Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родоплеменной быт




Социальная структура славянского общества в этот период

Историческое ядро восточного славянства, как считает академик Б.А.Рыбаков, на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до Киевской Руси, определяется такими ориентирами, как река Рось, Переяславлем Русским, Киевом на севере и р. Тасмином на юге. Это был наиболее процветающий центр лесостепных славянских племён, с истории которого и следует начинать непрерывную историю Руси. Мы не знаем точно, когда появилось название Руси, но уже для IV-VIвв. н.э.мы располагаем сведениями о людях-рос («росомонах») по соседству с приазовскими готами и о богатырском народе РОС, жившем на сверо-западе от Меотиды [5, 72]

Византийцы и арабы описывают славян с юга нашей страны так: рослые, крепкого телосложения, светловолосые люди. Подчёркивают, что они жизнерадостны, любят веселиться, петь, плясать, хмельные напитки и пиры. Они же пишут о гостеприимстве славян и их доброжелательном отношении к пленникам. Славяне не обрекали их на рабство, а предлагали им после определённого времени выбор: возвратиться за какой-нибудь выкуп в свою землю или остаться на Руси в положении «свободных и друзей».

Племена славянские не управлялись одним человеком, а жили в «народоправстве» (демократии), и потому чьё-то счастье или несчастье считалось у них общим.

Скромность их женщин «превышала всякую человеческую природу» [3, 344-345]

Славяне трудолюбивы (земледелие, скотоводство, промыслы, торговля – знаменитый торговый путь «из варяг в греки»).

знали грамоту, письменность с IX века, но института школы пока нет.

«Ныне довольно явствует, коль велико было славянское племя уже в первые веки по Рождестве Христове. Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели» - писал М.В.Ломоносов.

- со времён славянского единства – семейные отношения, одномужнее супружество. Кровное родство по отцу.

- Большая патриархальная семья – община, род (владела сообща имуществом, управлялась старшим, который поддерживал мир и согласие, разбирал недоразумения, распоряжался трудом и т.д.) носила имя своего родоначальника: Вятка – вятичи, Радим – радимичи.

Род разрастался и делился на дочерние роды, которые объединялись в братства; различные братства объединялись в племя.

- родовые и племенные советы, совещания – вече. Творило суд на основе обычая – правосознание того времени.

- воеводы и князья – родовые старейшины и предводители в войне.

- во время переселения родовые отношения обыкновенно разрушались, но на новом месте семья снова разрасталась и социальная структура восстанавливалась в подобном же виде.

- военные союзы – объединения славян под натиском врагов, приобретающие прочность и постоянство, превращаясь в государство.

Ко времени объединения славян существуют разноплеменные союзы, возникшие вокруг крупных городов на пути «из варяг в греки» - Новгородский, Полоцкий, Смоленский, Киевский. Во главе союзов не племенные князья, а сильные пришлые люди (норманнские конунги – Рюрик, Аскольд, Дир, Рогволд, Тур).

- В больших городах более сложная социальная структура (богатые люди, большие и меньшие люди, купцы, житьи люди, рабы, челядь).

 

Воспитание и обучение: социальные институты, цели и средства

- социальные институты, занимавшиеся воспитанием и обучением – семья, община, религиозные верования.

- религиозные верования – языческие, неопределённые, смутные, отличающиеся отсутствием всякого обобщающего философского начала. Скорее это не столько идеи, сколько чувствования божественных сил, разлитых в природе. Представление о месте души неоднородно:а)душа остаётся в теле после смерти и живёт с ним в могиле, б) отправляется на солнце, покидая тело, в) бродит по свету.

Неразвитость религиозных представлений соответствует неразвитости культа (моления, требы-жертвы), который каждый род отправляет на свой лад. Не выделен особый класс жрецов. Кудесники и волхвы – это всего лишь специалисты по гаданиям и сношениям с таинственными силами.

См. подробнее об этом можно прочесть в монографии Б.А.Рыбакова «Язычество древней Руси» и у Д.И.Латышиной «История педагогики».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 81; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.