КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюционные основы поведения человека
Социальная среда для всех животных и человека является своего рода оболочкой, которая окружает отдельных особей и опосредует воздействие на них физической природы. По этой причине социальность рассматривается многими этологами в качестве универсальной адаптации. Чем социальная организация гибче и сложнее, тем большую роль она играет в защите особей данного социума. Данные последних лет из области приматологии показывают, что многие, казалось бы, чисто человеческие качества в зачаточной форме* уже представлены у высших человекообразных обезьян. Речь идет о свободе воле, создании произведений искусства, пластичности и разнообразию социальной организации. Даже мораль и чувство ответственности характерны не только для человека. Эксперименты с обучением шимпанзе, горилл и бонобо языку глухонемых свидетельствуют о том, что познавательные способности у этих видов достаточны для усвоения символов и оперирования знаками. Освоение языка человекообразными обезьянами происходит у них в ходе общения – как и у детей, а не путем формирования условных рефлексов. Невозможно отрицать, что наши действия могут определяться глубинными базовыми мотивациями. Социальные нормы часто входят в конфликт с внутренними ориентациями индивидуума, родившегося и выросшего в данной культуре и с первых дней жизни обученного вести себя строго определенным образом. Как это ни парадоксально, но именно в сфере социального поведения человек менее всего свободен от ограничений, наложенных на него эволюцией. Иллюстрацией этого является несоответствие между способностью контролировать внешнюю среду обитания и полнейшей человеческой несостоятельностью регулировать проявления социальной жизни. То есть человек способен создать практически любые заданные условия среды (климат, освещение, ресурсообеспеченность). В то же время он практически не способен поддерживать заданный ритм общественной жизни, исключить возможность эмоциональных взрывов и социальных демонстраций. Более того, он не всегда может удержать самого себя в определенных рамках поведения. Определенный поведенческий акт может осваиваться человеком с помощью научения и тренировки, но это не означает безграничной податливости его поведения воздействию среды. Существует заметная предрасположенность в освоении поведенческих навыков у животных и человека. Так что представления о том, что разум ребенка – абсолютно чистый лист, можно считать несостоятельным. Хотя предрасположенность к научению в сильной степени канализирована индивидуальным опытом, однако большую роль в этом процессе играют общекультурные факторы. Процессы освоения коммуникативных навыков демонстрируют большую степень сходства в разных культурах. Лингвисты даже говорят о наличии врожденного механизма освоения языка. В поведении людей разных культур можно выделить ряд характеристик, представляющих собой градацию от относительно стабильных до сильно изменчивых, культурно-специфичных. То, что конкретное поведение встречается во всех культурах, еще не __________________________________ *Этот феномен рассматривался в теории номогенеза Л.С.Берга как «предварение признаков». говорит о его врожденной основе. Хотя двигательные акты имеют место у любого человека. К их числу можно отнести выразительные движения типа плача, смеха, улыбки, выражения печали и боли. В большинстве же случаев сходство поведенческих стратегий объясняется одинаковыми культурными потребностями. Один и тот же культурный феномен может достигаться сотнями различных способов и являться следствием различного опыта научения. Так, во всех без исключения человеческих культурах люди пользуются огнем, но способы его добычи и сохранения варьируют.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |