Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анкеты испытуемых экспериментальной группы мальчиков до эксперимента 1 страница




Таким образом, результаты количественного анализа использованных двух методик Тейлора и Спилбергера констатируют, что формирующий эксперимент по обучению игре на музыкальном инструменте результативен в отношении снижения общего, личностного и ситуативного уровня тревожности и у мальчиков, и у девочек, а эффективность снижения общего, личностного и ситуативного уровня тревожности после формирующего эксперимента у мальчиков значительно выше, чем у девочек.

Решение.

Решение.

Решение.

Решение.

1) Подсчитываем сумму рангов в таблице: ∑рангов = 325

2) Подсчитываем сумму рангов по формуле:

N (N + 1) = 25 (25 + 1) = 650 = 325

2 2 2

 

3) Сверяем суммы рангов в таблице и по формуле: 325 (в таблице) = 325 (по формуле), следовательно ранжирование проведено правильно.

4) Определяем нетипичные сдвиги.

Мы имеем 19 отрицательных сдвигов, 4 нулевых и 2 положительных. Поэтому нетипичными сдвигами мы будем считать 2 положительных сдвига.

5) Суммируем ранги нетипичных сдвигов. Это и будет искомая величина Тэмп = 11,5 + 6,5 = 18

6) Определяем критические значения по таблице Т-Вилкоксона математической статистики.

Ткр = 100 (p ≤0,05)

76 (p ≤0,01)

7) Построим ось значимости. Так как значение 76 (p ≤0,01) меньше, чем 100 (p ≤0,05), то ось направлена в левую сторону. Откладываем Тэмп = 18 на оси значимости.

 

 

Зона незначимости Зона неопределённости Зона значимости

100 76 Тэмп = 18

p ≤0,05 p ≤0,01

Если t эмпt крит, то Н0 отвергается и принимается гипотеза Н1, то есть сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.

Вывод. Полученное эмпирическое значение t эмп попало в зону значимости, следовательно можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения неслучайны и значимы на 1% уровне. Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах влияет на степень выраженности состояния личностной тревожности у мальчиков и способствует снижению её уровня.

Оценка статистической достоверности различий результатов до и после эксперимента уровня личностной тревожности девочек опросника Спилбергера по критерию Т – Вилкоксона

Гипотезы:

Н0 – интенсивность сдвигов результатов личностной тревожности группы девочек в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов результатов личностной тревожности в нетипичном направлении, то есть обучение игре на музыкальном инструменте не способствует снижению уровня личностной тревожности девочек.

Н1 – интенсивность сдвигов результатов личностной тревожности группы девочек в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов результатов личностной тревожности в нетипичном направлении, то есть обучение игре на музыкальном инструменте способствует снижению уровня личностной тревожности девочек.

Таблица оценки статистической достоверности различий результатов до и после эксперимента уровня личностной тревожности девочек опросника Спилбергера по критерию Т – Вилкоксона (см.: Приложение №18).

1) Подсчитываем сумму рангов в таблице: ∑рангов = 325

2) Подсчитываем сумму рангов по формуле:

N (N + 1) = 25 (25 + 1) = 650 = 325

2 2 2

3) Сверяем суммы рангов в таблице и по формуле: 325 (в таблице) = 325 (по формуле), следовательно ранжирование проведено правильно.

4) Определяем нетипичные сдвиги. Мы имеем 9 отрицательных сдвигов, 12 нулевых и 4 положительных. Поэтому нетипичными сдвигами мы будем считать 4 положительных сдвига.

5) Суммируем ранги нетипичных сдвигов. Это и будет искомая величина Тэмп = 18,5 + 14 + 25 + 16 = 73,5

6) Определяем критические значения по таблице Т-Вилкоксона математической статистики.

Ткр = 100 (p ≤0,05)

76 (p ≤0,01)

 

7) Построим ось значимости. Так как значение 76 (p ≤0,01) меньше, чем 100 (p ≤0,05), то ось направлена в левую сторону. Откладываем Тэмп = 73,5 на оси значимости.

 

 

 

 

Зона незначимости Зона неопределённости Зона значимости

100 76 Тэмп = 73,5

p ≤0,05 p ≤0,01

Если t эмпt крит, то Н0 отвергается и принимается гипотеза Н1, то есть сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает.

Вывод. Полученное эмпирическое значение t эмп попало в зону значимости, следовательно можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения неслучайны и значимы на 1% уровне. Таким образом, обучение игре на музыкальных инструментах влияет на степень выраженности состояния личностной тревожности у девочек и способствует снижению её уровня.

Оценка статистической достоверности различий результатов личностной тревожности мальчиков и девочек опросника Спилбергера по t- критерию Стьюдента до эксперимента

Гипотезы:

Н0 – средние значения уровня личностной тревожности мальчиков не отличаются от средних значений уровня личностной тревожности девочек.

Н1 – средние значения уровня личностной тревожности мальчиков отличаются от средних значений уровня личностной тревожности девочек.

Таблица оценки статистической достоверности различий результатов уровня личностной тревожности мальчиков и девочек опросника Спилбергера по t- критерию Стьюдента до эксперимента(см.:Приложение 19).

1) Находим t эмп по формуле вычисления t -критерия для независимых выборок, в случае если n1=n2:

tэмп = (Xср. – Yср.)

∑ (xi – x ср ) + ∑ (yi – y ср )

√ (n-1)n

 

t эмп = (2,84 – 2,57) = 0,27 = 0,27 = 0,27 = 1,08

19,285 + 17,534536,8195 √ 0,06 0,25

√ (25-1)25 √ 600

2) Находим число степеней свободы по формуле: v = n1+n2 – 2.

v = 25 + 25 – 2 = 48

3) Определяем t крит по таблицам для математической статистики с помощью числа степеней свободы v = 48.

t крит = 2,02 (p ≤0,05)

2,70 (p ≤0,01)

4) Построим ось значимости. Так как значение 3,70 (p ≤0,01) больше, чем 2,02 (p ≤0,05), то ось направлена в правую сторону. Откладываем t эмп = 1,08 на оси значимости.

Зона незначимости Зона неопределённости Зона значимости

t эмп = 1,08 2,02 2,70

p ≤0,05 p ≤0,01

Если t эмп > t крит 2, то Н0 отвергается и принимается гипотеза Н1.

Вывод. Полученное эмпирическое значение t эмп попало в зону незначимости, поэтому гипотеза Н1 отвергается и принимается гипотеза Н0. Таким образом, средние значения уровня личностной тревожности мальчиков не отличаются от средних значений уровня личностной тревожности девочек до проведения экспериментальной работы.

Оценка статистической достоверности различий результатов личностной тревожности мальчиков и девочек опросника Спилбергера по t- критерию Стьюдента после эксперимента

Гипотезы:

Н0 – средние значения уровня личностной тревожности мальчиков не отличаются от средних значений уровня личностной тревожности девочек.

Н1 – средние значения уровня личностной тревожности мальчиков отличаются от средних значений уровня личностной тревожности девочек.

Таблица оценки статистической достоверности различий результатов уровня личностной тревожности мальчиков и девочек опросника Спилбергера по t- критерию Стьюдента после эксперимента (см.: Приложение 20).

1) Находим t эмп по формуле вычисления t -критерия для независимых выборок, в случае если n1=n2:

tэмп = (Xср. – Yср.)

∑ (xi – x ср ) + ∑ (yi – y ср )

√ (n-1)n

 

t эмп = (1,92 – 2,43) = - 0,51 = - 0,51 = - 0,51 = - 2,3

14,5445 + 14,09928,6435 √ 0,05 0,22

√ (25-1)25 √ 600

2) Находим число степеней свободы по формуле: v = n1+n2 – 2.

v = 25 + 25 – 2 = 48

3) Определяем t крит по таблицам для математической статистики с помощью числа степеней свободы v = 48.

t крит = 2,02 (p ≤0,05)

2,70 (p ≤0,01)

4) Построим ось значимости. Так как значение 3,70 (p ≤0,01) больше, чем 2,02 (p ≤0,05), то ось направлена в правую сторону. Откладываем t эмп = -

2,3 на оси значимости не обращая внимания на знак минус.

 

Зона незначимости Зона неопределённости Зона значимости

2,02 t эмп = 2,3 2,70

p ≤0,05 p ≤0,01

Если t эмп > t крит 2, то Н0 отвергается и принимается гипотеза Н1.

Вывод. Полученное эмпирическое значение t эмп попало в зону неопределённости, но t эмпt кр5%, следовательно можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения неслучайны и значимы на 5% уровне. Таким образом, средние значения уровня личностной тревожности мальчиков отличаются от средних значений уровня личностной тревожности девочек после проведения экспериментальной работы. Поэтому мы можем утверждать, что обучение игре на музыкальном инструменте способствует снижению уровня личностной тревожности мальчиков достоверно больше, чем у девочек на 5% уровне значимости.

Резюмируя статистический анализ полученных результатов по методике Спилбергера можно сказать, что формирующий эксперимент по обучению игре на музыкальном инструменте результативен в отношении снижения личностного и ситуативного уровня тревожности и у мальчиков, и у девочек (достоверность на 1% уровне значимости), а эффективность снижения и личностного, и ситуативного уровня тревожности после формирующего эксперимента у мальчиков значительно выше, чем у девочек (достоверность на 5% уровне значимости).

Кроме количественного анализа результатов исследования определим и качественные показатели проведённой экспериментальной работы. В нашем исследовании получилось, что мальчиков и девочек с высоким и очень высоким уровнем тревожности гораздо больше до начала формирующего эксперимента, поэтому до эксперимента про них можно было сказать, что они склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности, на которые реагируют выраженным состоянием напряжённости, в значительно большей степени, чем после формирующего эксперимента по обучению игре на музыкальном инструменте. Высокий уровень тревожности подростков мешает нормальной адаптации, отрицательно влияет на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности, является источником агрессивности и способствует конфликтным отношениям. У таких ребят отсутствует уверенность в своих возможностях в общении, они испытывают постоянные сомнения, колебания, неуверенность в правильности своего восприятия успеха и неуспеха и значительную неудовлетворенность им, что способствует образованию отрицательного эмоционального опыта. Для них характерно неумение оценить свои действия, найти оптимальную для себя «зону» трудности задания, а также определить вероятность желательного исхода события. Вследствие этого такие подростки действительно значительно чаще, чем их эмоционально благополучные сверстники, объективно оказываются неуспешными в ситуациях, в которых отсутствуют заданные внешние критерии. Подобная привязанность к внешним критериям и практическое отсутствие внутренних, затрудненность в выборе и оценке собственных действий, обеспечивая повышенную чувствительность к социальному сравнению, создает тем самым условия для субъективного переживания неуспеха даже в тех случаях, где реальных оснований для этого нет.

До формирующего эксперимента у всех ребят больше неудовлетворённых ведущих потребностей возраста в виде сравнительно меньшего общения со сверстниками, чем после эксперимента. У ребят, овладевших игрой на музыкальном инструменте, стал шире круг общения со сверстниками и появилось больше возможностей для самореализации и признания не только среди сверстников, но также во внеклассной и внешкольной деятельности, то есть ведущие потребности подростков в общении удовлетворены больше после эксперимента.

В психологической сфере подростков, не владеющих музыкальными навыками, тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе и влияет на такие особенности личности, как социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность, степень невротизма и интровертированности. Усиливаются полярные переживания - мобилизации и боязни неудачи, переживание «покинутости, одиночества», возрастает представленность в состоянии тревоги чувств стыда и вины.

На психологическом уровне у таких ребят тревога ощущается чаще как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределённости, чувство грозящей опасности, неудачи, невозможность принять решения и др. Гораздо больше их реакции тревоги проявляются и на физиологическом уровне в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объёма циркуляции крови, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности, нарушении сна.

Состояние тревожности влияет и на успешность их школьной деятельности: оказывает позитивное влияние на результаты простой деятельности и негативное - сложной, оказывает существенное влияние на успешность деятельности в тревогогенных ситуациях, ухудшая ее.Высокий уровень тревожности ребят, не обучающихся игре на музыкальных инструментах, оказывает влияние и на их профессиональную направленность, которая проявляется в избегании ориентации на профессии связанные с техникой и знаковыми системами, и предпочтении профессий типа «человек-природа», «человек-художественный образ».

После формирующего эксперимента получилось, что детей с низким и средним уровнем тревожности стало больше и в группе девочек, и в группе мальчиков. В соответствии с теорией о тревожности, у таких детей отмечается сохранение уверенности в своих силах, отсутствие нервозности, в случае ошибок в деятельности — адекватное отношение и стремление исправить их. У таких ребят существуют благоприятные возможности для самовыражения в виде активного музицирования и концертной деятельности, что помогает самоутвердиться, занять достойное положение в обществе сверстников и в своих глазах, следствием чего будет является хороший уровень самооценки, качественное социальное функционирование личности, довольствие статусом в подростковых группах и школе, и больше удовлетворённых ведущих потребностей возраста в форме общения, чем до формирующего эксперимента. В музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, тренируются волевые усилия, формируется выдержка и самоконтроль, что способствует успешной интеграции подростков в социальные группы. Выступая как раздражитель, музыка является мощным фактором гармонизации эмоциональных проявлений подростков, следствием которого является снятие напряжения, возникающего в течение учебного дня. Поэтому такие дети более спокойны и менее напряжённы в жизнедеятельности.

Так как количественный анализ нашей экспериментальной работы показал, что эффективность снижения общего, личностного и ситуативного уровня тревожности после формирующего эксперимента у мальчиков значительно выше, чем у девочек, то качественные показатели, соответствующие низкому и среднему уровню тревожности, которые мы перечислили выше, выражены у мальчиков гораздо интенсивней, чем у девочек.

 

Выводы

На основании вышеизложенного количественного и качественного анализа данных можно сделать вывод, что формирующий эксперимент по обучению игре на музыкальных инструментах результативен в отношении снижения общего, личностного и ситуативного уровня тревожности и у мальчиков, и у девочек, а также эффективность снижения общего, личностного и ситуативного уровня тревожности после формирующего эксперимента у мальчиков значительно выше, чем у девочек, поэтому качественные показатели, соответствующие низкому и среднему уровню тревожности, выражены у мальчиков гораздо интенсивней, чем у девочек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненная нами опытно-экспериментальная работа, посвященная влиянию занятий обучения игре на музыкальных инструментах на уровень тревожности мальчиков и девочек, дает основания для следующих выводов:

1. В ходе проведенной работы была подтверждена гипотеза о том, что занятия обучения игре на музыкальных инструментах влияют на степень выраженности состояния тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста и способствуют снижению её уровня, причём более интенсивно снижение уровня тревожности у мальчиков, чем у девочек.

2. В исследовании на основе статистического анализа результатов формирующего эксперимента обоснована эффективность использования занятий обучения игре на музыкальных инструментах в снижении уровня состояния тревожности у мальчиков и девочек.

3. В работе обоснована наибольшая результативность использования занятий обучения игре на музыкальном инструменте в снижении уровня общей, ситуативной и личностной тревожности у мальчиков, чем у девочек.

3. Результаты нашей работы подтвердили, что обучение игре на музыкальном инструменте можно использовать в качестве вспомогательного метода работы психолога по коррекции тревожности подростков как один из способов комплексного воздействия на снижение уровня тревожности.

4. Обучение игре на музыкальном инструменте можно использовать в качестве метода коррекции тревожности подростков в практике психологической работы в образовании, музыкотерапии и клинической прикладной психологии.

Коррекция эмоциональной тревожности должна иметь комплексный подход и специфический, не узкофункциональный, а личностно ориентированный характер. Наша исследовательская работа подтвердила, что обучение игре на музыкальных инструментах можно использовать как один из способов комплексного воздействия на снижение тревожности подростков. Совместная работа медицинских работников, педагогов в школах, психологов способствует снижению у подростков тревожности, создает предпосылки для адаптации подростков в обычных жизненных условиях, а, следовательно, создает и благоприятные условия для развития личности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева А.Д. Психология здоровья детей и подростков в контексте психологической службы / А.Д. Андреева [и др.]; под ред. И.В. Дубровиной. - М. Просвещение, 1994.-250с.

2. Аракелов Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н. Е. Аракелов Е. Е. Лысенко // Психологический журнал. Т.18 - 1997. - №2. - С. 34.

3. Астапов В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. - М., ПЕРСЭ, 2001. – 146 с.

4. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. (Электронный ресурс) URL:http://ruc.podelise.ru/docs/index-544032.html [Дата обращения 20.08.2013]

5. Базалева С., заведующая фортепианной секцией Рефтинской детской школы искусств. Влияние музыки на развитие ребенка. (Электронный ресурс) URL:http://dsi-reft.ru/roditelyam/vliyanie-muzyki-na-razvitie-rebenka/ [Дата обращения 09.10.2013]

6. Бурунчанова Г.А. О роли музыкальной терапии в гармонизации эмоциональной сферы подростков. (Электронный ресурс) URL:http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=66:2010-06-07-12-20-17&id=846:2010-06-08-14-05-37&Itemid=206 [Дата обращения 09.10.2013]

7. Генинг Г. Н. Особенности взаимоотношений психических состояний с психическими процессами и свойствами личности младших школьников в учебной деятельности // Психология психи­ческих состояний. Вып. 2. Казань. 1999. С. 202-209

8. Гендерная педагогика и психология / под ред. О.И.Ключко - Саранск, 2005.

9. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. – М.: изд. - 1993- 194с.

10. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия (Электронный ресурс) URL:http://lib.ru/PSIHO/KIDS/nevroz.txt

[Дата обращения 24.02.2014]

11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

12. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. – 176 с.

13. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

14. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2003.-160с. (Электронный ресурс) URL:http://www.deminomarathon.ru/igrovaya-terapiya-s-trevozhnymi-detmi.html [Дата обращения 20.08.2013]

15. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Снимем маску с тревоги //Семья и школы. - 1988. - № 11 - С. 34-38.

16. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. 2000. (Электронный ресурс) URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/202/%D0%9C%D0%A3%D0%97%D0%AB%D0%9A%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%9F%D0%98%D0%AF [Дата обращения 09.10.2013]

17. Коррекция эмоциональной тревожности подростков. (Электронный ресурс) URL:http://works.tarefer.ru/70/100577/index.html [Дата обращения 09.10.2013]

18. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, - 1985.-431с.

19. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 131-138.

20. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности её снижения у детей / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование.- 1998.- №2. - С. 15.

21. Минахметова А. З. Статистические методы в психологии (практикум): Учебно-методическое пособие. 2-е изд., допол. – Елабуга: ЕГПУ, 2011. – 115с.

22. Мэй Р. Проблема тревоги / Пер. с англ. А. Г. Гладкова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 432 с. (Серия «Психология. XX век»).

23. Музыкотерапия. (Электронный ресурс) URL:http://www.musical-sad.ru/forum/2-99-1 [Дата обращения 09.10.2013]

24. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. - 192 с.

25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо­логическое исследование с элементами математической стати­стики. — 640 с.

26. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

27. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 374с. (Электронный ресурс) URL: http://www.bim-bad.ru/docs/obuchova_children_psychology.pdf [Дата обращения 09.10.2013]

28. Пацявичус И. В. Соотношение индивидуально-типологических характеристик эмоциональности с особенностями саморегуляции деятельности: Автореф. Дис. канд. психол. наук. М. 1981. 19 с.

29. Прихожан А. М. Явление, причины, диагностика // Школьный психолог. - № 8. - 2004. -с.17-32.

30. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан //Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С. 11-17.

31. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

32. Прихожан А. М. Преодоление тревожности. (Электронный ресурс) URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIO021998/PPP-011.HTM [Дата обращения 09.10.2013]

33. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. (Электронный ресурс) URL: http://books.vmg.pp.ua/Гуманитарное/Пси/Психология/Прихожан А.М. - Причины, профилактика и преодоление тревожности.html [Дата обращения 09.10.2013]

34. Психологические состояния. Хрестоматия /Сост. Л.В. Куликова.- СПб.: Питер Пресс, 2000. - 286 с.

35. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: "БАХРАХ-М", 2001. – 672 с.

36. Рогов Е. И. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г. – 240 с.

37. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети.// Ж. «Дошкольное воспитание», 1996, №4, с. 11.

38. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, -1998.- 300 с. С. 268 (Электронный ресурс) URL: http://www.rulit.net/programRead.php?program_id=49700&page=268 [Дата обращения 17.07.2013]

39. Суворова В. В. Психофизиология стресса / В.В. Суворова. - М. Политиздат, - 1975. - 312 с.

40. Тревожный ребенок. Как ему помочь? (Электронный ресурс) URL: http://www.som51.ru/articles/46/ [Дата обращения 17.07.2013]

41. Туревская Е.И. Возрастная психология. (Электронный ресурс) URL:http://www.klex.ru/3la [Дата обращения 09.10.2013]

42. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. - С-Пб., 1997г. – 295 с.

43. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997. Г. С. Салливан. Напряжение. (Электронный ресурс) URL:http://psylib.org.ua/books/holli01/txt04.htm#11 [Дата обращения 20.08.2013]

44. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Изд. «Лань», 2000. – 307с.

45. Что такое тревожность, и как от неё избавиться? (Электронный ресурс) URL:http://www.tiensmed.ru/news/trevojnosti-xh7.html [Дата обращения 22.02.2014]

46. Шевченко Ю.С. Музыкотерапия. «Музыкальная психология и психотерапия» № 1 / 2007. (Электронный ресурс) URL: http://www.health-music psy.ru/index.php?page=musykalnaya_psychologiya&issue= [Дата обращения 09.10.2013]

47. Шмаков В.М. О психоаналитической теории личности З. Фрейда и периодизации психического развития. (Электронный ресурс) URL:http://www.oppl-ural.ru/node/172, 2012 [Дата обращения 20.08.2013]

48. Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии / С.В. Шушарджан. - М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.

49. Школьная дезадаптация и тревожность. (Электронный ресурс) URL:http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=529917 [Дата обращения 22.02.2014]

50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

 

Приложение 1

Таблица 1

Таблица полученных результатов мальчиков методики измерения уровня тревожности Тейлора до эксперимента

Количество набранных баллов Уровень тревожности (интерпретация баллового показателя)
    Средний с тенденцией к низкому
    Низкий
    Высокий
    Очень высокий
    Высокий
    Высокий
    Средний с тенденцией к высокому
    Высокий
    Очень высокий
    Очень высокий
    Очень высокий
    Высокий
    Высокий
    Высокий
    Средний с тенденцией к высокому
    Очень высокий
    Средний с тенденцией к высокому
    Высокий
    Высокий
    Средний с тенденцией к низкому
    Средний с тенденцией к низкому
    Высокий
    Высокий
    Низкий
    Очень высокий

Приложение 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 64; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.