Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиции и инновации в педагогическом творчестве С.Т.Шацкого




В современных условиях России особого внимания научной педагогической общественности заслуживает фундаментальная система воспитания и образования Станислава Теофиловича Щацкого. Его творчество является своеобразным "золотым мостом" между традиционной дореволюционной российской и современной отечественной педагогикой.

При этом, как подчеркивает Ю.В.Чернявская, традиция необходима для самого поддержания существования социума, а инновация — для его развития [3]. Изучение педагогической системы С.Т.Шацкого актуально еще и потому, что в погоне за так называемой "модернизацией" экономики, здравоохранения и образования происходит разрушение российской классической педагогической культуры, которая подменяется "электронной диктатурой", дистанционным образованием, "тьюторством" и отчуждением учителей, воспитателей, родителей, учеников, ученых - "ревнителей" отечественной педагогической культуры.

Методологией рассмотрения традиций и инноваций в творчестве С.Т.Шацкого является социально-акмеологический подход, определяющий развитие и становление великих людей своего времени на индивидном, личностном, социально-деятельностном и креативно-творческом уровнях.

Исходя из этого, можно выделить субъективные, субъективно-объективные и объективные факторы способствующих и препятствующих развитию С.Т.Шацкого, а также "вершины" жизнедеятельности этой выдающейся личности. Так, родился Станислав Теофилович Шацкий в 1878 году. Его детство прошло в Москве, в многодетной семье военного чиновника. Примечательно, что в дореволюционной России именно офицерство составляло тот уникальный культурный слой, который выдвинул из своей среды (педагогики среды) выдающихся философов, писателей, поэтов, художников, педагогов, а российская семья являлась социальным институтом, кладезем духовности, патриотизма, жертвенного служения Отечеству и фундаментом русских традиций.

Важнейшим качеством традиции является ее общественный, социальный характер. Именно в умении принимать и усваивать инновации и состоит жизнеспособность традиции [3].Традиция распространяется исключительно в обществе и воспринимается большинством его членов как наилучший ценностный ориентир. Значительную роль в этом играют ее этнокультурная самобытность. Органичность традиции состоит в том, что она воспринимается членами того или иного народа (или социума) как должное - категорический императив (лат. imperative - повелительный). Мы не согласны с утверждением некоторых авторов, что "традиция не дает свободы". В связи с этой “несвободой” традиции многие исследователи говорят о относительной ее нерефлексивности, бессознательности. Но традиция тесно связана с выбором. Этот выбор всегда доказывается путем поиска в данной традиции преимуществ. Так, большинство русских мыслителей 19 и 20 вв. противопоставляют европейскому индивидуализму соборность, общинность как особую национальную черту российского народа, как традиционную форму социального устройства на Руси, а так же в силу ее коллективизма, ее прочных межчеловеческих связей, противостоявших отчуждению человека. Русское национальное самосознание так никогда до конца и не смогло принять идеи индивидуализма и факта человеческого отчуждения. В этом смысле можно сказать, что выбор тех или иных традиций на протяжении истории определяет самоидентификацию народа и самосознание нации..

Важнейшим фактором формирования ценностных ориентиров мировоззрения С.Т.Шацкого стало полученное им великолепное образование (он был одним из лучших учеников гимназии) и длившийся в течение десятилетия поиск профессионального самоопределения, когда он учился в Московском университете, Московской консерватории, сельскохозяйственной академии.

На формирование педагогических воззрений С.Т. Шацкого оказал такой столп русской культуры как Л.Н.Толстой, с его уважением и преклонением перед ребенком, творческим отношением к педагогической деятельности, оценкой образования как важного средства развития духовных сил людей. «Не могу, конечно, не отметить, писал С.Т.Шацкий, того совершенно необычайного впечатления, которое произвела на меня Яснополянская школа в изображении Толстого....Я помню, что под влиянием статьи («Так что же нам делать?") Толстого я решил совершенно отказаться от давания уроков, от репетиторства, от подготовки учеников к экзаменам, что в то время являлось главным источником студенческого заработка»[6, с.28]. Мысль Л.Н.Толстого, что именно дух класса, атмосфера обучения и воспитания являются определяющим фактором в процессе успешной работы учителя, привлекала С.Т.Шацкого. Он всегда стремился создать атмосферу творческой активности, бодрой жизни, которая строится совместными усилиями учителей и учеников. Школа, по мнению С.Т.Шацкого, должна научить детей координировать свои усилия для достижения совместно поставленной цели. В процесс обучения входило умение формулировать цель, находить и планировать средства ее достижения, рефлексировать над трудностями, которые помешали выполнить поставленные задачи, и успешно преодолевать их. Особое внимание С.Т.Шацкий уделял проблемам детского самоуправления, выступавшего важным инструментом создания условий для самоактуализации, саморегулирования жизнедеятельности детей.

Ему было близко стремление Л.Н.Толстого использовать в воспитательной работе традиции и обычаи крестьянского уклада жизни и традиционной культуры в целом. Интерес к традиционной культуре, как подчеркивает Л.ВКостина, в современных исследованиях существенно возрос. Это связано с тем, что в условиях глобализации и информатизации традиция становится связующим звеном с исторической памятью и помогает сохранить национально-культурную идентичность. Однако анализ специальной литературы существенно затруднен вследствие того, что само понятие «традиционная культура» трактуется различным образом. Отсюда существование на равных таких терминов, как «традиционная», «архаическая», «доиндустриальная», «аграрная», «крестьянская», «до-письменная», «бытовая», «повседневная», «неспециализированная» (культура), «фольклор».

Традиционная культура функционирует как система, обеспечивающая воспроизводство в системах современной культуры тех образцов прошлой деятельности, которые выдержали испытание временем и были апробированы в аналогичных социокультурных условиях.

Эта культура непосредственно связана с традицией, характеризующей такие самоорганизующиеся и саморегулирующиеся системы человеческой деятельности и связанный с ними социокультурный опыт, функционирование и развитие которых не связано с институциональными формами обеспечения через специальный аппарат власти [2,с. 724–726].

Итак, на личностном уровне развития большое влияние на С.Т.Шацкого оказал так же профессор сельскохозяйственной академии А.Ф.Фортунатов, организовавший "домашнюю школу"для детей друзей и своих собственных. В основу обучения были положены идеи развития интереса детей, предоставления им свободы выбора учебного материала, опора на жизненный опыт, стимуляция вопросов, на которые с помощью преподавателя нужно было найти ответ. А.Ф. Фортунатов выступал против экзаменов, ориентации гимназистов и студентов на диплом. Главным для него было научить ребенка самостоятельно работать, чтобы уметь ответить на поставленные обществом вопросы.

Значимым событием в субъектно-деятельностном развитии С.Т.Шацкого стала встреча с архитектором А. У.Зеленко, прекрасно знавшим опыт американских школ, и его предложение организовать клуб, главной целью которого стало бы повышение культурного уровня населения. С.Т.Шацкий и А.У.Зеленко организуют в Москве общество «Сетлемент». На средства, собранные среди меценатов и владельцев крупных предприятий — братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовых по проекту Зеленко строится в России клубное здание для детей. Начинается интенсивный поиск инновационных форм организационно-воспитательной деятельности, направленной на развитие творческой личности. Ядро коллектива сотрудников образовали выпускники Московского университета Е.А. Казимирова, К.А.Фортунатов, А.А.Фортунатов, Л.К. Шлегер, Н.О. Массалитинова. Это были яркие и одаренные люди, много внесшие в развитие педагогических идей в России. Однако работа «Сетлемента» прерывается в 1907 году. Решением московского градоначальника «Сетлемент» закрывается за «распространение среди детей социалистических идей».

Благодаря настойчивости Шацкого и его друзей в 1908 году создается новое общество «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента». В 1911 году в рамках общества открывается детская летняя колония «Бодрая жизнь». Здесь С.Т.Шацкий вместе с сотрудниками в опытной работе проверяет идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Тогда же С.Т.Шацкий приходит к убеждению, что цели воспитания всегда отражают потребности общества, государства, они определяются пространством и временем, в котором происходит формирование личности, но нельзя забывать, что цели воспитания зависят также от возрастных и индивидуальных особенностей личности..На каждой стадии развития воспитателю необходимо максимально благоприятные условия для раскрытия духовных и физических сил и способностей ребенка.

Представленные в форме монографии инновационные результаты работы в колонии «Бодрая жизнь» получили высокую оценку и международное признание. «Я заграницу только почитаю за устойчивость и практику, а им не хватает идей свежих, широких. Разве не тоскуют здесь именно по этому?» [4, с.228].

О социальной зрелости С.Т.Шацкого говорит тот факт, что он активно участвовал в политической жизни России, отстаивал самостоятельность российского учительства, был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом, членом московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, одним из руководителей всероссийского союза учителей.

"Вершиной" инновационной деятельности С.Т.Шацкого является создание в 1919 году он создал Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году. Первая опытная станция — уникальное в истории образования учреждение — занимала целый район. В нее входили четырнадцать начальных школ, две средние, школа-колония «Бодрая жизнь», детские сады, читальни. Центральной задачей станции было исследование влияния среды на рост и развитие ребенка, использование в воспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды, активное включение родителей в воспитательный процесс. Источник развития ребенка, подчеркивал С.Т.Шацкий, лежит не в генетических задатках, а в той социальной и экономической среде, в которой происходит его формирование и воспитание.

По всеобщему признанию, станция была лучшим опытно-экспериментальным учреждением в стране, где апробировалась инновационная концепция С.Т. Шацкого -"педагогика среды". В двадцатые годы она оказала большое влияние на разработку инновационной концепции образования Единой трудовой школы. Как подчеркивал С.Т.Шацкий, "от педагогики субъективной, эмпирической, отдельных удач и неудач, связанных с личностью учителя, мы переходим к педагогике объективной, отыскивающей наши удачи и неудачи в явлениях жизни, среды, с которой связаны и носителями влияний которой они являются"[5, с.298].

В 1932 году С.Т.Шацкого назначают директором Московской консерватории. Однако и здесь он стремится реализовать свои инновационные педагогические идеи. По его предложению создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Ее деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах и создание лучшей в мире отечественной музыкальной школы.

С точки зрения основоположника педагогической акмеологии Кузьминой Нины Васильевны, в социальном и Образовательном Маршруте (ОМ) любого великого, творческого человека, создателя Авторской Системы Деятельности (АСД), каким был С.Т.Шацкий, существуют не только "вершины" ("акме"), но и кризисы ("кате"- катастрофы), вызываемые не только субъективными, но и субъективно-объективными и объективными факторами. Основы акмеологии были заложены в ее диссертационном исследовании "Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов" (1950 год) под руководством выдающегося ученого Б.Г.Ананьева. [1, с.4]. Очень современно звучат слова С.Т.Шацкого о том, что много зависит от учителя, воспитателя, что педагогические знания адресованы учителю и поэтому должны быть ясно и доступно изложены. Жреческий язык многих педагогических работ только маскирует отсутствие мысли и новизны в решении воспитательных проблем. «Мы пассивны, слишком унываем, слишком критикуем, много отрицаем и мало созидаем... Мы слышим от всей нашей жизни, от всей нашей литературы, от всех газет призыв к свободе, но свобода никогда не дается, а берется и берется страшными собственными усилиями... Если мы будем создавать лучшие школьные программы, давать им новое содержание, встает вопрос: а кто же это будет проводить в жизни? Мы говорим о самодеятельности, самостоятельности детей. Но сами-то мы умеем ли самостоятельно делать, достигать, а не только говорить красивые слова?» [7, с.55—57].

Использованные С.Т.Шацким методы наиболее близки к творчеству Л.Н.Толстого. Целостное исследование образовательного процесса, которое позволяет получить объективное представление об отношениях между детьми, их переживаниях, мыслях и чувствах в естественных условиях обучения и воспитания. Школа представлялась ему лабораторией, в которой процесс воспитания органически сочетается с исследованием происходящего.

Очень по "акмеологически" звучит установка С.Т Шацкого о то, что новой школе требуется учитель, способный не только вести преподавательскую работу, но обученный процедурам и методам исследования ребенка и окружающей среды, умеющий создавать в среде благоприятную обстановку для роста и развития ученика.

Это еще раз подтверждает всю мощь отечественной школы, которая опирается на свои традиции осуществляет фундаментальные исследования, иногда "не благодаря, а вопреки", как это делал С.Т.Шацкий. Великий ученый и практик пережил разгром школы и педагогики в 30-е годы, последовавший за постановлением Центрального комитета о школе в сентябре 1931 года, прекращение работы Первой опытной станции, репрессии и гибель в концлагерях соратников, запрет и забвение его трудов и имени. 30 октября 1934 года С.Т.Шацкий скоропостижно скончался, но его вклад в развитие отечественной культуры не должен быть забыт в эпоху "модернизации " отечественного образования и непродуманных либеральных реформ.

Литература

1. Акмеология: методология, методы и технологии. Материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Нины Васильевны Кузьминой. М., 1998.

2. Традиция // Новейший философский словарь. Минск, 1999.

3. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции. Минск, 1998.

4. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. М., 1962—1964.

Т.4.

5. Шацкий С.Т.Педагогические сочинения: В 4 т. М., 1962—1964.Т.2.

6. Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. В 2 т. T.I. М., 1980.

7. Шацкий С. Т. Работа для будущего. Документальное повествование. Книга для учителя / Сост.: В.Й.Малинин, Ф.А.Фрадкин. М., 1989.

 

 


[1] Таблица составлена с опорой на работу В.П.Алексеева «Становление человечества». – М.: Политическая литература, 1984.

[2] Алгоритм анализа источника составлен с использованием учебного пособия для студентов: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники Российской истории / И.Н.Данилевский, В.В.Кабанов, О.М.Медушевская, М.Ф.Румянцева. М.: РГГУ, 1998.

 

[3]Таблица сделана по материалам М.К.Любавского [4,99]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.