КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обрядово-культовая помощь
Взаимопомощь и поддержка как основа системывоспитания у восточных славян П.Я. Циткилов выделяет 3 основных вида взаимопомощи у восточных славян [6] 1. общинно-родовая; 2. хозяйственная; 3. обрядово-культовая. К общинно-родовой помощи относятся: - отвод престарелым и бедным людям земельных участков для заготовки сена (культ «мудрой старости» - удобные участки выделяются); - кормление за счёт общины немощных стариков, убогих и больных сородичей (эта форма милосердия сохранится и в киевской Руси); - взаимный дарообмен – потлач (обязательный, долгое накопление избытков и передача их в общине как дар), престижно отдаривать более богатым подарком, скромный потлач с отдариваниями на рождение ребёнка, завершение сбора урожая, новоселье и др.; - защита потерпевшего сородича всем родом (например, все здоровые мужчины отправляются защищать потерпевшего, наносили такие же повреждения. Это сдерживало людей). Хозяйственная помощь - взаимопомощь в проведении сельскохозяйственных, строительных и иных работ – помочь (спешная помощь сородичам: уборка урожая, сенокос, молотьба, строительство дома, сооружение насыпей, крепостей). Плату за помочь не брали и не предлагали. Но по окончании работ обязательно угощали. Устраивали игры и танцы; - Обычай принимать в семью пожилых людей, не имеющих наследников, сироту как помощника в ведении хозяйства. Сирота должен почитать новых родителей, помогать вести хозяйство, после смерти достойно похоронить; - временная помощь заболевшим сородичам в управлении хозяйством. Община назначала того, кто будет смотреть за детьми, кормить домашних животных, растапливать печь и т.п. Обрядово-культовая сторона жизни восточных славян часто сопровождалась благотворительностью. - мольбы о дожде, заклички весны (если её не позвать, весна можен пройти мимо) – обрядовые действия сопровождались трапезами и угощением бедных; - «зажинки» (начало жатвы) и «дожинки» (последний сноп торжественно вносили в село или оставляли в поле на год) завершались песнями. танцами, трапезой и угощением нуждающихся в помощи; - поминальная помощь имела две формы: а) передача общиной семье умершего необходимых продуктов для поминального обеда; б) раздача родственниками умершего бедным сородичам продуктов. Вещей, тканей, полотенец в течение 40 дней.
Анализ форм помощи и взаимопомощи, существовавших у восточных славян, свидетельствует о наличии у них определённой практики поддержки бедных, престарелых, немощных и больных, осиротевших сородичей. В основе её лежали нормы и традиции общинных отношений. Некоторые из них сохраняют свою значимость и сегодня. Итак, к X веку у восточных славян сформировались определённые социальные и духовно-нравственные ценности. Социализация личности происходила через практику воспитания в семье и общине, через практику помощи и взаимопомощи друг другу, а так же старикам, бедным и убогим. Институционализация носит общественный характер, институт государства ещё не сложился, школа как социальный институт не возникла. Вопросы и задания 1.Составьте таблицу социальных институтов у восточных славян по аналогии с Таблицей 3. 2.Как сказалась практика помощи и взаимопомощи, сформировавшаяся до X в. в истории нашей страны? 3.Что из опыта воспитания и образования в данный период имеет непреходящее значение?
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |