КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные планы и программыСодержание образования реализуется в учебных планах и программах. Учебным планом называется нормативный документ, в котором содержатся: -структура и продолжительность учебного года, учебных четвертей и каникул; -перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения; -недельное и годовое распределение времени на изучение учебных предметов в каждом классе. Принято выделять несколько видов учебных планов: -базисный учебный план; -типовой учебный план; -учебный план школы. Базисный учебный план является неотъемлемой частью государственного образовательного стандарта. В связи с этим его утверждение происходит в Государственной ♦ продолжительность обучения; ♦ список необходимых предметов и недельная нагрузка; ♦ обязательная максимальная нагрузка; ♦ нагрузка учителя, которая оплачивается ему государством, ♦ Базисный учебный план содержит вариант плана, учитывающего национальные и региональные особенности школы. Базисный план необходим также для определения уровня финансирования школы. На основе базисного плана формируется типовой план. Как и базисный, он утверждается в Министерстве образования. Типовой план является не только основой для создания учебного плана, но и носит рекомендательный характер. В свою очередь составление учебного плана школы происходит на основе базисного и типового планов. Его главным критерием является то, что он призван, учитывать особенности каждой школы. Учебный план школы — это нормативный документ, по которому функционирует школа. В его состав входят следующие разделы: ♦ список обязательных предметов; ♦ обязательные предметы по выбору; ♦ факультативные предметы и их распределение согласно годам обучения; ♦ недельный и годовой объемы времени, необходимые для каждого предмета. Для одной школы характерно наличие сразу нескольких учебных планов, а также их вариантов. В учебном плане принято выделять три основных вида занятий: ♦ обязательные занятия, составляющие образовательное ядро; ♦ обязательные занятия по желанию школьников; ♦ факультативные занятия, являющиеся необязательными и предлагаемые школьникам на выбор. Учебной программой называется нормативный документ, который определяет: ♦ содержание, базисных знаний, умений и навыков по отдельному учебному предмету; ♦ логику и последовательность изучения тем и вопросов; ♦ общий объем времени, отведенный на их изучение.
Структурно-учебные программы составляются по-разному. Самыми распространенными схемами считаются линейная, концентрическая, ступенчатая и смешанная. Согласно линейной схеме учебный материал располагается в непрерывной последовательности и осваивается учащимися лишь раз за весь период обучения. Однако у этой схемы есть один существенный недостаток, а именно — неравномерное нарастание трудностей изучаемого материала и отсутствие возможности возвращения к ранее пройденному. В соответствии с концентрической схемой учебный материал подразделяется на отдельные части. Так, в первую очередь изучается наиболее простой материал, а затем более сложный. При этом содержание первого концентра кратко повторяют при изучении второго. Трудности учебного материала нарастают постепенно, а не сразу, благодаря чему у школьников возникает возможность как можно глубже усвоить его. Но наряду с достоинствами есть и недостатки. Один из самых главных заключается в том, что на повторение пройденного материала уходит слишком много времени. Отличительная черта ступенчатой схемы в том, что учебный курс делится на две части. При этом некоторые разделы изучаемого материала рассматриваются только в первой части, а какие-то—только во второй. Однако есть и такие темы, которые изучаются и тут, и там. Что касается достоинств такого построения, то следует заметить, что учебный матерная распределяется по годам обучения равномерно, т.е. в соответствии с возрастом и по мере усложнения процесса обучения. Смешанная схема построения — это соединение двух структур—линейной и концентрической. Учебные программы подразделяются на вариативные, авторские, типовые, рабочие и т.д. Типовая учебная программа составляется на основе требований государственного стандарта. Типовая учебная программа носит рекомендательный характер и является отражением новых достижений той или иной науки. Что касается рабочей программы, то она создается непосредственно самим учителем на основе типовой программы. При ее разработке учитываются методические и технические возможности не только школы, но и учителя. Здесь также имеет значение уровень подготовленности учащихся. Созданием авторских программ занимаются опытные учителя. В них содержатся авторские подходы к обучению, т.е. вполне допустимы оригинальные построения учебного предмета. Тем не менее они все же учитывают требования образовательного стандарта. Обычно такие «программы составляются для предметов с углубленным изучением, которые выбирает сам школьник. Обычно в учебной программе выделяют три части. 1. Объяснительная записка: в ней излагаются цели и задачи изучения предмета. 2. 2 Содержательная часть: здесь изложены тематический план, перечень тем, основных понятий и законов, а также список тех знаний, умений и навыков, которые должны приобрести ученики. Сюда же входят рекомендуемые методы обучения и формы учебных занятий. 3. Методические указания: критерии оценки знаний, умений и навыков; перечень средств наглядности и технических средств обучения, а также рекомендуемая литература.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 56; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |