности; · реформирование отечественной системы подготовки кадров для науки, наукоемких производств, других видов интеллектуальной деятельности, обеспечение соответствия кадровой основы российской экономики задачам ее технологического перевооружения и интенсивного развития. Для реализации этих направлений необходимо в первую очередь решить следующие задачи: а) разработать и использовать на практике систему программно-целевого планирования исследований и разработок, основанную в части прикладных исследований и разработок на концепции критических для обеспечения национальной безопасности технологий; б) реформировать сеть научных организаций в целях обеспечения проведения приоритетных исследований и разработок с учетом реальных ресурсных ограничений; в) осуществить меры по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных научных кадров; г) создать условия для повышения престижности научного труда, возрождения отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечения молодежи в сферу науки, обеспечить социальную защиту научных работников и специалистов; д) модернизировать, усовершенствовать, создать необходимые организационное, экономическое, нормативно-правовое, информационное и другие виды обеспечения научных исследований и создания высокопродуктивных технологий, их защиты и использования; е) разработать и реализовать систему мер по сохранению, воссозданию и развитию в России инфраструктуры (зданий, сооружений, комплексов, сети компьютерных телекоммуникаций, системы производства, поставки и применения научного оборудования, приборов и др.)> обеспечивающей проведение и использование результатов научных исследований на мировом уровне. Все задачи НИС могут быть сгруппированы следующим образом: • задачи ИТД; • задачи регулирования и ресурсного обеспечения ИТД; • задачи подготовки и принятия решений в области развития ИТД. На рис. 3.1 приведена общая принципиальная схема подготовки кадров инновационных менеджеров для создания, эксплуатации (функционирования) и развития НИС. Как видно из схемы, процесс подготовки кадров для СИМ и НИС в целом требует соответствующего технологического обеспечения. Под технологическим обеспечением понимается совокупность мероприятий и правил, регламентирующих последовательность и взаимосвязи конкретных операций, методы и средства реализации технологических решений и действия специалистов в процессе проектирования системы и ее функционирования. Основное назначение технологического обеспечения заключается в создании наиболее прогрессивной организации и управления конкретным процессом. Технологическое обеспечение позволяет выработать единый подход к выбору методов и средств и нормативно-информационной базы при реализации проектных задач и проекта НИС в целом.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |