Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеологические и историко-политические предпосылки формирования воззрений




Огромное влияние на воззрения С. Е. Десницкого оказала поездка за границу. Он застал там зарождение исторического направления в изучении права (отрицавшего концепцию естественного права, данного от Бога). Большой след в образе мыслей Десницкого оставили: Дэвид Юм как философ и теоретик права, а также Теория нравственных чувств — нравственная философия Адама Смита. Именно в этике он стал видеть своего рода фундамент всех сфер социальной деятельности, включая правовую.[2]

Существенное место в сочинениях Десницкого-философа занимали натурфилософские и космологические вопросы. Он придерживался теории множественности миров, писал о бесконечности и вечности Вселенной. Важнейшим звеном в развитии общества С. Е. Десницкий признавал установление частной собственности и прежде всего земельной собственности. Им была выдвинута теория «четырёх состояний рода человеческого»: звероловческого и собирательного; скотоводческого; хлебопашеского; коммерческого. Каждому из этих этапов соответствует особый тип собственности. Десницкий приходит к убеждению, что понятие о праве собственности слагается в зависимости от количества труда, затраченного на производство вещи; таким образом институт собственности устанавливается с той поры, когда человек начинает заниматься земледелием и от кочевого образа жизни переходит к оседлому. Однако в полной мере отношения собственности формируются только на современной, «коммерческой» стадии. Уровень богатства общества, согласно Десницкому, в решающей мере определяет и уровень его цивилизованности.

Нужно отметить, что Десницкий не просто писал о вымышленных состояниях рода человеческого, а стремился путём изучения и выявления закономерностей истории показать, каким образом возникает и ограничивается собственность, владение, наследство и прочее.

С. Е. Десницкий являлся сторонником абсолютной монархии, а также правовой регламентации общественных и государственных отношений. Однако, он критиковал существующие ограничения в правах целых слоев общества (особенно крепостное право), а также выступал в защиту равноправия женщин. В целом, видно антифеодальный характер позиций С. Е. Десницкого, его сочувствие буржуазному развитию общества.[3]

Среди идеологических предпосылок можно отметить:

формирование официальной правительственной идеологии "просвещенного абсолютизма", которое заключалось в использовании идей философии Просвещения и переложением их на российскую действительность;

формирование консервативно-аристократического и либерального течений политико-правовой мысли, представители первого из которых настаивали на сохранении в неизменном виде феодально-крепостнического строя, одновременно критикуя отдельные проявления политики самодержавного государства, а лидеры второго выступали против чрезмерной самостоятельности самодержавного монарха по отношению к дворянству, выдвигали проекты некоторого смягчения крепостного права, стремились укрепить господствующее положение дворянства в условиях намечавшегося кризиса феодально-крепостнической системы;

зарождение просветительского движения.

Среди историко-политических предпосылок можно отметить:

укрепление самодержавия, выражающееся в отрицании Екатериной II любой формы правления, кроме абсолютной монархии;

бурные процессы межсословной борьбы, характеризующиеся усиленным сопротивлением крестьянства эксплуатации со стороны государства и помещиков; стремлением купечества узаконить свои права; желанием дворянства получить новые права и привилегии, быть опорой самодержавия, пользоваться всеми государственными благами;

переход от феодально-крепостнического уклада к капиталистическому, который связан с развитием экономики, появлением мануфактур, использованием вольнонаемного труда, интенсификацией сельского хозяйства;

повышение уровня образования, свидетельством чего является увеличение численности учебных заведений разного профиля, преподавание ранее не изучавшихся учебных дисциплин;

укрепление связей России с Европой, в результате чего сложилась практика направления молодых дворян для обучения за границу.

 

 

Глава II. Этапы формирования государственно-правовых воззрений С.Е. Десницкого

Для того, чтобы определить этапы формирования государственно-правовых воззрений одной из наиболее ярких и значительных фигур русского просветительного движения второй половины XVIII века С.Е. Десницкого, проанализируем периоды его жизни и творчества.[4]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.