КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Линия формализации и моделирования
Ход работы Занятие 3 Ход работы Занятие 2 План работы Занятие 1 Лабораторный практикум Тема «Компьютер» Основные вопросы: 1. Цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики. 2. Роль и место учебного материала, посвященного устройству и принципам работы компьютера, в реализации общеобразовательного и мировоззренческого потенциала базового курса информатики. 3. Структура и содержание учебного материала по данной теме. Варианты построения учебного материала в различных школьных учебных пособиях по информатике. 4. Основные понятия, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебного материала. 5. Дидактическая целесообразность использования программных средств при изучении вопросов, связанных с устройством и принципами работы компьютера. 6. Методика формирования у учащихся представлений о программном обеспечении компьютера, его структуре и основных видах. Тема «Методика формирования представлений об основных устройствах компьютера, их функциях, взаимосвязи и принципах работы» Задачи занятия: 1. Рассмотреть цели и задачи, определить роль и место учебного материала по вопросам, связанным с устройством и принципами работы компьютера в базовом курсе информатики. 2. Выявить базовые понятия учебного материала, определить этапы, формы и методы их формирования. 3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения понятий, связанных с устройством компьютера и принципами его работы. 4. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий. 5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Способ организации занятия: практикум. Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 5, 8, 9, 12, 13, 15, 18], программные средства [1, 2]. Предварительная подготовка студента к занятию 1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала. 2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала по устройству и принципам работы компьютера в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения. 3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с устройством и принципами работы компьютера, разработать логико-структурную модель учебного материала. 4. Провести содержательный анализ учебного материала по устройству и принципам работы компьютера, представленного в школьных учебных пособиях по информатике. 1. Проанализировать учебные пособия с целью выявления методических особенностей введения основных понятий, связанных с устройством и принципами работы компьютера. 2. Построить логико-структурную модель учебного материала. 3. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1). 4. Разработать тезаурус понятий учебного материала. 5. Выявить и предложить средства реализации внутрипредмет-ных и межпредметных иерархических связей в процессе обучения учащихся устройству и принципам работы компьютера. 6. На основе учебного материала заполнить таблицы «Базовые понятия» (см. табл. 7.1). 7. Обсуждение сообщений по данным табл. 7.2. Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, выступление с сообщением, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос. Тема «Методические особенности изучения учащимися вопросов, связанных с представлением данных в компьютере» Задачи занятия: 1. Рассмотреть цели и задачи изучения вопросов, связанных с представлением данных в компьютере, определить роль и место учебного материала в базовом курсе информатики. 2. Выявить базовые понятия учебного материала, определить этапы, формы и методы их формирования. 3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения понятий, связанных с представлением данных в компьютере. 4. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий учебного материала. 5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Способ организации занятия: практикум. Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [1, 6, 8, 12, 13, 15, 19], программные средства [1, 2]. Предварительная подготовка студента к занятию 1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала. 2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере, в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения. 3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с представлением данных в компьютере, разработать логико-структурную модель учебного материала. 4. Провести содержательный анализ учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере, в школьных учебных пособиях по информатике. 1. Построить логико-структурную модель учебного материала. 2. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1). 3. Изучить программные средства учебного назначения, используемые в процессе обучения информатике для изучения способов представления в компьютере различных видов данных. 4. Выделить основные виды задач, используемых в процессе изучения учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере. 5. Составить тематическое и поурочное планирование учебного материала и представить результаты в табл. 7.3. Тема «Методика формирования у учащихся представлений о программном обеспечении компьютера» Задачи занятия: 1. Рассмотреть цели и задачи изучения различных видов программного обеспечения компьютера, определить роль и место учебного материала в базовом курсе информатики. 2. Выявить основные виды программного обеспечения компьютера для организации изучения в базовом курсе информатики. 3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения основных видов прикладного программного обеспечения компьютера. 4. Выявить методические особенности формирования представлений учащихся о системах программирования и основных функциях операционной системы. 5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Способ организации занятия: практикум. Средства обучения: научно-методическая и учебная литература [6, 8, 9, 12, 13, 15], программные средства [3]. Предварительная подготовка студента к занятию 1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала. 2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала, связанного с программным обеспечением компьютера, в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения. 3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с прикладным программным обеспечением компьютера, системами программирования и операционными системами; разработать логико-структурную модель учебного материала. 4. Провести содержательный анализ учебного материала в школьных учебных пособиях по информатике. 1. Построить логико-структурную модель учебного материала. 2. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1). 3. Изучить основные функции прикладного программного обеспечения, систем программирования *л операционной системы, изучаемых в базовом курсе информатики. 4. Выделить основные виды задач, используемых в процессе организации изучения учащимися прикладных программ общего назначения, систем программирования, операционных систем. 5. Составить тематическое и поурочное планирование учебного материала и представить результаты в табл. 7.3. Программные средства к лабораторному практикуму: 1. Программно-методический комплекс по курсу информатики «Первые уроки информатики». 2. Программно-методическая система для изучения алгоритмизации и функционирования компьютера «Учебные роботы». 3. Операционные системы: Windows, MS-DOS и др. Программы-оболочки: Norton Commander, Windows 3.1/3.11 и др. Литература к главе 9
1. БочкинА.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. — Минск: Вышэйш. шк., 1998. 2. Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Ф. Информатика: Классы 7-9.-М.: Дрофа, 1998. 3. Еремин Е.А. Как работает современный компьютер. — Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 1997. 4. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителей / Под ред. А.П.Ершова, В.М.Монахова. — М.: Просвещение, 1985.— Ч. 1,2. 5. Информатика: Задачник-практикум: В 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К.Хеннера.— М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. 6. Информатика: Учеб. по базовому курсу / И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. 7. Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: 9—10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. — М.: Дрофа, 1996. 8. Информационная культура: 11 кл.— М.: Дрофа, 1999. 9. Касаткин В. Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1991. 10. Кузнецов А. А., Апатова Н.В. Основы информатики: 8 — 9 кл. — М.: Дрофа, 1999. 11. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. — М.: Олма-ПРЕСС, 1999. 12. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для 10—11 кл. сред. шк. /А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В.Ли-нецкий и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992. 13. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для 10—11 кл. сред. шк. / В.А.Каймин, А. Г. Щеголев, Е.А.Ерохи-на, Д. П.Федюшин. — М.: Просвещение, 1989. 14. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред. учеб, заведений / А. Г. Кушниренко, Г.В.Лебедев, Р.А.Сво-рень. — М.: Просвещение, 1993. 15. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред. учеб, заведений: В 2 ч. / Под ред. А П. Ершова и В. М. Монахова. — М.: Просвещение, 1985, 1986. — Ч. 1, 2. 16. Программно-методические материалы: Информатика: 1—11 кл. / Сост. Л.Е.Самовольнова.— М.: Дрофа, 1998. 17. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» // ИНФО. — 1997.-№1.-С. 3-11. 18. Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса информатики. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. 19. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений. — М.: Школа-Пресс, 1997. 20. Шимина А. Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. — М., 1981. Глава 10
В обязательном минимуме содержания образования по информатике присутствует линия «Моделирование и формализация». Содержание этой линии определено следующим перечнем понятий: моделирование как метод познания, формализация, материальные и информационные модели, информационное моделирование, основные типы информационных моделей. Линия моделирования, наряду с линией информации и информационных процессов, является теоретической основой базового курса информатики. Дальнейшее развитие общеобразовательного курса информатики должно быть связано, прежде всего, с углублением этих содержательных линий. Основными проблемами для разработчиков базового курса является, во-первых, выделение из обширной научной области информационного моделирования тех базовых знаний и понятий, которые должны войти в общеобразовательный школьный предмет; во-вторых — разработка методики преподавания этих вопросов. Содержательная структура линии формализации и моделирования представлена на схеме 3 (Приложение 1). Предметом изучения информатики является информационное моделирование. Тема натурных моделей затрагивается лишь в самом начале, в связи с определением понятия модели и разделением моделей на материальные (натурные) и информационные. В свою очередь, информационное моделирование делится на моделирование объектов и процессов и моделирование знаний. Тема моделирования знаний — это тема искусственного интеллекта, разработка которой в базовом курсе информатики пока носит поисковый характер. Классификация моделей объектов и процессов производится по форме представления. По этому признаку модели делятся на графические, вербальные, табличные, математические и объектно-информационные. Последний тип моделей возник и развивается в компьютерных технологиях: в объектно-ориентированном программировании и современном системном и прикладном ПО. Развитие темы объектного моделирования также можно отнести к поисковому направлению в базовом курсе.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |