КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Циркулярные депрессии
М. И. Лапидес КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ1 Со времени Крепелина учение о депрессии подверглось значительной эволюции. Ряд авторов (Штранский, Дрейфус, Рейсе и др.) пытались доказать, что всякая депрессия или представляет собою соответствующую фазу маниакально-депрессивного психоза, или состоит с последним в близком родстве. Так, Рейсе в выпущенной им в 1910 г. монографии указал, что с точки зрения структуры психоза, преморбидного состояния и наследственности имеется близкая связь между конституциональной депрессией и маниакально-депрессивным психозом и что от последнего идет целый ряд переходных форм к реактивной депрессии. В результате понятие о депрессии при шизофрении, органических психозах и т. д. трактовалось как проявление особенностей циклотимической конституции, т. е. сближалось с циркулярным психозом. В последующее время понятие о депрессии подверглось расчленению. К. Шнейдер попытался разграничить эндогенную депрессию, зависящую от отражения в слое витальных чувств (по Шелеру) реактивной депрессии, являющейся расстройством высших, так называемых психических эмоций. Эндогенная депрессия, по его мнению, может наблюдаться на любом конституциональном фоне. Различие в психопатологической картине зависит от той реактивной «отделки», «которой подвергается депрессия со стороны личности. Майер-Гросс называет это явление «разоблачением» характера в депрессии. Вестерманн на большом клиническом материале подтвердил положение К. Шнейдера. Близкую к последнему позицию занимает Вексберг. При всей продуктивности для клиники деления депрессии на витальную и реактивную необходимо отметить те ошибки в теоретической концепции, которые допускают Шелер, Шнейдер, Ланге и другие авторы. 1. Эмоциональная жизнь отделяется у них от прочих психических актов; ей отводится исключительная роль, интеллектуальное отходит на задний план перед эмоциональным. В сборнике: «Вопросы детской психиатрии». М., 1940, стр. 39—76. 2. Нельзя говорить о витальном слое эмоций как о самостоятельном образовании2. 3. Нельзя устанавливать в клинике, как это незакономерно делает Ланге, абсолютно резкую границу между витальной и реактивной депрессией; наоборот, между эндогенным и психогенным существуют амбивалентная связь и постоянное взаимодействие, Точка зрения Ланге является схематичной и метафизической. Аствацатуров в позднейшее время также разделяет эмоции на два рода: таламические, филогенетически более старые и. примитивные, и корковые, которые выступают позднее наравне с гностическими формами. Эндогенная депрессия связана с тала-мической эмоциональностью, реактивная депрессия имеет отношение к корковому аппарату. Но в отдельном психическом акте переплетаются оба вида эмоциональности с преобладанием того или другого. Эта концепция нам ближе и понятнее. В отношении детского возраста проблема депрессии представляется малоизученной. Эммингаус впервые в 1887 г. указал на специфику детских меланхолий, проявляющуюся в меньшей выраженности аффекта тоски, в отсутствии anxietas praecordialis, в наличии страха. С тех пор в русской литературе было описано несколько случаев детских депрессий (Ковалевский, Суханов, Сербский). Несколько историй болезни приведены в руководствах Циэна, Штромайера, Гомбургера. Гиляровский в своем учебнике указывает, что маниакально-депрессивный психоз в возрасте младше 10 лет редко встречается, однако многие приступы депрессии просматриваются, так как они нерезко выражены. Гуревич относит к особенностям маниакально-депрессивного психоза у детей нестойкость их депрессии. А. И. Винокурова констатирует при циркулярной депрессии возбуждение автоматической психомоторики до явных гиперки-незов включительно. Наиболее раннее возникновение депрессии описывает Т. П. Симеон у девочки двух лет. В иностранной литературе приведено еще несколько казуистических описаний маниакально-депрессивного психоза у детей, в том числе и циркулярной депрессии (Дуссик и др.). 2 К. Шнейдер неправильно отделяет телесные чувства от собственно психических духовных чувств, приходя, таким образом, к психофизическому дуализму. Однако, насколько нам известно, специальные работы, посвященные детским депрессиям, в литературе отсутствуют. Исходя из этого, мы решили приступить к разработке данного вопроса. Основная задача работы — установить клиническое своеобразие и психопатологические особенности при различных депрессивных состояниях в детском возрасте. При этом, во-первых, следовало показать, что депрессия не является единой болезнью, что она существует как синдром при различных нозологических формах. И патогенез депрессии, и структура ее при отдельных заболеваниях проявляются различно. Во-вторых, необходимо было выяснить, какое влияние оказывает возрастной фактор на структуру и течение депрессии. Обработке подвергся материал, прошедший через детское отделение психиатрической больницы им. Кащенко за 1932—1937 гг. Всего вошло в работу 55 случаев. В каждом отдельном случае изучались данные наследственности (в размере, доступном клиницисту), преморбидная личность, соматическое и психическое состояния. Понятие преморбидной личности включало в себя совокупность врожденных и приобретенных свойств больного, а не только конституциональные данные. Приходилось считаться с разными экзогенными влияниями (например, инфекциями), могущими вызвать глубокие изменения в организме до начала разбираемого заболевания. Течение заболевания прослежено за период от одного года до 6 лет. Работа распадается на следующие разделы: а) циркулярные депрессии..........................................3 (и три сомнительных) б) шизофренные......»..................................................16 в) реактивные..........я..................................................11 г) расстройства настроения при эпилепсии.......12 д) расстройства настроения при инфекциях......10 В настоящей статье подробно освещены расстройства настроения при маниакально-депрессивном психозе и шизофрении; что касается инфекционных и эпилептических дистимий, а также реактивных депрессий, то они будут служить предметом особых сообщений. Чрезвычайно поучительным является тот факт, что из 4576 больных, прошедших за последние 6 лет через детское ■ отделение психиатрической больницы им. Кащенко, мы только в трех случаях можем более определенно утверждать, что имеем дело с маниакально-депрессивным психозом. Первоначально этот диагноз ставился нами значительно чаще, но к концу пребывания больного в стационаре нередко приходилось от него отказываться. Были и такие случаи, когда возникла необходимость пересматривать диагноз 'через год или даже два года и менять его в сторону шизофрении или органического заболевания центральной нервной системы. От чего же зависят трудности в правильной постановке диагноза циркулярного психоза и каким критерием можно для этой цели пользоваться? Клинический опыт нас учит, что наблюдение за психопатологической картиной и изучение структуры депрессии являются далеко не достаточными. Если и у взрослых возможны диагностические ошибки, то у детей они должны наблюдаться еще чаще; достаточно вспомнить присущие детям качества: лабильность аффекта, реактивность, физиологическую слабость задержек и пр. Психопатологическая симптоматика у детей значительно скуднее и однообразнее, чем у взрослых; поэтому эндогенная депрессия, например, при шизофрении может мало чем отличаться по симптоматике от маниакально-депрессивного психоза. Для того чтобы решить вопрос о диагностике, помимо психопатологического анализа следует проследить за течением болезни на протяжении ряда лет. И если больной не деградирует после отдельных приступов, если личность его не подвергается каким-либо изменениям, если не появляется новая неврологическая симптоматика, а в последующих приступах не проскальзывают основные шизофренические симптомы, то лишь тогда имеется возможность говорить о настоящей циркулярной депрессии: С этой точки зрения для нас не вполне убедительными являются случаи маниакально-депрессивного психоза у детей, описанные в литературе, где катамнестические наблюдения не были достаточно продолжительными. Мы полагаем, что маниакально-депрессивный психоз, в частности его депрессивная фаза, является редким заболеванием в детском возрасте. Особенно редко встречаются выраженные формы, поэтому на материале большого психиатрического отделения их оказалось так мало. Легкие же формы совсем не попадают в психиатрическую больницу, так как протекают очень мягко и их трудно отличить по скудной симптоматике и нестойкости от физиологической лабильности аффекта у детей.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |