Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7: Государственное регулирование экономики.




Другие показатели макроэкономики.

ВНП номин.

Реальный ВНП =;

Индекс цен.

Если величина индекса цен меньше единицы, то происходит корректировка номинального ВНП в сторону увеличения, которое называется - инфлированием. Обратный процесс – дефлирование. Индекс потребительских цен (ИПЦ), (CPI) – изменение среднего уровня цен «корзины» товаров и услуг обычно потребляемой средней городской семьей.

 

Помимо ВВП и ВНП существует ряд других важных показателей дохода и продукта.

Чистый национальный продукт можно получить из ВНП, вычитая из него амортизационные отчисления:

ЧНП = ВНП – амортизационные отчисления.

Существует разница между ценами, по которым покупают товары потребители и продажными ценами фирм-производителей. Эта разница представляет собой косвенные налоги на бизнес (налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, импортные пошлины, налоги на монопольные виды деятельность и др.).

Если из ЧНП вычесть чистые косвенные налоги на бизнес, т. е. косвенные налоги за вычетом субсидий бизнесу, получим национальный доход (НД) – показатель, представляющий суммарный доход всех жителей страны.

Показатель личного дохода получается путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, нераспределенной прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и добавления суммы трансфертных платежей (пенсий, стипендий, пособий).

Располагаемый личный доход исчисляется уменьшением личного дохода на сумму подоходного налога с граждан и некоторых неналоговых платежей государству. Располагаемый личный доход используется домашним хозяйством на потребление и сбережение.

План:

1. Несовершенства рынка и необходимость государственного регулирования.

2. Рынок и государство: теоретические взгляды на государственное регулирование.

3. Формы, методы и инструменты государственного регулирования.

 

 

1. Рынок по своей внутренней природе не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности.

То, что справедливо с рыночной, экономической точки зрения, не всегда приемлемо с позиции социальной. Общество в целом понимает необходимость поддержки престарелых, многодетных, одиноких матерей, инвалидов. Но решить проблему перераспределения только через рынок, путем регулирования цен невозможно, для этого нужны коллективные усилия общества, которые организует правительство. От механизма рынка не приходится ждать соблюдения и др. социально-экономических прав человека ─ права на доход и на труд для тех, кто может и хочет работать.

Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих. Это товары и услуги коллективного пользования – оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, экономическая система и т. д.

Рынок не способствует сохранению невоспроизводственных ресурсов, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана.

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решение региональных и межгосударственных проблем.

Таким образом, рыночной экономике присущи несовершенства, для устранения которых необходимо активное вмешательство в экономические процессы.

«Провалы» рынка наблюдаются при решении проблем конкуренции. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции приобрели регулярный характер.

Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами.

Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержки экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предприятий. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата.

2. Теоретическое осознание государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса. Он доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризиса, содействовать ее дальнейшей стабилизации.

Позиции Кейнса противостояли неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства. Именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так австрийский экономист Хайкс считал, что государство не должно вмешиваться в экономику.

Обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются ассиметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. В целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее всего применять смешанный тип управления. Обе стороны – рынок и государство – существенны. По выражению П. Самуэльсона, «управлять экономикой в отсутствии того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой».

Во всех странах с высокоразвитой экономикой наблюдаются общие основы смешанного типа управления.

Однако, если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Возникает потребность разгосударствления. С другой стороны, и вмешательство государства должно быть в таких масштабах, чтобы оно повышало экономическую эффективность. Поэтому одной из основных задач рыночной экономики является достижение оптимума в соотношениях государственного вмешательства и рыночной стихии.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции:

1. Разработка стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов.

2. Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста.

3. Обеспечение занятости.

4. Регулирование цен (тарифы на ж/д перевозки, электроэнергию, цены на социально-значимые товары).

5. Обеспечение правовой базы деятельности хозяйственных субъектов.

6. Перераспределение доходов и ресурсов с целью сгладить остроту социально-экономических проблем, не допустить обнищания отдельных социальных слоев.

7. Установление административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, производства общественных благ.

8. Регулирование рынка труда.

9. Сохранение и улучшение окружающей среды.

10. Поддержание конкуренции, свободы предпринимательства, антимонопольная политика.

11.Регулирование социальных процессов – установление минимальной оплаты труда, продолжительности рабочего дня и отдыха человека, определение прожиточного минимума, уменьшение дифференциации в доходах, пособия по безработице, пенсии, пособия, дотации.

12. Проведение внутренней и внешней политики государства.

 

3. Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям.

Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику.

Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы. Преобладают экономические методы:

1). Инструменты денежно-кредитной политики – норма обязательных резервов, ставка межбанковского процента, учетная ставка, операции Центрального банка с государственными облигациями на рынке ценных бумаг. Эти инструменты позволяют государству достойно противостоять инфляции, регулировать процентные ставки, а через них инвестиционный процесс, производство и занятость, оказывать ощутимое воздействие на движение курса акций.

2). Налоговая политика, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов.

3). Политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

4). Государственное предпринимательство. Суть данного метода состоит в том, что государство выступает как крупный предприниматель. Сфера государственного предпринимательства достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки. Это – энергетика, транспорт, связь, добывающая промышленность, т.е. отрасли низко-рентабельные и поэтому менее привлекательные для частного предпринимательства.

5). Государственное программирование. Правительство свои основные задачи на определенные временные этапы формирует в виде государственных программ.

Все многообразие экономических методов государственного регулирования находит применение:

─ в бюджетной политике;

─ в кредитно-денежной политике;

─ в фискальной политике;

─ в социальной политике.

Все рассмотренные выше экономические методы государственного регулирования направлены главным образом на национальное хозяйство. Вместе с тем в государстве имеются иные, не менее эффективные инструменты во внешнеэкономической политике (законодательное установление ставок таможенных пошлин и обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций и валютных ограничений).

Административные методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях. Среди методов прямого регулирования можно выделить меры по лицензированию и квотированию, субсидии, субвенции, дотации, льготное кредитование, инвестиции со стороны государства.

К административным методам регулирования экономики следует отнести прямой государственный контроль над монопольными рынками. Там, где государственная монополия признана естественной, оправдано полномасштабное администрирование. Здесь имеются ввиду директивное планирование производства, издержек и цен, прямой контроль над качеством и потребительскими свойствами товаров и услуг, гарантированное материально-техническое снабжение.

Административное регулирование необходимо при разработке жестких стандартов, гарантирующих населению жизнь в условиях экологической безопасности, при установлении минимума заработной платы и пособий по безработице, при выработке нормативных актов, направленных на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

В группе административных методов регулирования особое место занимают правовые методы. Государство возлагает на себя обязанности гаранта, обеспечивающего правовые нормы поведения индивида, фирмы, госучреждений в системе рыночных отношений. Оно устанавливает правила «экономической игры» для фирм.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.