КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Итак, можно заметить, что способность осваивать социальные модели поведения и формировать адекватный стиль общения появляется в раннем детстве.
Игровая борьба и ее роль в развитии социального поведения ребенка Этологи провели анализ природы игровой борьбы и игры–преследования (оба явления объединяют под названием «грубая игра»). Считается, что гормональные механизмы оказывают существенное влияние на мотивацию к грубой игре. Воздействие мужских половых гормонов приводит к тому, что в раннем детском возрасте мальчики получают больше удовольствия от грубой игры, чем девочки. Воздействие мужских половых гормонов на женский плод существенно ниже, отсюда следует и меньшая заинтересованность девочек в грубой игре. Предположение о том, что более высокий уровень грубой игры у мальчиков – результат направленного воспитания со стороны родителей, не подтверждается. Наблюдения за детьми в возрасте от 20 до 24 месяцев в домашних условиях (всего исследовано 12 мальчиков и 12 девочек) показали, что родители примерно с одинаковой частотой реагируют положительно на грубую игру детей обоих полов. Избирательное стимулирование грубой игры у мальчиков может происходить в более позднем возрасте – после трех лет, когда отчетливо прослеживается рост частоты грубой игры отца с сыновьями. С другой стороны, такая стимуляция со стороны родителей может являться ответной реакцией на более выраженный интерес мальчиков к игровой борьбе. Дети способны распознавать враждебные и игровые намерения партнера и редко путают грубую игру и настоящую агрессию. Этому способствуют разные мимические выражения, сопровождающие ту и другую активность (улыбка и смех в случае игры, нахмуренные брови и пристальный взгляд в случае агрессии). Грубая игра, по-видимому, встречается во всех человеческих обществах. Она могла возникнуть в эволюции человека как поведение, позволяющее уже с раннего возраста тренировать навыки, необходимые в ситуации внутривидовых агрессивных контактов. Своего рода «поддавки», когда противники меняются ролями, отмечается у разных видов приматов (гусаров, павианов, гиббонов), равно как и у детей из разных культур (английской, американской, мексиканской). Возможно, важной функцией грубой игры является формирование навыков кооперации и компромисса, позволяющих получать выгоду от такой тренировки обоим партнерам. 2. Амбивалентность* человеческого поведения Недоверие к незнакомцам представляет собой одну из основ поведения. Негативная реакция (страх) по отношению к незнакомцу появляется у детей в возрасте 5-6 месяцев и описана во многих культурах. Этологи полагают, что она служит защитным механизмом, ограничивающим чрезмерное любопытство ребенка. Одновременно она способствует упрочению связей с матерью и другими близкими родственниками. По мере взросления выраженный страх перед чужими постепенно пропадает. Замечено, что и взрослые люди часто стараются избегать контактов с посторонними. Они ощущают дискомфорт от общения с сильно отличающимися по внешности и поведению незнакомцами. Если речь идет о представителях других этносов, то подобное поведение обычно называют ксенофобией (ненависть к людям другого цвета, антисемитизм). Недоверие к незнакомцам, по-видимому, является филогенетической адаптацией. Это обеспечивает безопасность и цельность группы. Избегание чужаков и настороженное отношение к ним типично не только для человека, но и для других животных. Аналогичное поведение описано у шимпанзе, горилл, павианов, макаков. Шимпанзе демонстрируют к чужим даже открытую враждебность и агрессивные действия. Наличие такого поведения у человека не удивительно, если рассматривать его с эволюционных позиций. Человек большую часть своей эволюции существовал в условиях малых коллективов. Вспомним, человек умелый – группы 8-10 человек. Питекантроп – группы до 20 человек. Пожалуй, самые большие группы у неандертальцев до 40-60 особей. В таких группах все хорошо знали друг друга, а многие были родственниками. Древний человек доверял окружающим и ощущал себя в безопасности среди знакомых. В современном обществе люди продолжают отдавать предпочтение родственникам и друзьям, больше доверяют им, чем незнакомым. Отсюда вполне объяснима реакция на незнакомца. Таким образом, страх перед незнакомцем у взрослых является обобщенным производным детской застенчивости и подозрительности. Однако ведущую роль в формировании выраженной ксенофобии играет среда. Недоверие к чужим преобразуется в ксенофобию под действием широкого набора исторических, экологических или социо-экономических условий. Говоря о том, что человек предрасположен к избеганию контактов с незнакомцами, этологи вовсе не имеют в виду, что такое поведение проявляется неизбежно. Правильное использование этологической информации позволяет посредством целенаправленного воспитания корректировать и сглаживать негативную поведенческую реакцию. Важнейшим открытием этологии стало представление об амбивалентности поведения, то есть попеременном проявлении двух диаметрально противоположных мотиваций (в классической этологии это «смещенное поведение»). Например, реакции нападения у многих видов чередуются бегством и демонстрацией страха. Поведение ребенка и взрослого в направлении незнакомца характеризуется выраженной амбивалентностью. Незнакомый человек вызывает смешанные чувства: страх и любопытство, желание подойти и установить контакт. Не только враждебность к чужаку, но и ориентация на знакомство, формирование дружественных контактов является частью нашего общечеловеческого ______________________________ * Амбивалентность (от греч. amphi – «вокруг, с обеих сторон» и лат. valentia – «сила») — двойственность переживания, восприятия содержания изображения, выраженного в нем добра и зла, радости и печали, симпатии и антипатии поведения, унаследованного в процессе эволюции. Другие культуры, другие страны влекут и манят нас, не случайно туризм является процветающей индустрией. Любопытство и желание общаться с соседями широко распространено в традиционных культурах. Наличие ритуалов приветствия гостей, с их выраженной амбивалентностью дружественной расположенности и демонстрации военной силы, свидетельствует о древних корнях межгрупповой амбивалентности. Наряду с угрозой, контакты с незнакомцами, несомненно, несли в себе и адаптивный компонент, так как позволяли получать новую информацию, расширять свой технический и экономический кругозор.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 91; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |