Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные планы и программы




Содержание образования реализуется в учебных пла­нах и программах. Учебным планом называется норматив­ный документ, в котором содержатся:

-структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул;

-перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения;

-недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе.

Принято выделять несколько видов учебных планов:

-базисный учебный план;

-типовой учебный план;

-учебный план школы.

Базисный учебный план является неотъемлемой час­тью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной
Думе и Министерстве образования. В состав этого плана входят:.

♦ продолжительность обучения;

♦ список необходимых предметов и недельная нагрузка;

♦ обязательная максимальная нагрузка;

♦ нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством,

♦ Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенно­сти школы. Базисный план необходим также для опреде­ления уровня финансирования школы.

На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендатель­ный характер.

В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван, учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы — это нормативный документ, по которому функ­ционирует школа. В его состав входят следующие разделы:

♦ список обязательных предметов;

♦ обязательные предметы по выбору;

♦ факультативные предметы и их распределение со­гласно годам обучения;

♦ недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета.

Для одной школы характерно наличие сразу несколь­ких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий:

♦ обязательные занятия, составляющие образовательное ядро;

♦ обязательные занятия по желанию школьников;

♦ факультативные занятия, являющиеся необязатель­ными и предлагаемые школьникам на выбор.

Учебной программой называется нормативный доку­мент, который определяет:

содержание, базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету;

логику и последовательность изучения тем и вопросов;

общий объем времени, отведенный на их изучение.

 

Структурно-учебные программы составляются по-разному. Самыми распространенными схемами считают­ся линейная, концентрическая, ступенчатая и смешанная.

Согласно линейной схеме учебный материал располагается в непрерывной последовательности и осваивается учащи­мися лишь раз за весь период обучения. Однако у этой схемы есть один существенный недостаток, а именно — неравномерное нарастание трудностей изучаемого мате­риала и отсутствие возможности возвращения к ранее пройденному.

В соответствии с концентрической схемой учебный материал подразделяется на отдельные части. Так, в пер­вую очередь изучается наиболее простой материал, а за­тем более сложный. При этом содержание первого кон­центра кратко повторяют при изучении второго. Трудности учебного материала нарастают постепенно, а не сразу, благодаря чему у школьников возникает возможность как можно глубже усвоить его. Но наряду с достоинствами есть и недостат­ки. Один из самых главных заключается в том, что на повторение пройденного материала уходит слишком много времени.

Отличительная черта ступенчатой схемы в том, что учебный курс делится на две части. При этом некоторые разделы изучаемого материала рассматриваются только в первой части, а какие-то—только во второй. Однако есть и такие темы, которые изучаются и тут, и там. Что каса­ется достоинств такого построения, то следует заметить, что учебный матерная распределяется по годам обучения равномерно, т.е. в соответствии с возрастом и по мере усложнения процесса обучения.

Смешанная схема построения — это соединение двух структур—линейной и концентрической.

Учебные программы подразделяются на вариативные, авторские, типовые, рабочие и т.д. Типовая учебная программа составляет­ся на основе требований государственного стандарта. Типовая учебная программа носит рекомендательный ха­рактер и является отражением новых достижений той или иной науки.

Что касается рабочей программы, то она создается непосредственно самим учителем на основе типовой про­граммы. При ее разработке учитываются методические и технические возможности не только школы, но и учите­ля. Здесь также имеет значение уровень подготовленно­сти учащихся.

Созданием авторских программ занимаются опытные учителя. В них содержатся авторские подходы к обуче­нию, т.е. вполне допустимы оригинальные построения учебного предмета. Тем не менее они все же учитывают требования образовательного стандарта. Обычно такие «программы составляются для предметов с углубленным изучением, которые выбирает сам школьник.

Обычно в учебной программе выделяют три части.

1. Объяснительная записка: в ней излагаются цели и задачи изучения предмета.

2. 2 Содержательная часть: здесь изложены тематический план, перечень тем, основных понятий и законов, а также список тех знаний, умений и навыков, кото­рые должны приобрести ученики. Сюда же входят рекомендуемые методы обучения и формы учебных занятий.

3. Методические указания: критерии оценки знаний, умений и навыков; перечень средств наглядности и технических средств обучения, а также рекомендуемая литература.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.