Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Циркулярные депрессии




М. И. Лапидес

КЛИНИКО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ1

Со времени Крепелина учение о депрессии подверг­лось значительной эволюции. Ряд авторов (Штранский, Дрейфус, Рейсе и др.) пытались доказать, что всякая депрессия или пред­ставляет собою соответствующую фазу маниакально-депрессив­ного психоза, или состоит с последним в близком родстве. Так, Рейсе в выпущенной им в 1910 г. монографии указал, что с точ­ки зрения структуры психоза, преморбидного состояния и на­следственности имеется близкая связь между конституциональ­ной депрессией и маниакально-депрессивным психозом и что от последнего идет целый ряд переходных форм к реактивной депрессии.

В результате понятие о депрессии при шизофрении, орга­нических психозах и т. д. трактовалось как проявление особен­ностей циклотимической конституции, т. е. сближалось с цирку­лярным психозом. В последующее время понятие о депрессии подверглось расчленению.

К. Шнейдер попытался разграничить эндогенную депрессию, зависящую от отражения в слое витальных чувств (по Шелеру) реактивной депрессии, являющейся расстройством высших, так называемых психических эмоций. Эндогенная депрессия, по его мнению, может наблюдаться на любом конституциональном фоне. Различие в психопатологической картине зависит от той реак­тивной «отделки», «которой подвергается депрессия со стороны личности. Майер-Гросс называет это явление «разоблачением» характера в депрессии. Вестерманн на большом клиническом материале подтвердил положение К. Шнейдера. Близкую к пос­леднему позицию занимает Вексберг.

При всей продуктивности для клиники деления депрессии на витальную и реактивную необходимо отметить те ошибки в теоретической концепции, которые допускают Шелер, Шнейдер, Ланге и другие авторы.

1. Эмоциональная жизнь отделяется у них от прочих психи­ческих актов; ей отводится исключительная роль, интеллектуаль­ное отходит на задний план перед эмоциональным.

В сборнике: «Вопросы детской психиатрии». М., 1940, стр. 39—76.

2. Нельзя говорить о витальном слое эмоций как о самосто­ятельном образовании2.

3. Нельзя устанавливать в клинике, как это незакономерно делает Ланге, абсолютно резкую границу между витальной и ре­активной депрессией; наоборот, между эндогенным и психоген­ным существуют амбивалентная связь и постоянное взаимодей­ствие, Точка зрения Ланге является схематичной и метафизи­ческой.

Аствацатуров в позднейшее время также разделяет эмоции на два рода: таламические, филогенетически более старые и. при­митивные, и корковые, которые выступают позднее наравне с гностическими формами. Эндогенная депрессия связана с тала-мической эмоциональностью, реактивная депрессия имеет от­ношение к корковому аппарату. Но в отдельном психическом акте переплетаются оба вида эмоциональности с преобладани­ем того или другого. Эта концепция нам ближе и понятнее.

В отношении детского возраста проблема депрессии пред­ставляется малоизученной. Эммингаус впервые в 1887 г. указал на специфику детских меланхолий, проявляющуюся в меньшей выраженности аффекта тоски, в отсутствии anxietas praecordialis, в наличии страха. С тех пор в русской литературе было описа­но несколько случаев детских депрессий (Ковалевский, Суха­нов, Сербский). Несколько историй болезни приведены в руко­водствах Циэна, Штромайера, Гомбургера.

Гиляровский в своем учебнике указывает, что маниакально-депрессивный психоз в возрасте младше 10 лет редко встреча­ется, однако многие приступы депрессии просматриваются, так как они нерезко выражены. Гуревич относит к особеннос­тям маниакально-депрессивного психоза у детей нестойкость их депрессии.

А. И. Винокурова констатирует при циркулярной депрессии возбуждение автоматической психомоторики до явных гиперки-незов включительно. Наиболее раннее возникновение депрес­сии описывает Т. П. Симеон у девочки двух лет.

В иностранной литературе приведено еще несколько казуи­стических описаний маниакально-депрессивного психоза у де­тей, в том числе и циркулярной депрессии (Дуссик и др.).

2 К. Шнейдер неправильно отделяет телесные чувства от собственно пси­хических духовных чувств, приходя, таким образом, к психофизическому дуализму.

Однако, насколько нам известно, специальные работы, по­священные детским депрессиям, в литературе отсутствуют. Ис­ходя из этого, мы решили приступить к разработке данного воп­роса. Основная задача работы — установить клиническое свое­образие и психопатологические особенности при различных деп­рессивных состояниях в детском возрасте.

При этом, во-первых, следовало показать, что депрессия не является единой болезнью, что она существует как синдром при различных нозологических формах. И патогенез депрессии, и структура ее при отдельных заболеваниях проявляются различ­но. Во-вторых, необходимо было выяснить, какое влияние ока­зывает возрастной фактор на структуру и течение депрессии.

Обработке подвергся материал, прошедший через детское от­деление психиатрической больницы им. Кащенко за 1932—1937 гг.

Всего вошло в работу 55 случаев. В каждом отдельном слу­чае изучались данные наследственности (в размере, доступном клиницисту), преморбидная личность, соматическое и психичес­кое состояния.

Понятие преморбидной личности включало в себя сово­купность врожденных и приобретенных свойств больного, а не только конституциональные данные. Приходилось считаться с разными экзогенными влияниями (например, инфекциями), мо­гущими вызвать глубокие изменения в организме до начала раз­бираемого заболевания. Течение заболевания прослежено за пе­риод от одного года до 6 лет. Работа распадается на следующие разделы:

а) циркулярные депрессии..........................................3

(и три сомнительных)

б) шизофренные......»..................................................16

в) реактивные..........я..................................................11

г) расстройства настроения при эпилепсии.......12

д) расстройства настроения при инфекциях......10

В настоящей статье подробно освещены расстройства на­строения при маниакально-депрессивном психозе и шизофре­нии; что касается инфекционных и эпилептических дистимий, а также реактивных депрессий, то они будут служить предметом особых сообщений.

Чрезвычайно поучительным является тот факт, что из

4576 больных, прошедших за последние 6 лет через детское

■ отделение психиатрической больницы им. Кащенко, мы только в

трех случаях можем более определенно утверждать, что имеем дело с маниакально-депрессивным психозом. Первоначально этот диагноз ставился нами значительно чаще, но к концу пребыва­ния больного в стационаре нередко приходилось от него отка­зываться. Были и такие случаи, когда возникла необходимость пересматривать диагноз 'через год или даже два года и менять его в сторону шизофрении или органического заболевания цен­тральной нервной системы.

От чего же зависят трудности в правильной постановке ди­агноза циркулярного психоза и каким критерием можно для этой цели пользоваться? Клинический опыт нас учит, что наблюде­ние за психопатологической картиной и изучение структуры деп­рессии являются далеко не достаточными. Если и у взрослых возможны диагностические ошибки, то у детей они должны на­блюдаться еще чаще; достаточно вспомнить присущие детям ка­чества: лабильность аффекта, реактивность, физиологическую сла­бость задержек и пр. Психопатологическая симптоматика у де­тей значительно скуднее и однообразнее, чем у взрослых; по­этому эндогенная депрессия, например, при шизофрении мо­жет мало чем отличаться по симптоматике от маниакально-деп­рессивного психоза.

Для того чтобы решить вопрос о диагностике, помимо пси­хопатологического анализа следует проследить за течением бо­лезни на протяжении ряда лет. И если больной не деградирует после отдельных приступов, если личность его не подвергается каким-либо изменениям, если не появляется новая неврологи­ческая симптоматика, а в последующих приступах не проскаль­зывают основные шизофренические симптомы, то лишь тогда имеется возможность говорить о настоящей циркулярной деп­рессии:

С этой точки зрения для нас не вполне убедительными яв­ляются случаи маниакально-депрессивного психоза у детей, опи­санные в литературе, где катамнестические наблюдения не были достаточно продолжительными.

Мы полагаем, что маниакально-депрессивный психоз, в ча­стности его депрессивная фаза, является редким заболеванием в детском возрасте. Особенно редко встречаются выраженные формы, поэтому на материале большого психиатрического отде­ления их оказалось так мало. Легкие же формы совсем не по­падают в психиатрическую больницу, так как протекают очень мягко и их трудно отличить по скудной симптоматике и нестой­кости от физиологической лабильности аффекта у детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.