Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ текста.




Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

1) Какие достоверные данные источников говорят о возникновении Колы в XVI в.?

2) Какие факторы (социально-экономические и политические) способствовали возникновению города?

 

<...> Методологической ошибкой всех авторов, касавшихся времени возникновения г. Колы, было то, что они видели здесь только один вопрос. Между тем следует поставить два различных вопроса: 1) когда возникло первоначальное селение на месте будущего города Колы и 2) когда это се­ление превратилось в город, т. е. в торгово-ремесленный центр. Особенно важен второй вопрос: когда существовавшее в устье Колы маленькое ры­бачье становище, не игравшее сначала никакой роли в жизни края, превра­тилось в город и центр всего Кольского полуострова?

Под "городом" мы, разумеется, имеем в виду не древнерусское понятиегорода, как огороженного места, укрепленного поселения. По представлени­ям XVI в., Кола стала городом с постройкой острога - в 1583 г. С позиций марксистской науки время превращения селения в город определяется не на­личием или отсутствием городских укреплений; для нас важно установить, когда в селе сосредоточилось сколько-нибудь значительное количество по­стоянных жителей и когда наиболее важным их занятием стала торговля.

Из <...> сообщения Салингена с полной очевидностью вытекает, что в 1565 г. Кола городом еще не была, а являлась рыбачьим становищем из трех домов.

Накопленные к настоящему времени общие сведения по истории Кольского полуострова подтверждают, что г. Кола не мог возникнуть ра­нее середины XVI в. Важнейшей предпосылкой возникновения Колы яви­лось интенсивное промысловое освоение русскими людьми океанского по­бережья Кольского полуострова, развернувшееся в середине XVI в.

Превращению этого селения в город и центр обширного края спо­собствовали важные историко-географические предпосылки. Кола распо­ложена на берегу Кольского залива - самого большого фьорда Кольского полуострова, вдающегося на 75 км в глубь суши и являющегося огромной естественной незамерзающей гаванью. На весьма протяженном побережье Кольского залива из большого числа пунктов, пригодных для поселения, наиболее удобным оказалось место на мысу у устья Колы, впадающей в залив в 75 км от моря. В середине XVI в. установилась единственная доро­га через Кольский полуостров от океанского побережья к берегу Белого моря. Она шла через самую узкую часть полуострова — вдоль р. Колы и берега оз. Имандра, далее по течению р. Нивы к селению Кандалакша на Белом море (откуда вдоль западного берега Белого моря начиналась сухо­путная дорога внутрь России). С XVI до XX в. по этому пути через Коль­ский полуостров ходили на океанский промысел поморы с западного побе­режья Белого моря; после возникновения г. Колы по этому пути осуществ­лялись основные административные и хозяйственные связи города с цен­тром страны. Таким образом, г. Кола возник в том пункте, где единствен­ная дорога, пересекавшая Кольский полуостров, примыкала к берегу океа­на, - у впадения р. Колы в Кольский залив <...>

До середины XVI в., пока дороги через полуостров еще не существо­вало, пункт в устье Колы не имел важного транспортно-экономического значения, и потому не было предпосылок для возникновения здесь города.

В превращении маленького становища в г. Колу важную роль сыгра­ло еще одно обстоятельство. Широкое развитие морских промыслов на по­бережье Кольского' полуострова во второй половине XVI в. было связано с развертыванием крупной торговли между Россией и западноевропейскими государствами через Северный морской путь. С 1550-х годов на русский Север стали приходить английские и нидерландские торговые корабли, а в 1560-х годах и корабли других западных стран. Для западноевропейских купцов было выгодно, чтобы северный русский торг был устроен как можно ближе к русской западной границе. С этой точки зрения исключительно удобным оказывалось расположение Колы, находившейся вблизи русского западного рубежа, в незамерзающем океанском заливе (а не в глубине за­мерзающего на восемь-девять месяцев в году Белого моря, как Холмогоры и построенный в 1584 г. Архангельск), Благодаря интенсивному развитию морских промыслов на Мурмане в середине XVI в. было много местных товаров, представлявших интерес для иностранных купцов (рыба, ворвань и др.). Кроме того, сюда (особенно в 1570-х годах) стали привозиться на продажу товары и из других областей России: меха из Приуралья, сало, мясо, кожи, овчины, лен, конопля, пшеница и греча из центра страны, ры­бий клей из Поволжья и т. д. Поэтому с середины 1560-х годов, как только обнаружилась возможность вести торг с русскими в Коле, иностранные торговые корабли начали все чаще посещать Кольский залив и уже к концу 60-х - началу 70-х годов Кола становится значительным торговым портом.

Известно, что в 70-х и первой половине 80-х годов XVI в. Кола была крупным центром русской торговли с Западной Европой. До 1578 г. ни­дерландские корабли не допускались в Белое море и интенсивная торговля России с Нидерландами по северному пути осуществлялась целиком через Колу и (в меньшей мере) другие гавани на Мурманском берегу - Кегор и Печенгу; в Колу приходили также корабли из Англии, Франции, Норвегии и других стран. Торговые книги 70-80-х годов XVI в. содержат богатые сведения о русской торговле с Западом через Колу. По весьма вероятному мнению С. Ф. Платонова, с 1560-х годов и до 1585 г. Кола вместе с Печенгой и Кегором имели большее значение для внешней торговли России, чем гавани в устье Северной Двины. Дальнейший рост Колы прекратился в 1585 г., когда после основания в 1584 г. Архангельска русское правитель­ство (главным образом по внешнеполитическим соображениям) запретило торговлю привозными товарами в Коле и русский торг с иностранцами на Севере сосредоточился в Архангельске.

Из всего изложенного вытекает вполне определенный вывод: не­большое селение из нескольких домов возникло в устье Колы до 1565 г. (возможно, в 1530-х годах), однако городом это селение стало лишь в кон­це 60-х - начале 70-х годов XVI в., когда здесь установился регулярный торг с заморскими купцами и сформировалось постоянное торговое насе­ление, занимавшееся продажей русских и закупкой иностранных товаров. В 1574 г. в Коле уже было 44 двора, т. е. около 200 жителей, не считая зна­чительного количества торговых людей, приезжавших сюда на летние ме­сяцы для торговли с иноземными купцами. В условиях России XVI в. пункт с таким населением (притом занимающимся в основном торговлей) являлся уже городом <...>

  Шасколъский И.П. О возникновении города Колы //Исторические записки. - М., 1962. Т. 71. С.275-278.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.