Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Судебные преобразования С.Е. Десницкого




Возвращение в Московский университет. (1767-1787).

Обучение в Глазговском университете (1761-1767).

Обучение в гимназии при Московском университете и в Московском университете (1759-1761).

Обучение в духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры (1759).

Троицкая Лаврская Духовная семинария- духовная семинария Русской православной церкви, располагавшаяся в помещениях Троице-Сергиевой лавры. Основана в 1738 года, занятия начались с 1742 года. В ходе реформы духовно-учебных заведений 1810-х годов в 1814 году вместо упразднённой Троицкой лаврской семинарии в стенах лавры была размещена Московская духовная академия, ставшая преемницей Славяно-греко-латинской академии. Первоначально руководство и попечение семинарией возлагалось на наместника Лавры. С 1742 года руководство семинарией было поручено интенданту Кириллу Ивановичу Павловскому (был нечто вроде инспектора и управляющего делами).

С.Е. Десницкий происходил из духовного звания и первоначальное образование получил в Троицко-Лаврской семинарии. Впрочем, этого с уверенностью сказать нельзя, т.к. в первые годы существования этой семинарии, т.е. именно тогда, когда учился в ней С.Е. Десницкий, начальство нового учебного заведения, основанного по мысли императрицы Анны Иоанновны Арсением Могилянским, архиепископом переяславским, часто заполняло классы детьми монастырских служителей, солдат и разночинцев, из-за сохранившейся еще в то время среди большинства приходского духовенства боязни отдавать сыновей в школу.

 

Неизвестно также, каким образом, по окончании семинарии, Десницкий попал вместо Духовной академии в одну из гимназий, учрежденных при Московском университете. Однако то, что он там был, - несомненно, так как в "Истории Московского университета" Шевырев указывает на сохранившийся документ о годовом акте 27 апреля 1759 года, когда университет в первый раз "произвел" студентов из учеников своих двух гимназий. Среди них встречается имя Семена Десницкого.

Пробыв всего лишь год студентом университета, Десницкий был отправлен в академию наук в Петербурге, а в следующем 1761 году Шувалов командировал его вместе с Третьяковым, - тоже впоследствии профессором, - в Шотландию, в Глазгов для завершения образования. Оба студента присылали оттуда аттестации от своих профессоров и в отчетах писали, что слушают лекции, юридические, медицинские и математические, исполняя данное им предписание от Академии, которая полагала, что для изучения одной лишь юриспруденции не стоит ехать так далеко.[5]

С.Е. Десницкий сыграл видную роль в истории Московского университета. Вернувшись в Россию и выдержав экзамен на право чтения лекций, в 1767-1787 годах С. Е. Десницкий занимал должность профессора права в Московском университете, где сначала читал римское право, а потом первый начал разработку русского права и вообще преподавание права на русском языке (ранее преподавание велось на латыни). Причём, он изначально придал преподаванию права практическое направление (анализ действующего российского законодательства и юридической практики).

 

 

В Глазгове Десницкий слушал курс нравственной философии, читавшийся прославившимся впоследствии Адамом Смитом. Главное внимание за границей Десницкий обращал на юридические науки, чувствуя к ним склонность. В 1765 году, по окончании курса, он был удостоен степени магистра свободных наук, а через два года Глазговская академия признала его доктором гражданского и церковного права, вместе с чем, ему были пожалованы привилегии английского гражданства, звания, особенно почетного для иностранца.

Поездка за границу оставила неизгладимый след на образе мыслей Десницкого. Он подметил там проблески зарождающегося исторического направления в изучении права и явился первым и смелым представителем в России этого еще не вполне определившегося при нем направления. До него, и в Московском университете, и в других учебных заведениях, где преподавалось правоведение, все коренилось на праве естественном, "перстом Божеским во всех сердцах написанном"; всюду господствовали Пуффендорф и Вольф. Можно было предполагать, что, воспитанный на их отвлеченных воззрениях, беспочвенных и далеких от действительности, Десницкий и сам окажется последователем школы естественного права. Однако этого не случилось.

Лекции Адама Смита не могли не произвести впечатления на восприимчивого русского студента, одаренного большими способностями. Они послужили толчком к дальнейшей, уже самостоятельной разработке начал нового направления. По возвращении из Глазгова в 1767 году, Десницкий и Третьяков изъявили желание подвергнуться экзамену, чтобы затем иметь право читать лекции.

Университетская конференция встретила докторов Глазговского университета с предубеждением, не рассчитывая на их особенные познания, ввиду странного смешения предметов, которые они слушали за границей.

 

Первым был назначен экзамен из юриспруденции. Были присланы от Сената вопросы на латинском и русском языках для задания экзаменующимся; кроме того, вопросы на латинском языке предлагали профессора Дильтей и Лангер и обер-секретарь 3-го департамента Сената, Самуил Ден, командированный присутствовать при испытании. Спустя несколько дней Десницкий читал пробную лекцию на предложенную ему тему "De praescriptionibus".

Дильтей отозвался с большой похвалой относительно обоих экзаменовавшихся, но предпочтение отдал Десницкому. Лангер высказался несколько строже, с некоторыми ограничениями, но и он отдал преимущество Десницкому. Затем Ададуров потребовал, чтобы доктора прав проэкзаменовались из математики. Он основывался на том, что в числе казенных расходов ими обозначены деньги, заплаченные в Глазгове профессору математики и учителю коммерции. Десницкий и Третьяков просили избавить их от испытания ввиду того, что, хотя они и занимались математикой, однако больше труда и времени посвящали юриспруденции. Требование было повторено, но Десницкий отказался наотрез экзаменоваться. Ему было поручено читать римское право по руководству Гейнекция, с применением к праву русскому. Ададуров предписал вести преподавание на латинском языке для того, чтобы профессора-иностранцы могли точнее судить о достоинстве лекций. Ho уже в следующем году вопрос о языке лекций был решен в смысле, желательном для первых русских профессоров университета. Императрица высказалась, "что в университете пристойнее читать лекции на русском языке, а особливо юриспруденцию". Ее воля, разумеется, была исполнена.8 мая 1768 года Десницкий был возведен в звание экстраординарного профессора и допущен к заседаниям конференции. Через 5 лет после того он был наименован ординарным профессором. В течение почти 20 лет, до самого дня увольнения из университета, он читал курс Римского права, применительно к русским законам.[6]

В ту пору еще не считалось допустимым вести преподавание по своей системе, и профессорам указывали готовые системы, готовые учебники, которыми должны были они руководствоваться. Проявить самостоятельность воззрений было делом нелегким. Большинство профессоров, менее даровитых, подчинялись силе обстоятельств. Но Десницкий, провидевший, по выражению Морошкина, что не одна фантазия ведет народы к их назначению, и искавший духа законов в сущности вещей, в истории народов, превозмогал этот гнет. Его сохранившиеся литературные труды свидетельствуют, что он был далек от мысли придерживаться господствующих взглядов. И его речи, и примечания к переводу сочинения Блакстона заставляют думать, что он был тверд в убеждениях и вряд ли слепо придерживался Гейнекция в своих лекциях. Относясь отрицательно к умствованиям представителей школы естественного права, Десницкий позволял себе посмеиваться над ними. Зато он чрезвычайно высоко ставил своего учителя, Адама Смита, последователем которого являлся сам.

С.Е. Десницкий сыграл видную роль в истории Московского университета. При самом основании в 1783 г. Российской Академии (русского языка и словесности) он был избран в число действительных членов, как отличавшийся красноречием оратор. Желая послужить делу, предпринятому Академией, а именно составлению русского словаря, Десницкий взял на себя труд сделать выборку слов из старинных русских законодательных памятников, кончая Уложением Алексея Михайловича. К занятиям, не имеющим прямого отношения к любимой им юриспруденции, надо причислить также преподавание английского языка, которое он вел с 1783 по 1786 годы, и исполнение обязанностей эфора над казенными студентами.

Глава III. Вклад С.Е.Десницкого в российскую юриспруденцию.

3.1. Безграничные «следы» в российской юриспруденции Десницкого.

Во время обучения С.Е. Десницкий познакомился с будущими выдающимися деятелями русского просвещения Н.И. Новиковым, И.А. Третьяковым, Д.И. Фонвизиным, с деятельностью М.В. Ломоносова, став впоследствии продолжателем его дела, с прогрессивными английскими учеными Дж. Уаттом, А. Смитом, Дж. Милларом и их убеждениями, изучал труды известных философов того времени, греческий язык, натуральную и нравоучительную философию, метафизику и математику, гражданское право, боролся за развитие системы высшего образования, доступного для всего населения России, ратовал за чтение лекций на русском языке, стал первым русским доктором права, получившим эту ученую степень за границей.

Просветительская деятельность С.Е. Десницкого не ограничивалась научной и преподавательской работой. Он много сделал как издатель, принимал участие в сочинении правильного Российского словаря по азбуке. Он занимался переводческой деятельностью, которая давала ему дополнительную возможность донести до читателя свои взгляды, несмотря на то, что открыто высказываться по ряду вопросов не представлялось невозможным. Благодаря С.Е. Десницкому в России впервые начали осуществляться прямые переводы с английского языка.[7]

С.Е. Десницкий - автор многих трудов о проблемах государства и права. Перечислим их.

1. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи (1768).

2. Юридические рассуждения:

О вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими у разных народов защищаются (1772);

О начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оное приведенным быть кажется последовавшими народами просвещеннейшими (1775);

О пользе знания отечественного законоискусства и о надобном возобновлении оного в государственных высокопокровительствуемых училищах (1778);

3. Рассуждение о родительской власти, которую у римлян имел отец над своими детьми и которая примечается и у всех народов, когда они в невежественном и варварском состоянии находятся.

4. Слово:

О прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции, в публичном собрании императорского московского университета… говоренное… июня 30 дня 1768 года (1768);

О происшествии и учреждении университетов в Европе на государственных иждивениях (1768);

О причинах смертных казней по делам криминальным (1770).

5. Примечания к переводу книги Блэкстона "Истолкования аглинских законов" (1780).

С.Е. Десницкий имел собственные взгляды на государственное устройство России. Он имел предпринял попытку оказать воздействие на работу Уложенной комиссии, направив в марте 1768 г. Екатерине II "Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи", свой главный научный труд.[8]

Будучи противником феодально-абсолютистского государства, С.Е. Десницкий в феврале 1768 г. выступал с проектом государственных преобразований, который был им составлен в связи с работами Комиссии о сочинении проекта нового Уложения.

Мыслитель предлагал собственную модель законодательной власти. По его проекту она должна осуществляться монархом совместно с Сенатом - влиятельным и авторитетным представительным органом, состоящим из шестисот-восьмисот депутатов, выражающих одновременно интересы дворянства и буржуазии, без данного органа управления императрица не могла бы участвовать в законотворческом процессе.

С.Е. Десницкий наделял Сенат весьма широкими полномочиями: законодательными, судебными, финансового контроля над деятельностью правительственных учреждений и административных органов. По его мнению, главная задача Сената - это законотворчество: создание новых законов, поправка, дополнение, а также уничтожение старых. Кроме этого, сенаторам предоставлялось право регулирования государственных пошлин.[9]

С.Е. Десницкий предлагал положить в основу выборов в Сенат буржуазный принцип имущественного ценза. Кандидатом в сенаторы, по мнению С.Е. Десницкого, мог стать любой обеспеченный человек, а право участия в государственном управлении мог иметь гражданин, внесший наибольший вклад в дело развития отечества и имеющий капитал до двух тысяч в год. Такой способ избрания в Сенат, считал С.Е. Десницкий, внесет справедливость в политику государства. В состав Сената могли входить люди из различных сословий - дворяне, разночинцы, купечество, буржуазия, духовенство и др. Срок пребывания сенатора в должности правовед ограничил 5 годами. Однопалатный Сенат по проекту С.Е. Десницкого должен был принимать решения простым большинством голосов, а его внутренняя деятельность должна строиться на принципе равенства имущих сословий. Однако решающей фигурой в законотворческом процессе Российской империи должен был стать монарх, без одобрения которого не принималось ни одно решение, ни один законопроект.

Предложение С.Е. Десницкого об участии Сената в законотворческом процессе было не чем иным как средством ограничения неограниченной воли Екатерины II в управлении Российской империей. Однако, зная ее резкое сопротивление этому, мыслитель оставлял ей решающую роль в законотворческом процессе: все законодательные решения и законопроекты принималось только с ее одобрения.

Таким образом, взгляды С.Е. Десницкого на преобразование государственной власти являлись своеобразным планом государственно-правовых преобразований, направленных на ограничение самодержавия, обеспечение прав многих сословий, установление в Российской империи конституционной монархии.

Кроме проекта законодательной власти С.Е. Десницкий предложил проект организации исполнительной власти в России. По мнению автора проекта, власть, которую он называл наказательной, должна выполнять почти полицейские функции и, как законодательная власть, зависеть от воли монарха. С.Е. Десницкий считал, что исполнительная власть должна быть подсудна губернскому суду в целях исключения злоупотреблений со стороны администрации. Исполнительная власть, по мнению С.Е. Десницкого, сочетала в себе функции уголовно-исполнительного и административного характера.

В дополнение к законодательной и исполнительной власти мыслитель предлагал ввести институт городского самоуправления путем учреждения в Российской империи "гражданской власти". Она должна быть сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге и во всех "губернских и знатных купеческих провинциальных городах".[10]

Семен Ефимович Десницкий был ярым противником концепции естественного права Пуффендорфа, который оправдывал крепостничество, рабство и абсолютизм. Следует отметить, что С.Е. Десницкий, выступая против данного направления, отрицал схоластические идеи эпохи Просвещения, используемые для оправдания существовавших феодально-крепостнических порядков, призывал к изучению реальных исторических условий возникновения и развития государства и права. Таким образом, просветитель закладывал основу для критики абсолютизма и феодального права с точки зрения несоответствия их новой исторической обстановке. Правовед добивался провозглашения неотъемлемых прав человека. Следует отметить, что положение о "натуральных" правах человека у С.Е. Десницкого имеет антифеодальную направленность. Однако в данном случае отстаивались буржуазные принципы, отвечающие интересам развития капиталистических отношений собственности.

С.Е. Десницкий отвергал теории теологических основ права и соответственно взгляды на естественное право его учителя по Глазговскому университету Блэкстона, который считал, что в основе естественного закона лежит божественная воля.[11]

Раскрывая содержание четырех частей натуральной юриспруденции, мыслитель ставил перед ней определенные задачи: выяснить причины происхождения государства и права, их исторического развития у разных народов, показать зависимость развития государства от изменения условий хозяйственной жизни; изучать причины родительской власти над детьми, а также причины возникновения многоженства и появления затем моногамии; установить принципиальные основания, на которых утверждаются такие отрасли права, как гражданское и административное.

Таким образом, С.Е. Десницкий выдвигает задачу исторического изучения возникновения и дальнейшего развития государственного строя и правового порядка. Он считал, что при рассмотрении и оценке государственных порядков и правовых институтов необходимо применение исторического, философского и политического методов.

Будучи сторонником историко-сравнительного метода в правоведении, С.Е. Десницкий отвергал ту теорию заимствований, которая довлела над изысканиями историков права еще в конце XIX столетия. С позиций историзма правовед подходил к проблеме происхождения семьи. Семья, по его мнению, существовала не всегда, но возникла как опосредованный результат длительной эволюции форм хозяйственной деятельности. В своем произведении "Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оное приведенным быть кажется последовавшими народами просвещеннейшими…" (1775) автор изложил свои взгляды на брачно-семейное право, проанализировал формы семьи, а также раскрыл понятие супружества с точки зрения просвещеннейших народов.[12]

Прослеживая эволюцию семьи, С.Е. Десницкий одновременно рассмотрел вопрос об эмансипации женщины, видя основное условие такой эмансипации в росте экономической самостоятельности женщины.

Мыслитель отмечал, что статус жены становится равным статусу мужа, а иногда и выше его. Важно отметить, что в рассматриваемую эпоху, когда женщины считались неспособными к научной деятельности, С.Е. Десницкий решительно выступил против этого реакционного мнения, высоко оценивая "душевные женского пола дарования".

В произведении "Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства" (1781) С.Е. Десницкий исследовал вопрос о "различных преуспеваниях рода человеческого в различных знаниях и понятиях вещей" Десницкий С.Е. Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства, выдвинул теорию состояний человеческого рода, развил учение о собственности и происхождении института частной собственности.

Автор считал, что институт частной собственности развивается параллельно с изменениями в хозяйственной жизни общества, которые можно проследить в процессе изучения "истории веков". В связи с этим правовед воспроизвел картину исторического развития народов, исследуя различные состояния человеческого рода.

С.Е. Десницкий раскрыл понятие собственности, присущее эпохе второй половины XVIII века, времени его жизни и творчества, выражая буржуазную точку зрения: "Собственность по самому высочайшему понятию нынешних просвещеннейших народов заключает в себе: право употреблять свою вещь по произволению; право взыскивать свою вещь от всякого, завладевшего оною неправедно; право отчуждать свою вещь, кому кто хочет, при жизни и по смерти".

 

 

В Российской империи во второй половине XVIII века наблюдался произвол в разрешении судебных дел. Поэтому прогрессивный Семен Ефимович Десницкий хотел коренным образом изменить существовавшую тогда судебную систему. При этом он принимал за образец зарубежное учение об организации судебной власти, использовал положительный опыт европейских стран с учетом особенностей России.

Судопроизводство в феодально-крепостнической России характеризовалось следующими чертами:

1. Разрешение уголовных дел происходило в условиях строжайшей канцелярской тайны.

2. В качестве метода получения доказательств широко применялась пытка.

3. Участие в уголовном процессе представителей сторон не допускалось.

Мыслитель предлагал создать независимую судебную власть и рассредоточить ее по всей территории России. Это должно было, по его мнению, способствовать более быстрому рассмотрению дел и укреплению законности в стране. В отличие от законодательной власти, которая по проекту С.Е. Десницкого "будет состоять и будет собираема из всей Российской империи в одно место", судебная власть должна состоять из постоянных судов, расположенных в восьми важнейших городах страны.[13]

Излагая свои взгляды на судебную власть в Российской империи, С.Е. Десницкий выдвигал принципы, на которых она должна базироваться.

В их число он включал следующие:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.