Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы самостоятельной работы




Источники

Ломоносов М.В. «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…1747 г.» (в любом издании)

Пушкин А.С. Вольность (ода). В любом издании.

 

Литература

1. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.

2. Ломоносов М.В.Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки // Антология русской риторики. М., 1995.

3. Матвеева Т.В. Учебный словарь: Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика. М., 2003.

4. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М., 1992.

5. Топоров В.Н. Риторика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

6. Топоров В.Н. Тропы // Там же.

7. Топоров В.Н. Фигуры речи // Там же.

8. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1971

9. Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр. // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С.227-252.

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. Методические материалы и рекомендации для преподавателя

Преподавателю необходимо в процессе изучения со студентами теории и практики риторики, с учетом многообразной общественной деятельности современного человека, дать представление о риторических основах речевой деятельности вообще и деятельности профессионально ориентированного деятеля, в частности. Преподаватель должен объяснить (с теоретических позиций и на примерах конкретного анализа текстов), что профессионализм невозможен без опоры на риторический канон, без освоения классического наследия науки о красноречии и применения выработанных ею технических приемов убеждения (аргументация, фигуры, тропы и др.), которые не потеряли актуальности (а наоборот приобрели ее) в сегодняшнем состоянии общества.

Следует наглядно показать основные недостатки современного речевого общения (агрессивность и демагогичность) и приёмы, которыми подобные недостатки продуцируются («скольжение», «размывание», «затемнение» смысла высказывания; установка на «борьбу» участников спора с употреблением некорректных приёмов и др.).

Необходимо объяснить, что хотя критерии оценки качеств оратора меняются, обязательной остаётся этическая составляющая образа оратора, его соответствие классическому «сократическому идеалу».

В задачу преподавателя входит также всестороннее раскрытие проблемы взаимосвязанности теории и практики ораторского искусства, что мотивируется целостностью риторической картины мира, универсальный характер которой положительно воздействует на личность, способствуя ее гармонизации.

Преподаватель должен всегда иметь в виду, что «Риторика» является одним из общеобразовательных предметов, изучение которого будет способствовать не только формированию профессиональных компетенций студента, но и укреплению его жизненного статуса, авторитета, самоуважения, воспитанию в нем гражданских качеств.

Преподавателю необходимо быть в курсе актуальных проблем изучения «Риторики», что предполагает постоянное знакомство с новыми учебниками, учебными пособиями, хрестоматиями и литературой специального научного характера.

 

 

 

РАЗДЕЛ 5. Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов

Очное отделение

№ п/п Раздел дисциплины Самостоятельная работа (часы и форма сам. работы)
1. Предмет Риторики. Риторический канон в истории общественного сознания.   Подготовка «портрета» оратора-софиста 6  
2. Основные этапы развития классической риторики. Греческая риторики. Софистика в прошлом и настоящем.     Самостоятельный анализ одной из речей Цицерона 6  
3. Римская риторика. Понятие о монологизме и диалогизме. Цицерон.   Опыт самостоятельного выстраивания риторического канона 6    
4. Деятельная модель риторики. Целевая установка как организационное начало ораторского искусства.   Самостоятельное знакомство с советским риторическим идеалом 6    
5. Стратегия и тактика поведения публичного оратора. Проблема «факта» и «интерпретации», эдуктивная и продуктивная риторики (анализ текста).     Работа со Словарём риторических терминов 8    
6. Проблема содержания устной и письменной речи. Теория аргументации. Выбор средств логического, этического пафосного воздействия.     Работа с учебником 6  
7. Проблема расположения частей речи (Разработка плана речи, осмысление связи составляющих ее элементов и т. Д.). Идейно-стилистическая целостность речи (анализ текста).   Работа со Словарём риторических терминов по теме «Элокуция» 6    
8. Значение и состав средств элокуции. Понятие стиля речи. Технология изобретения риторических фигур. Виды тропов и их функции в речи.     Работа с Хрестоматией по культуре речи и риторике 6  
9. Специфика публицистических родов и жанров. Анализ стратегии и тактики речевого поведения современного оратора.   Работа с учебником 2

Методические указания студентам по подготовке к семинарским, практическим, лабораторным занятиям и самостоятельной работе

ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ ПРЕДЛОЛАГАЮТ:

 

Чтение «образцовых» текстов, представляющих интерес для изучения.

Чтение специальной литературы учебного и научного характера.

Знакомство с базовыми учебниками по риторике.

Подготовку к контрольным заданиям и тестам

Подготовку к практическим занятиям

Подготовку к зачету

Составление терминологического словаря

Самостоятельную подготовку сообщений для выступления перед аудиторией

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 77; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.