Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические атавизмы человека




Животная природа человека проявляется не только в его анатомической и физиологической конструкции. Его мозг долго формировался и многочисленные врожденные программы поведения близких и дальних предков фиксировались в нем. Многие из них никак не проявляются в течение индивидуальной жизни человека. Некоторые вдруг реализуются полностью или частично, а многие продолжают реализовываться у каждого. Это служит нам напоминанием о родстве с очень многими живыми существами в биосфере. Не нужно стыдиться таких проявлений они свидетельствуют не о нашей «звериной сущности», не о низости нашего происхождения, а о том, что мы не одиноки на этой планете. У нас здесь множество родственников. Это означает, что для нас не утеряна возможность взаимопонимания со всеми окружающими нас живыми существами.

Высказав предположение о родстве, необходимо подтвердить его фактами. Факты общности нашей анатомии и физиологии с другими организмами подтверждать не нужно, ввиду очевидности сходства нашего строения. Здесь же речь идет об этологической общности. Доказательством родства могут быть сходные психологические реакции, сходство мотиваций к определенной деятельности. Вот несколько примеров.

Весна и многие звери и птицы начинают вить гнезда, строить убежища, они готовятся к появлению детей. У людей в это время повышенная тяга к строительству или перестройке жилищ, причем даже не зависимо от того ждут они детей или нет, и даже оттого, есть ли у них вообще дети. Доказательством этой психологической тенденции может служить статистика торговли домами по месяцам. Максимум торговли приходится на май.

Лето и особенно его конец – время путешествий. В это время интенсивно перемещается огромное количество различных животных, идут миграции рыб, к осени начинается волна перелетов птиц, переселяются многие звери. Именно это время и особенно начало осени «бархатный сезон» так привлекателен для санаторного и туристического сезонов. В начале лета в Сибири происходит массовый исход домовых мышей во всех деревнях и поселках из домов и переход их на опушечные полосы – на «дачу». Вернутся они в дома только глубокой осенью. Разве не напоминают они в этом стремлении людей?

Осенью созревают семена и плоды растений, и начинается массовая заготовка пищи на зиму. Устраивают свои кладовые хомяк и бурундук, тащит орешки в дупло белочка и даже сушит грибы, развешивая их на острых сучках. В горах маленькие родственники наших зайцев – пищухи сушат сено и формируют из него свои стожки. Даже кедровки заботливо прячут про запас в разных местах пригоршни кедровых орешков. Эта же поведенческая программа работает и у нас, именно осенью человек стремится создать запасы продуктов: варений, солений.

Человек владеет членораздельной речью и словами может точно описывать свои действия. И не только действия, но и свое поведение. Давайте посмотрим, не сохранилось ли связи человека с дочеловеческими предками в разговорной речи. На такие связи обратил внимание еще Ч. Дарвин, и кое-что описал в своей книге «Выражение эмоций у животных и человека». Вот небольшая коллекция таких выражений собранная Салли Кэригер (1973): насторожил уши; он ощетинился; он поежился; облаять кого-нибудь; выть волком; встать на дыбы; собачиться; петушиться; окрыситься; проворонить; волосы встали дыбом и пр.

В разговоре часто можно услышать: «Черт возьми, как я устал от этой собачьей жизни…», «Хватит повторять одно и то же, как попугай!» или «Перестаньте корчить рожи – вы похожи на мартышек!», наконец – «Какой же я осел!»…

Известно, что механизмы, побуждающие нас например к драке или к бегству такие же как и у других животных. Еще Дарвин описал признаки, проявляющиеся у сильно испуганных животных. Они аналогичны нашим. Животные при испуге дрожат, бледнеют, потеют, неровно и учащенно дышат, у них сильно бьется сердце.

Корни в поведении животных у таких понятий как: честь; чувство собственного достоинства; справедливость; личная ответственность; сострадание.

Честь в природе – например отношение волка к капитулировавшему противнику. Когда дерутся два волка (дележ территории, за самку и пр.) то тот который понял, что не в состоянии победить, перестает драться и подставляет противнику свое не защищенное горло. Однако победитель в «силу волчьего кодекса чести» никогда не воспользуется предоставленной возможностью укусить и тем самым убить противника.

Чувство собственного достоинства Пример тоже из волчьей жизни. Волк требователен к поведению человека, если при общении человек теряет самообладание и резким голосом обращается к волку, наступает ему на лапу или даже ударит, то волк навсегда теряет к нему прежнюю привязанность.

Многие животные соблюдают правила «честной игры» то есть справедливости. Так несколько птиц сидят на краю лунки и строго по очереди купаются в воде. Каждая из них ни более минуты продолжает эту процедуру. Если она затянула удовольствие, то следующая «попросит ее поторопиться». Неторопливая может проявить неудовольствие, но она обязана подчиниться и подчиняется. Если рассерженный хищник бьет лапой противника, то он никогда не ударит вслепую, не направит свой гнев на невинного, подвернувшегося под удар.

Право собственности тоже имеет свои корни в мире животных. Даже пауки «уважают» паутину, сотканную другими. Или, например, в период ухаживания может быть соперничество за самку и даже драки, но когда пара образовалась, все соперники удаляются.

Ответственность за судьбу молодн яка принимается безоговорочно, особенно материнской стороной. Причем, забота может простираться даже на чужих отпрысков.

Чувство сострадания было обнаружено даже у крыс. Так одну группу подвергали воздействию электрического тока. Другая из своей вольеры это видела и когда-то тоже испытала такое воздействие. Теперь же когда крысы бегали и пищали от тока, вторая группа, увидев это, теряла аппетит. Попробовали давать им самые любимые кормы, но крысы все равно не ели.

 

Итак, подведем итог нашей беседе.

Природа или воспитание – это проблема большой важности, ибо от того, как мы подойдем к ней, зависит решение многих вопросов. Например:

в какой степени мы сможем управлять человеческой агрессивностью при помощи образования?

Насколько можно регулировать желание людей получить это образование?

Как улучшить обучение молодежи?

Таких нерешенных вопросов очень много, и не удивительно, что ученые все чаще обращаются к изучению поведения наших ближайших родственников – обезьян.

У многих высших животных, особенно у низших и человекообразных обезьян, поведение взрослых особей в сообществах в большой степени зависит от того, каковы были их отношения с матерью в пору детства. Нормальная материнская любовь, выражающаяся в полноценном уходе за детенышем, во всей ее глубине и сложности необходима для последующего развития многих форм общения животного с сородичами. Полученные в клиниках данные свидетельствуют о том, что и у человека дело обстоит сходным образом.

Мы многое сможем узнать о развитии поведения человека, изучая поведение животных. Но нельзя ограничиваться исследованием только наших ближайших родственников – обезьян. Необходимы знания о самых разнообразных существах, чтобы мы могли строить выводы на возможно большем числе источников. Ведь у человека было множество «эволюционных предшественников», включая таких отдаленных как черви. Вполне вероятно, что у него могут сохраняться и «срабатывать» элементы каких-то очень древних программ поведения.

Применение этологических исследований к познанию человека может оказаться в конечном итоге наиболее серьезным оправданием необходимости науки о поведении животных. То есть даже сейчас, когда этология человека получила признание в мире науки, она остается плохо воспринимаемой обществом, возмущающей его этические основы. Голая обезьяна все еще остается унизительным обозначением человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.