Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основание Мурманска




Ситуационное задание.

Перед вами два отрывка из работ современных историков (И.Ф. Ушаков, Р.А. Давыдов, Г.П. Попов), прочитайте их, и заполните таблицу.

 

<...> В ходе строительства станции Мурман, железнодорожного депо, торгового порта и военно-морской базы на Кольском заливе постепенно складывался обширный, растянувшийся вдоль берега поселок, который по численности населения в несколько раз превосходил соседние города - Колу и Александровск. Проведение железной дороги обеспечивало ему возможности дальнейшего роста и превращения в крупный торговый порт <...>

По мысли царских сановников, имя Николая Романова в названии города должно было навеки запечатлеть и прославить "венценосного мо­нарха, прорубившего на Севере России окно в Западную Европу” <...>

Согласно проекту, город в будущем должен был размещаться на вто­рой террасе, между Семеновским озером и Варничным ручьем. "Городу" отмежевали 2 тысячи десятин казенной земли. На этом пространстве наме­чалось предварительно, до постройки зданий, проложить дороги, вымос­тить улицы, подвести водопровод и электричество, а потом только начать раздачу участков поселенцам.

В беседе с журналистами "попечитель города" товарищ (заместитель) министра императорского двора граф М.Е. Нирод заявил, что прави­тельство намерено соорудить на Мурмане город "в соответствии с послед­ним словом западноевропейского городского строительства" и что "каж­дый романовский житель с самого начала уже будет пользоваться всеми благами культуры", вследствие чего переселение сюда станет "заманчи­вым" даже для людей, привыкших к жизни в больших годах <...>

Первые проспекты и улицы должны были появиться через 3-4 года, а пока на месте будущего города <...> стояли бараки, казармы, деревенские избы, "чемоданы", землянки, будки, сараи, построенные наспех <...> безо всякого порядка <...>

Новому городу суждено было стать административным, экономиче­ским и культурным центром края, "портом четырех океанов", "воротами в Арктику". Соединенный железной дорогой с центром России, удобно рас­положенный на берегу незамерзающего морского залива, Мурманск, по сравнению с Александровском, имел значительно больше возможностей для своего развития. Однако при сохранении капитализма, вследствие от­сталости и слабости экономики Русского Севера, Мурманск не мог рассчи­тывать на быстрый рост. Лишь в результате пролетарской революции и ликвидации в России буржуазно-помещичьего строя <...> в условиях строительства социализма Мурманск стал успешно развиваться и приобрел первостепенное значение не только для Кольского края, но и всей Совет­ской страны <... >

  (Ушаков И.Ф. Кольская земля: Очерки ис­тории Мурманской области в дооктябрь­ский период. - Мурманск, 1972, С. 625-628, 631)

 

<...> В конце XIX - начале XX в. с изоляцией Мурманского побере­жья было покончено. Телеграфная, телефонная связь и железная дорога прочно соединили его с внутренними районами России <... >

Первая мировая война дала мощный импульс колонизационному процессу на Мурмане. 70 тыс. русских и иностранных рабочих за 20 меся­цев проложили железную дорогу от Петрозаводска до Северного Ледови­того океана, на Мурман пришли русские военные корабли. В ходе строи­тельства железнодорожной станции, торгового порта и военно-морской ба­зы в Кольском заливе естественным образом возник рабочий поселок, получивший наименование Романов-на-Мурмане. Численность населения в нем стала больше, чем в двух близлежащих городах, - старинной, но в си­лу обстоятельств экономической неразвитой Коле и чиновничьем Александровске. Начавшиеся железнодорожные перевозки и интенсивная рабо­та порта объективно создали условия для дальнейшего роста и развития этого населенного пункта.

Официальное открытие 21 сентября (4 октября) 1916 г. Романова-на-Мурмане (в 1917 г. переименованного в Мурманск) явилось завершающим актом официально объявленной царским правительством России в 1860 г. колонизации края.

  (Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман: Очерки истории края XIX - начала XX в. - Екате­ринбург, 1999. С.193,195)
Причины 1. 2. …
Меры, предлагаемые правительством для развития Мурманска 1. 2. …

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.