Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ритуалы в жизни человека




Этология человека: кросс-культурные исследования

Из Дольника

«Эту картину мы видели сотни раз в официальной кино- и телехронике. В былые времена правитель, нанося визит соседу, строго соблюдал этот ритуал: гость приближался к границе с военным эскортом, а на границе, его встречал властитель посещаемой страны, тоже в сопровождении военного эскорта. В наше время главы государств встречаются не на границе, а приземляются сразу в столице, гость не везет с собой в нескольких самолетах военный эскорт. Но хозяин почему-то встречает его не чем-нибудь приятным — парадом красавиц, скажем, а проводит его мимо строя своих угрюмых солдат».

Дальше мы рассмотрим это подробнее.

Поведенческие универсалии*

Иррениус Эйбл-Эйбесфельдт является основоположником этологических исследований на кросс-культурном (сравнительном) уровне. Многие стороны человеческого поведения становятся более понятными, если их анализ проводить с применением комплекса этологических, культурно-антропологических, лингвистических и экологических подходов. Начало этих многолетних исследований было положено в 1967 и 1969 гг. В последующие годы кросс-культурные исследования проводились среди множества народов из разных мест планеты.

Наиболее общеизвестными являются выводы о наличии набора универсальных общечеловеческих моделей невербального поведения. Речь идет о мимике, позах и жестах. Многие компоненты человеческой мимики, а также и некоторые жесты являются врожденными. Они проявляются у слепоглухонемых детей в тех же ситуациях, что и нормальных детей. Многие эмоциональные мимические выражения встречаются кросс-культурно и несут сходную функциональную нагрузку. Примером таких обнаруженных универсалий являются «поднятые брови», «наморщенный нос», «движение языком при флирте», «призывный взгляд», «квадратный рот и обнаженные стиснутые зубы» – как агрессия.

Универсально и конфликтное поведение в ситуациях встречи с незнакомцем (интерес перемежается со страхом – и человек то смотрит на пришельца, то отводит взгляд и отстраняется).

В поведении человека могут проявляться ритуализованные действия. Часть из них имеет филогенетическую природу, другая является следствием культурной традиции, то есть имеет внегенетическую основу. Большая часть ритуалов возникла как способ предотвращения агрессии, умиротворения и примирения. Многие из них ведут свое происхождение от прямого выражения угрозы. Цель ритуалов в этом случае – направить агрессию в безопасное русло. К. Лоренц выявил поразительные аналогии между ритуалами, возникающими филогенетически и культурно-исторически. Он показал, что сходство определяется одинаковостью их функций. У животных ритуал приобретает способность выполнять две новые функции – сдерживание агрессии и формирование связей между представителями одного вида.

________________________

* Поведенческие универсалии – те черты, которые встречаются в поведении любых организмов. Они свойственны поведению большинства животных (в нашем случае – позвоночных животных).

Тройная функция явно прослеживается в ритуалах культурного происхождения: – 1) запрет борьбы между членами группы, 2) удерживание их в

замкнутом сообществе, 3) отграничение этого сообщества от других групп. Ритуалы, возникшие в ходе человеческой истории, передаются традицией, а не коренятся в наследственности. Каждый должен их освоить заново путем обучения (у них не генетическая, а социальная основа).

Существование любой группы людей, превосходящей по размерам сообщество, в котором люди связаны любовью и дружбой, основывается на соблюдении ритуалов.

У человека привычка выступает как необходимый компонент повседневного существования. Закрепляя приобретенное, она играет такую же роль в становлении традиций, как наследственность в эволюционном возникновении ритуалов у животных. Биологические и культурные ритуалы превращаются в новую цель, достижение которой становится потребностью для организма. Так что общественное поведение людей пронизано культурной ритуализацией.

Примерами заведомо не ритуализованного поведения являются лишь неприкрытая зевота, потягивание или ковыряние в носу.

В повседневной жизни мы не осознаем, что назначение многих ритуальных действий состоит в торможении агрессии и создании социального союза. Именно путем такой ритуализации и создается групповая общность. Историю развития культурных ритуалов зачастую можно реконструировать методами сравнительного анализа. Такие различия, возникшие в ходе истории, создают границы между культурными сообществами. Поэтому Эрик Эриксон назвал этот процесс «псевдовидообразованием».

Собраны многочисленные примеры, свидетельствующие о наличии универсальной грамматики – социальных правил человеческого общения. Этологический подход вовсе не отрицает, что культуры сильно различаются между собой способами реализации поведения. Обращается лишь внимание на тот факт, что система универсальных правил поведения – сходна. Классическим примером, иллюстрирующим этот вывод, является анализ ритуала приветствия гостей – представителей другой группы.

Ритуал приветствия организован на основе универсальных правил (агонистические демонстрации часто сочетаются с умиротворяющими, дружественными призывами). Церемонии приветствия сходны в европейских культурах, у балийцев и у индейцев. В первом случае официальный гость будет встречен на правительственном уровне военным парадом и салютом, одновременно гостя будет приветствовать молодая девушка или ребенок с букетом цветов (или хлебом-солью, в русской или украинской культуре). На Бали гостя встретят угрожающим мужским военным танцем и умиротворяющим женским танцем, с подношением даров в виде гирлянд из цветов. У индейцев посетитель чужой деревни немедленно станет свидетелем агрессивных демонстраций со стороны взрослых мужчин, но одновременно с этим танцующие дети будут помахивать гостю зелеными пальмовыми ветками, демонстрируя радушный прием и дружественную расположенность местных жителей.

Филогенетические аспекты невербальной коммуникации

К ритуализованному поведению, имеющему филогенетическое происхождение, относятся некоторые элементы невербального поведения. Например, мимические выражения улыбки и смеха.

Доказано, что улыбка ведет свое происхождение от мимики обнаженных зубов, которая у всех обезьян символизирует подчинение и легкий испуг. Смех же филогенетически связан с игровым лицом (мимика расслабленного открытого рта). Игровое лицо характерно для грубой игры детенышей и подростков обезьян. Оно является демонстрацией легкой агрессивности и вместе с тем дружественных намерений субъекта.

Улыбка человека, таким образом, это вовсе не всегда ослабленная копия смеха. Это две конвергентно сблизившиеся в процессе эволюции демонстрации, производные от мимических выражений лица у предков человека.

Выводы относительно различного филогенетического происхождения смеха и улыбки нашли дополнительное подтверждение при наблюдении за детьми. Установлено, что дошкольники чаще улыбаются, инициируя социальные контакты с высокоранговыми детьми. В этом контексте улыбка выполняет функцию умиротворения, сходную с мимикой подчинения и страха у обезьян.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 98; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.