КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ текста.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1) Какие достоверные данные источников говорят о возникновении Колы в XVI в.? 2) Какие факторы (социально-экономические и политические) способствовали возникновению города?
<...> Методологической ошибкой всех авторов, касавшихся времени возникновения г. Колы, было то, что они видели здесь только один вопрос. Между тем следует поставить два различных вопроса: 1) когда возникло первоначальное селение на месте будущего города Колы и 2) когда это селение превратилось в город, т. е. в торгово-ремесленный центр. Особенно важен второй вопрос: когда существовавшее в устье Колы маленькое рыбачье становище, не игравшее сначала никакой роли в жизни края, превратилось в город и центр всего Кольского полуострова? Под "городом" мы, разумеется, имеем в виду не древнерусское понятиегорода, как огороженного места, укрепленного поселения. По представлениям XVI в., Кола стала городом с постройкой острога - в 1583 г. С позиций марксистской науки время превращения селения в город определяется не наличием или отсутствием городских укреплений; для нас важно установить, когда в селе сосредоточилось сколько-нибудь значительное количество постоянных жителей и когда наиболее важным их занятием стала торговля. Из <...> сообщения Салингена с полной очевидностью вытекает, что в 1565 г. Кола городом еще не была, а являлась рыбачьим становищем из трех домов. Накопленные к настоящему времени общие сведения по истории Кольского полуострова подтверждают, что г. Кола не мог возникнуть ранее середины XVI в. Важнейшей предпосылкой возникновения Колы явилось интенсивное промысловое освоение русскими людьми океанского побережья Кольского полуострова, развернувшееся в середине XVI в. Превращению этого селения в город и центр обширного края способствовали важные историко-географические предпосылки. Кола расположена на берегу Кольского залива - самого большого фьорда Кольского полуострова, вдающегося на 75 км в глубь суши и являющегося огромной естественной незамерзающей гаванью. На весьма протяженном побережье Кольского залива из большого числа пунктов, пригодных для поселения, наиболее удобным оказалось место на мысу у устья Колы, впадающей в залив в 75 км от моря. В середине XVI в. установилась единственная дорога через Кольский полуостров от океанского побережья к берегу Белого моря. Она шла через самую узкую часть полуострова — вдоль р. Колы и берега оз. Имандра, далее по течению р. Нивы к селению Кандалакша на Белом море (откуда вдоль западного берега Белого моря начиналась сухопутная дорога внутрь России). С XVI до XX в. по этому пути через Кольский полуостров ходили на океанский промысел поморы с западного побережья Белого моря; после возникновения г. Колы по этому пути осуществлялись основные административные и хозяйственные связи города с центром страны. Таким образом, г. Кола возник в том пункте, где единственная дорога, пересекавшая Кольский полуостров, примыкала к берегу океана, - у впадения р. Колы в Кольский залив <...> До середины XVI в., пока дороги через полуостров еще не существовало, пункт в устье Колы не имел важного транспортно-экономического значения, и потому не было предпосылок для возникновения здесь города. В превращении маленького становища в г. Колу важную роль сыграло еще одно обстоятельство. Широкое развитие морских промыслов на побережье Кольского' полуострова во второй половине XVI в. было связано с развертыванием крупной торговли между Россией и западноевропейскими государствами через Северный морской путь. С 1550-х годов на русский Север стали приходить английские и нидерландские торговые корабли, а в 1560-х годах и корабли других западных стран. Для западноевропейских купцов было выгодно, чтобы северный русский торг был устроен как можно ближе к русской западной границе. С этой точки зрения исключительно удобным оказывалось расположение Колы, находившейся вблизи русского западного рубежа, в незамерзающем океанском заливе (а не в глубине замерзающего на восемь-девять месяцев в году Белого моря, как Холмогоры и построенный в 1584 г. Архангельск), Благодаря интенсивному развитию морских промыслов на Мурмане в середине XVI в. было много местных товаров, представлявших интерес для иностранных купцов (рыба, ворвань и др.). Кроме того, сюда (особенно в 1570-х годах) стали привозиться на продажу товары и из других областей России: меха из Приуралья, сало, мясо, кожи, овчины, лен, конопля, пшеница и греча из центра страны, рыбий клей из Поволжья и т. д. Поэтому с середины 1560-х годов, как только обнаружилась возможность вести торг с русскими в Коле, иностранные торговые корабли начали все чаще посещать Кольский залив и уже к концу 60-х - началу 70-х годов Кола становится значительным торговым портом. Известно, что в 70-х и первой половине 80-х годов XVI в. Кола была крупным центром русской торговли с Западной Европой. До 1578 г. нидерландские корабли не допускались в Белое море и интенсивная торговля России с Нидерландами по северному пути осуществлялась целиком через Колу и (в меньшей мере) другие гавани на Мурманском берегу - Кегор и Печенгу; в Колу приходили также корабли из Англии, Франции, Норвегии и других стран. Торговые книги 70-80-х годов XVI в. содержат богатые сведения о русской торговле с Западом через Колу. По весьма вероятному мнению С. Ф. Платонова, с 1560-х годов и до 1585 г. Кола вместе с Печенгой и Кегором имели большее значение для внешней торговли России, чем гавани в устье Северной Двины. Дальнейший рост Колы прекратился в 1585 г., когда после основания в 1584 г. Архангельска русское правительство (главным образом по внешнеполитическим соображениям) запретило торговлю привозными товарами в Коле и русский торг с иностранцами на Севере сосредоточился в Архангельске. Из всего изложенного вытекает вполне определенный вывод: небольшое селение из нескольких домов возникло в устье Колы до 1565 г. (возможно, в 1530-х годах), однако городом это селение стало лишь в конце 60-х - начале 70-х годов XVI в., когда здесь установился регулярный торг с заморскими купцами и сформировалось постоянное торговое население, занимавшееся продажей русских и закупкой иностранных товаров. В 1574 г. в Коле уже было 44 двора, т. е. около 200 жителей, не считая значительного количества торговых людей, приезжавших сюда на летние месяцы для торговли с иноземными купцами. В условиях России XVI в. пункт с таким населением (притом занимающимся в основном торговлей) являлся уже городом <...>
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |