Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование этологии человека




Введение в этологию человека

Лекция 1

План

1. Формирование этологии человека

2. Поведение как система, уровни социальной сложности

3. Психологические атавизмы человека

Предпосылки этологии человека

Биологическая или социальная сущность? Что такое человек? Этот вопрос задавался на протяжении всей человеческой истории священниками, философами, художниками, учеными. Дилемма «природа или воспитание» (в отечественном варианте – биологическое или социальное) обсуждалась учеными с древнейших времен. Положение о наследовании черт поведения высказывали еще Гиппократ и Гален. С появлением теории Дарвина спор о природе человека приобрел в научном мире новый ракурс. Речь идет о длящейся уже более сотни лет дискуссии между сторонниками концепций о биологической и социальной сущности человека.

Постепенно, к началу 80-х годов, исследователи самых разных областей знания стали приходить к пониманию необходимости синтеза естественнонаучных и гуманитарных знаний для понимания сущности человеческого поведения. В нашей стране отражением этих тенденций явилось развитие концепций о биосоциальной природе человека. Большую роль здесь сыграли и генетики. Для них биосоциальная природа человека была некоторой аналогией понятию фенотипа. Ведь существует комплекс наследственных задатков индивидуума, закодированный в его генах (генотип), а реализация этих задатков происходит при взаимодействии генотипа со средой. Проявляется такой изменившийся генотип в виде фенотипа – своего наружного воплощения. Так что генетики первыми определили сущность человека как биосоциальную, показав материальные носители этого конгломерата.

В начале 80-х годов многие психологи, социологи, антропологи начинают рассматривать поведение как итог взаимодействия индивидуальной человеческой конституции и окружающей среды. Было признано, что поведенческая норма реакции у человека очень велика. Находясь в рамках культуры, он не просто слепо подчиняется ее законам и правилам (Он усваивает их в процессе социализации), но и сам творит эту культуру, активно ее видоизменяет. Человек по природе своей социальное (общественное) существо, как и его ближайшие родственники – человекообразные обезьяны. Именно человеческая биология служит необходимым фундаментом для освоения культуры – языка, верований, обычаев, морали.

Чтобы понять человеческую сущность, нужно понимать, что гены и культура действуют вместе в ходе единого процесса генно-культурной эволюции. Вот тогда-то и впервые заговорили о негенетической эволюции, которая возможна, видимо только у человека.

Так что недостаточно анализировать поведение отдельно с биологических и гуманитарных позиций. Необходимо взаимопонимание между специалистами этих наук.

Формирование этологии* человека как самостоятельной дисциплины

Этология человека как наука стала складываться к началу 70-х годов прошлого века. Каковы же реальные основания считать эту область исследований самостоятельной научной дисциплиной?

Чарльз Дарвин, предложивший свою эволюционную теорию, с полным правом может считаться первым ученым, обратившимся к проблемам биологии человеческого поведения. К. Лоренц и Н. Тинберген – основоположники этологии – в качестве одной из ________________________

*Этология дисциплина зоологии, изучающая генетически обусловленное поведение (инстинкты) животных, в том числе людей. Термин ввёл в 1859 французский зоолог Жоффруа Сент-Илер. Наука эта тесно связана с зоологией, эволюционной биологией, физиологией, генетикой, сравнительной психологией, зоопсихологией. Основоположник этологии, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц, называл этологию «морфологией поведения животного».

важнейших задач рассматривали проверку пригодности гипотез, полученных в результате наблюдения за животными, для изучения человеческого поведения. В книге «Агрессия» Лоренц посвящает целую главу вопросу о роли врожденного поведения в жизни человека. В двух более поздних произведениях «По ту сторону зеркала» и «Восемь смертных грехов цивилизованного человека» он развивает идею о культурной эволюции и ухудшении генофонда человечества. Примерно в то же время Н. Тинберген в своей Нобелевской лекции высказывает идею об ограниченности адаптивных возможностей человека в процессе быстрого изменения условий окружающей среды. И о значении этологических подходов в изучении психических нарушений у человека.

Для ученых, пытающихся постичь природу человеческого поведения, уже в 60-е годы прошлого столетия стала очевидной необходимость применения этологических подходов для объяснения поведения человека. Не только сами этологи, но и многие психологи, психиатры, психоаналитики, антропологи, зоологи в начале 70-х годов заговорили о необходимости развития этологии человека. Именно к этому времени сложилось реальное, сообщество исследователей, связавшее свои научные интересы с этими проблемами.

Своеобразное пограничное положение новой научной дисциплины вызвало большие и острые дискуссии. Зоолог Моррис одним из первых занялся популяризацией этологии человека. Он получил значительную известность именно благодаря своим книгам и телепередачам о поведении человека. В

книгах «Голая обезьяна» и «Человеческий зоопарк», предлагался своеобразный, зоологический, взгляд на поведение человека. Там обсуждались черты

сходства невербальной* коммуникации и социальной структуры человека с другими приматами. Книги были написаны популярно, для широкого круга читателей и оказали неоднозначное влияние на общественность.

По мнению многих ученых, особенно гуманитариев это крайнее упрощение и грубое экстраполирование при сопоставлении человека и животных. Раздались громкие протесты, как со стороны гуманитариев, так и со стороны биологов. Даже сейчас, по истечении нескольких десятков лет этология человека продолжает терпеть нападки со стороны критиков. Причем по большей части обвинения в редукционизме – не что иное, как отголоски негативной реакции на книги Десмонда Морриса. Между тем, когда первое сильное впечатление прошло, и наука этология человека продвинулась далеко вперед в своих исследованиях, книга «Голая обезьяна» перестала быть одиозным произведением. Рассуждения автора и его взгляд на человека, как на одно из животных легко воспринимается читателем. Правда, стали заметны пропуски информации. Современные знания более полны и книга несколько устарела.

Работы Д. Морриса неверно было бы расценивать как негативное явление. Ведь он практически первым предложил широкой публике биологический взгляд на происхождение человеческого поведения, и заставил людей задуматься над своим эволюционным прошлым. Это облегчило задачу последующих поколений этологов и вызвало значительный приток новых исследователей в этологию человека, в том числе и гуманитариев. Пример тому один из современных российских лидеров этологии человека – доктор исторических наук, профессор Марина Львовна Бутовская.

Д. Моррис стимулировал дискуссии между гуманитариями и биологами о филогенетических корнях человеческой сексуальности, родительского поведения, кооперации, агрессии и структурирования социальных отношений. К настоящему времени представления о гомологии мимических выражений у человека и шимпанзе не выглядят более шокирующими. В курсе культурной антропологии можно услышать о филогенетических корнях материнского поведения или о культурных традициях у человекообразных обезьян (шимпанзе).

Этология человека как наука оформилась в значительной мере благодаря усилиям _________________________

*невербальное общение – без посредства речи

Ирениуса Эйбл-Эйбесфельдта (ученика К. Лоренца). В 1967 г. он опубликовал в книге «Этология – биология поведения» главу, посвященную человеку. О реальном формировании новой научной дисциплины свидетельствует также образование в 1970 г. в Германии Института этологии человека в рамках научного общества Макса Планка. Рост интереса к этой дисциплине привел в 1978 г. к созданию Международного общества этологии человека. В настоящее время Международное общество этологии человека объединяет специалистов из 37 стран мира, в том числе из США

(более 200 членов). Общество проводит ежегодные конференции и выпускает свою газету.

Этологи также участвуют в работе другого международного научного общества – Общества по изучению эволюции и поведения человека. Существенная доля членов этих обществ, изучающих поведение человека, представлена психологами, физическими антропологами, приматологами, культурными антропологами и экологами.

Результаты исследований по этологии человека обсуждаются регулярно на ежегодных конгрессах этих двух обществ. Обсуждаются они также и на секции по этологии человека в рамках всемирных конгрессов по этологии. Этология человека представлена рядом международных журналов.

Курс «Этология человека» преподается во многих странах мира для студентов разных специальностей: биологов, психологов, медиков, социологов, антропологов, экономистов, политологов. К примеру, такой курс преподают в Университете г. Инсбрука (Австрия) в течение девяти лет, и каждый семестр его посещают около 200 студентов. Аналогичный курс регулярно читают в Венском университете. Этологию человека преподают в университете им. Гумбольдта в Берлине, а также в Мюнхенском университете, в Германии. В США и Канаде основы этологии человека преподают во многих университетах в качестве отдельного курса, как составная часть курса по общей этологии и в сочетании с эволюционной психологией. Его читают обычно известные специалисты этологи. Этология человека как учебная дисциплина широко преподается также в Японии (Токийский университет, университеты городов Йокогама, Осоки, Киото и ряд других). Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что в настоящее время этология человека – вполне сложившаяся дисциплина. Она имеет свои научные школы, общества, регулярные научные собрания, периодические издания.

В нашей стране это направление этологии развивается трудами этологов и пока не приобрело самостоятельности. Во всяком случае, преподавание курса «Этология человека» только начинается. В Новосибирском государственном университете этот курс читает Резникова Ж.И., профессиональный этолог. Учебников по этому курсу на русском языке пока не издано. Существующие за рубежом учебники узкопрофессиональные. Без хорошего знания всех разделов этологии их читать трудно.

Этология человека: предмет и задачи исследования

Методологической базой этологии человека являются эволюционная биология, общая этология, когнитивная и социальная психология, психолингвистика, семиотика, культурная антропология. Однако этология человека не дублирует эти дисциплины, а имеет свою собственную сферу компетенции и собственный предмет исследования. Несмотря на частое скептическое отношение к этой области знания, к настоящему времени многие специалисты признают за нею полное право на существование. То обстоятельство, что в этологии человека применяется сравнительно-эволюционный подход, делает ее просто незаменимой в общей системе наук о человеке и определяет ее место в этой системе.

Что такое этология человека? И. Эйбл-Эйбесфельдта исходно определяет этологию человека как биологию человеческого поведения, так как она изучает основы формирования поведения человека в онтогенезе и филогенезе. Рассматривает функции определенных форм поведения, физиологические механизмы поведения. Пытается восстановить селективные процессы, которые привели к формированию конкретной поведенческой стратегии.

Важными аспектами исследований в этой области является также:

- изучение человеческих взаимодействий в повседневной жизни;

- сравнительный кросс-культурный анализ поведенческих универсалий;

- непосредственные механизмы и первичные причины возникновения этих универсалий.

Этология человека исследует также и культурно-специфические формы поведения, особенно в тех случаях, когда их проявление входит в реальное противоречие с предсказаниями эволюционной биологии.

Перечисленные направления исследований дают основания для многих ученых пересмотреть первичное определение этой науки. Многие считают, что этология человека являет собой поведенческую антропологию – науку, изучающую взаимодействие биологического и социального в поведении человека.

Ведь этологи человека изучают еще и то, каким образом общие эволюционные тенденции реализуются в условиях различных культур.

В перспективе этология человека может способствовать взаимопониманию между естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами. Эта наука, как область знаний о поведении человека, заполняет пустоты, которые имелись до последнего времени и были вне поля зрения психологии, культурной антропологии или социологии. Ведь она изучает поведение человека в ином, – эволюционном ракурсе.

Приведем в качестве примера данные об одном из направлений этологии человека – этологической психиатрии. Исходной базой для него послужила собственно этологии (наука о биологических основах поведения) и кинесика (наука о языке тела). Причина, по которой этологические методы приобрели большую популярность среди психиатров, заключается в том, что этот подход обеспечивал хорошее знание нормы (например, этограмма – набор элементов невербальной коммуникации). Наблюдения за внешними поведенческими отклонениями от такой нормы значительно облегчили диагностику патологии, связанной с конкретными психическими заболеваниями. Это особенно актуально, когда речь идет о пациентах, страдающих отсутствием речи и во многом неадекватно реагирующих на опросы и тестирование.

Благодаря этологии предоставляется реальная возможность провести типологический анализ и уяснить структуру невербального поведения. Это необходимо для диагностики и прогноза. (Пример с последовательностью актов поведения в виде цепочки действий)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.