Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Репин обладал замечательным даром портретиста, создал и психологические портреты, и портреты-типы, и портреты-картины.




Острохарактерный типаж создан в работе «ПРОТОДЬЯКОН» (1877, ГТГ), изображен дьякон Иван Уланов из родного села Чугуево, о котором Репин писал: «ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев...». Композиционное решение – фигура заполняет собой весь холст – способствует монументализации образа. Живопись Репина очень свободная, широкая, темпераментная, сочная (чего нельзя сказать о «Бурлаках»), но неуловимо меняющаяся в зависимости от портретируемой модели. Яркий народный образ создан и в портрете-типе «МУЖИЧОК ИЗ РОБКИХ», 1877

Продолжая традиции Перова, Крамского и Ге, он оставил нам образы знаменитых писателей, композиторов, актеров, прославивших русскую культуру. В каждом отдельном случае он находил разные композиционные и колористические решения, которыми наиболее выразительно мог раскрыть образ модели, передать индивидуальный характер (ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ А.Ф. ПИСЕМСКОГО, 1880, ГТГ; ПОРТРЕТ ХИРУРГА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ПИРОГОВА, 1881, ГТГ; ПОРТРЕТ АКТРИСЫ П.А.СТРЕПЕТОВОЙ, 1882; ПОРТРЕТ П.М. ТРЕТЬЯКОВА, 1883; ПОРТРЕТ КРИТИКА ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА СТАСОВА, 1883, ГРМ; ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ Л.Н. ТОЛСТОГО, 1887, ГТГ).

ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА МОДЕСТА ПЕТРОВИЧА МУСОРГСКОГО (1881, ГТГ) написан за несколько дней до смерти композитора, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Крамской писал: «Они (глаза) глядят, как живые, они задумались, в них нарисована вся внутренняя душевная работа той минуты»,

Созданы и грациозные светские портреты: ПОРТРЕТ ВОЕННОГО ИНЖЕНЕРА А.И. ДЕЛЬВИГА, 1882; ПОРТРЕТ БАРОНЕССЫ В.И. ИКСКУЛЬ ФОН ГИЛЬДЕБРАНДТ, 1889; и задушевные образы родных художника: ПОРТРЕТ НАДИ РЕПИНОЙ, 1881; «СТРЕКОЗА». ПОРТРЕТ ВЕРЫ РЕПИНОЙ, ДОЧЕРИ ХУДОЖНИКА, 1884, «НА СОЛНЦЕ. ПОРТРЕТ НАДЕЖДЫ ИЛЬИНИЧНЫ РЕПИНОЙ», 1900.

С 1892 года судьба Репина тесно связана со Здравнево, что под Витебском: с ним восемь лет будет связана жизнь художника и без малого сорок лет – судьба его семьи. Здесь, в Здравнево, Репиным написана картина «ОСЕННИЙ БУКЕТ» (1892, ГТГ) – портрет своей старшей дочери Веры, один из лучших пленэрных портретов в русском искусстве.

Здесь же создан и его знаменитый «БЕЛОРУС» (1892) – портрет, который по праву стоит в числе лучших крестьянских образов русской живописи.

Одна из лучших работ мастера этого периода и картина «ЛУННАЯ НОЧЬ. ЗДРАВНЕВО» (1896, НХМ РБ), в которой Репин изобразил дочь Надежду.

Здесь же, в Здравнево, Репиным были выполнены многочисленные эскизы, рисунки. Чаще всего главными действующими лицами в здравневских рисунках предстают крестьяне и окружавшая их жизнь. Много работал художник и над евангельскими сюжетами («ХРИСТОС С ЧАШЕЙ», 1894; «БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ», 1896

Виртуозны и чисто графические портреты Репина, исполненные графитным карандашом или углем (ПОРТРЕТ ИТАЛЬЯНСКОЙ АКТРИСЫ Э. ДУЗЕ, 1891; ПОРТРЕТ В.А.СЕРОВА, 1901).

Мастерство Репина-портретиста в полной мере выразилось в одном из последних его значительных произведений«ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА 7 МАЯ 1901 ГОДА В ДЕНЬ СТОЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ СО ДНЯ ЕГО УЧРЕЖДЕНИЯ» (1901–1903, ГРМ), – исполненном Репиным с помощью его учеников Б.М. Кустодиева и Н.С. Куликова.

Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает его живопись в портретных этюдах для «Государственного Совета» (ПОРТРЕТ ОБЕР-ПРОКУРОРА СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ПОБЕДОНОСЦЕВА, ПОРТРЕТ МИНИСТРА ФИНАНСОВ С.Ю.ВИТТЕ, ПОРТРЕТ КНЯЗЯ М.С. ВОЛКОНСКОГО и т. д.). Они написаны с невероятной живописной легкостью и свободой, широтой и смелостью, очень общо и эскизно, в них выделена лишь одна, но самая характерная черта модели, позволяющая создать острый, почти гротескный образ.

В загадочной картине «КАКОЙ ПРОСТОР!» (1903) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению.

После Октябрьской революции 1917 художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом картину «Голгофа» (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне (письмо К.Е.Ворошилова, 1926), он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским). Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 году.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.