КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дидактика как наука (предмет, задачи, основные категории, проблемы современной дидактики).
Дидактика - теория обучения и теория образования. Ратке: «Краткий отчёт из дидактики». В 1657 Каменский «Великая дидактика». Дидактика - всеобщее искусство всех учить всему. Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания (с садика до ВУЗа). Имеет свой категориальный аппарат: - воспитание, - обучение, - образование. Обучение – управляемый, целенаправленный двусторонний процесс, направленный на развитие ученика различными способами. Результат обучения – образование (объем систематизированных знаний, которыми овладел обучаемый) Главный критерий образованности – систематизированные знания. «То, что осталось, когда все выучено и забыто» Овладеть можно только собственной деятельностью Дидактика – педагогическая теория, кот. дает научн. обоснован. организацион. особенности, методы и др Дидактика – наука об обучении и образовании Дидактика – наука о теории образования и технологиях обучения. Дидактика – часть педагогики, изучающая проблемы образования. Дидактика прогнозирует внедрение новых технологий. Предмет – выявление и законов и закономерностей соответствующей сферы. Предметы дидактики – закономерности и принципы, цели обучения, методы, формы и средства обучения (обучение как средство образования; закономерности и принципы обучения, его цели, методы; деятельность преподавания и обучения.) Общая дидактика исследует все факторы, порожд процесс, факторы, в которых протекает процесс, результаты, к которым этот процесс приводит. (с какими целями, чему и как обучать учащихся на всех уроках.) Частная дидактика –изучает закономерности протекания процесса обучения, содержания различных отдельных дисциплин – методика преподавания конкретных дисциплин. Дидактика – теоретическая и нормативно –прикладная наука. Объект дидактики - реальные процессы обучения Дидактика включает 7 разделов: 1 Все сведения о содержании всего обучения 2 Рассмотрение различных дидактических систем в рамках педагогики 3 Изучение законов и закономерностей процессов обучения и принципы 4 Методики обучения и средства обучения 5 Форма организации и построения учебного процесса 6 Методы контроля результатов обучения 7 Рассмотрение образовательных технологий и систем (новаторские способы обучения)
Оптимизация- выбор методики, позволяющий получить наилучшие результаты при минимальных затрат времени. Категории дидактики: - обучение, - преподавание, - учение, - содержание, - методы обучения. Цель –то во имя чего осуществляется весь процесс обучения. Процесс обучения - целенаправленный процесс, в котором взаимодействуют преподаватели и обучаемые. Принцип обучения – основные дидактические категории, система дидактических требований, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса. Система знаний, ценностей – содержание образования Методы обучения – способы взаимодействия, направленные на достижение цели обучения Формы организации обучения – особенности объединения учащихся, для проведения процесса обучения. Дидактика связана с - педагогикой, - философией (теория познания) - физиологией (ВНД) - педагогической психологией (нравственность, механизмы интересов и мотивов) -частной методикой/ педагогикой. Дидактика использует знания многих наук: физиологии, кибернетики, психологии. Надо различать психологию как науку и психологизм. Психология относится к педагогике как теория к практике. Дьюи: психологическая теория. Давыдов: психологию надо учитывать, но она не диктатор.
Задачи дидактики - единый подход ко всем учащимся. (описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации; разработка более современных процессов обучения; организация учебного процесса; новые обучающие системы; новые технологии обучения.)
Дидактическая система - это выделенная по определенным критериям целостность образов. Характеризуется единством целей, организационных принципов, содержания, формы и методов обучения. Существует 3 дидактические системы: 1. Традиционная - Гербарт: целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Процесс обучения должен строиться по определённой схеме, по формальным ступеням. Ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются для обязательного использования. Эта система критиковалась. 2. Педацентрическая - обучение через делание. Дж. Дьюи считал, что процесс обучения необходимо строить исходя из потребностей и интересов ребёнка. Цель - развитие способностей. Процесс обучения предполагает ощущение трудностей в процессе деятельности, формирование проблемы, сути затруднений, выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме, выводы и действия. 3. Современная дидактическая система. Полностью не сложилась. Выделяют сообщающее обучение, проблемное обучение, программное обучение, развивающее обучение, личностно центрирование обучение. Пытается объединить практику и теорию.
Проблемы современной дидактики:
В организации сферы образования ведущий и определяющий вопрос «как?» Если мы будем говорить об образовании, о развитии, об общественной потребности, о государственных заказах, то там главным может быть вопрос «чему?». Дидактика индифферентна по отношению к вопросу «чему?», она должна исследовать, разрабатывать средства «как делать?» — способы, методики, технологии. Дидактика должна снабжать арсенал и в зависимости от общественных потребностей, государственной политики, обращаясь именно к дидактике, мы можем понять, как обучать учеников.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 89; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |