Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, задачи и функции инновационного менеджмента




ЛЕКЦИИ

Преподаватель к.э.н., ст. преп. Губертов Е.А.

по дисциплине «Инновационный менеджмент» (Руденко А.А.)

1. Сущность, задачи и функции инновационного менеджмента

2. Сущность, функции и классификация инноваций

3. Виды инновационных рынков и этапы инновационного процесса

4. Жизнециклическая концепция новшества: сущность жизненного цикла, жизненный цикл нового товара, жизненный цикл организации

5. Инновационная политика предприятия: задачи, принципы, разработка и реализация инновационной политики

6. Характеристика процесса и методов принятия решений в инновационном менеджменте

7. Характеристика стратегического и оперативного этапов управления инновацией

8. Управление НИОКР: цели, принципы и методы управления НИОКР

9. Инновационный проект: сущность и виды инновационных проектов

10. Показатели экономической эффективности инновационного проекта

Инновационный менеджмент — одно из направлений стратегиче­ского менеджмента, направленное на изыскание резервов инноваций внутри предприятия.

Инновационный менеджмент ориентирован на развитие предпри­ятия путем повышения эффективности его функционирования.

Цель инновационного менеджмента — определение основных направлений научной, экономической и производственной деятельности предприятия в таких сферах, как:

•разработка и внедрение нового продукта, услуги или технологии;

•усовершенствование выпускаемой продукции и имеющихся тех­нологий;

•ассортиментный контроль;

•создание или совершенствование управленческих и финансовых механизмов.

Инновационный менеджмент дает представление о методах, способах и специфике управления развитием предприятия и включает в себя осуществление задач, таких как:

•разработка программ инновационной деятельности;

•рассмотрение и принятие инновационных программ;

•поэтапный контроль исполнения инновационных программ;

•финансирование инновационных программ;

•координация инновационной деятельности подразделений и пред­приятия в целом.

Для инновационного менеджмента характерны:

•реализация следующих управленческих функций:

•планирование;

•организация;

•осуществление исследований и разработок;

•контроль;

•анализ и корректировка действий;

•накопление научного опыта.

Предметом инновационного менеджмента является инноационный процесс.

Инновационный процесс — это комплексный динамично развивающийся процесс разработки, создания и внедренияновшества. Термин "инновация" происходит от латинского слова"innovus", в котором in означает "в", "novus" — новый. В мировойлитературе нововведение (или инновация) интерпретируется какпревращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, который воплощается в новых продуктах, услугах и технологих, являющихся результатом практического освоения новшества.Новшество (новые методы, явления, изобретения, открытия)представляет собой товар как результат научной и научно-технической деятельности, на который распространены авторские и патентные права.

Коммерциализация — процесс выведения новшества на рынок. Лю­бые новшества (новые явления, открытия, изобретения, методы) переходят в разряд инноваций только тогда, когда выводятся на рынок, где получают признание и принимаются к использованию и распространению.

Инновационный лаг — период времени между появлением новшества и воплощением его в инновацию (внедрением на рынок).

Методы инновационного менеджмента — это совокупность инструментов теоретического исследования и практического управления процессом разработки и внедрения новшества.

В инноваиионном менеджменте используются:

•общие методы:

анализа (графический, сравнения, балансовый и др.);

планирования;

прогнозирования (нормативный, экспертный, индексный, параметрический);

стратегического и тактического маркетинга (моделирование,сегментация, оценка и анализ, исследование);

специфические методы:

системный анализ;

факторный анализ;

экономико-математическое моделирование;

функционально-стоимостной анализ.

Системный анализ — детальный анализ функционирования объек­та с позиции системного подхода. К данному виду относится анализ:

качества менеджмента компании и ее подразделений;

влияния внешнего окружения компании;

конкурентоспособности товара и организации в целом.

2. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ

Сущность инноваций определяется через их свойства.

Для инноваиий характерны следующие свойства:

• научно-техническая новизна;

• производственная применимость;

• коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, основанную на потребностях рынка. Отсутствие у инновации любого из данных свойств отрицательно сказывается на развитии инновационной деятельности.

Объекты инноваиий:

• материалы;

• продукты;

• технологии;

• средства производства;

• люди (межличностные взаимоотношения);

• социальная среда;

• организация и ее подразделения.

Основными функциями инноваиий являются:

• практическое применение достижений научно-технических иссле­дований;

• расширение производства и повышение его эффективности;

• приведение в соответствие друг другу процессов воспроизводства и изменения окружающей среды и потребностей общества.

Цели инноваиий:

• создание новых технологических решений;

• осуществление научных исследований и разработок;

• подготовка серийного выпуска новой продукции;

• вывод продукции на рынок и закрепление в определенной рыноч­ной нише.

2. Типы инноваций:

базисные (изобретения, революционные научные открытия);

улучшающие (небольшие открытия и изобретения);

рационализирующие (незначительная модификация и улучшение устаревших технологий и продуктов).

Виды инновационных изменений:

•небольшие, несущественные изменения в продуктах;

•незначительные внешние изменения в продуктах или в техноло­гии производства при неизменной конструктивной составляю­щей продукта;

•расширение ассортиментного ряда за счет выпуска новых для данного предприятия, но уже имеющихся на рынке продуктов;

•разработка и выпуск нового продукта.

Классификация инноваций:

1.по технологическим параметрам:

продуктовые инновации (применение новых материалов, созда­ние абсолютно новых продуктов);

процессные инновации (новые методы производства, создание новых организационных структур);

2. типу новизны:

• абсолютные (новые для данной отрасли во всем мире);

. относительные (новые для данной отрасли в конкретной стране);

частичные (новые только для данного предприятия);

3. инновационному потенииалу:

• радикальные (полностью меняющие предприятие и его воз­можности);

• совмещенные (внедрение новшества происходит при использо­вании имеющихся возможностей предприятия);

• модифицированные (внедрение новшества происходит при из­менении возможностей предприятия);

4. уровню создания и распределения:

• общегосударственные;

• региональные;

• корпоративные;

• внутрифирменные;

5. сферам использования:

• промышленные;

• финансовые;

• торгово-посреднические;

• научные;

• педагогические;

• правовые;

• инновации в сфере услуг.

Инновации также классифицируются в зависимости от стадий жизненного цикла организации, технологии или товара, а также в зависимости от длительности этапа инновационного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.