![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9: Факторы и типы экономического роста.
AD + C + I + G + X. Тема 8: Макроэкономическое равновесие.
1. Совокупный спрос и совокупное предложение. Общее экономическое равновесие. 2. Классическая модель регулирования рынка. 3. Кейнсианская модель регулирования экономической системы.
1). Экономический анализ национальной экономики оперирует данными равновесия не на отдельном рынке, а на всех (совокупных) рынках. В рыночной экономике формируется совокупный спрос AD (от английского aggregate demand) и совокупное предложение AS (от английского aggregate supply) (эгрегат демедж, сайпл). Модель AD – AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска благ и услуг, уровня цен в экономике в целом. AD – сумма всех видов спроса на товары и услуги. Линия AD свидетельствует о том, какое количество товаров и услуг потребители готовы приобрести при том или ином уровне цен. Одни составные относительно постоянны (потребительские расходы), другие изменчивы. Увеличение AD(Q) зависит от уровня цен, предложения денег и скорости их обращения. MV = PQ или Q = MV/P. На совокупный спрос влияют и неценовые факторы: · снижение потребительских расходов в связи с падением уровня благосостояния; · изменения в государственных закупках и государственных расходах; · изменение расходов на экспорт продукции. Эти факторы смещают кривую спроса вправо при их увеличении и влево – при снижении. Совокупному спросу соответствует совокупное предложение AS – оно отождествляется с реальным объемом произведенной продукции (ВНП). Кривая совокупного предложения AS характеризует объем произведенных благ и услуг, которые были предложены покупателям на рынке. На характер кривой предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы: уровень цен, технологическая структура производства, объем применяемых ресурсов, производительность труда, изменение рыночной структуры и изменение цен на факторы производства (земля, капитал, изменение условий бизнеса).
Факторы спроса и предложения. Факторы предложения
A1D1 A1S1
0 Объемы производства (ВНП) 0 Объемы производства (ВНП)
Общее равновесие означает удовлетворение покупателей и продавцов результатами взаимного обмена доходов и товаров при оптимальном уровне цен
E
Развитие экономики в этом случае принимает стабильный характер. Но стабильность не исключает подвижности точки Е и изменения кривой спроса и предложения.
2). До 30 – х годов ХХ века среди экономистов существовало мнение, что с помощью механизма свободного ценообразования экономика автоматически стремиться к равновесию, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Согласно этому мнению никаких затяжных экономических кризисов с высоким уровнем безработицы не может быть. Предложение о том, что ЗП может измениться, чтобы обеспечить полную занятость на рынке труда – это отличительная черта классической модели регулирования национального производства. Дальнейшее развитие этих идей нашло отражение в теории монетаризма (Милтон Фридмен). В неоклассической (монетаристской) теории одним из основных является положение о том, что рыночная экономика защищается от спада, что существует определенный механизм саморегулирования, приводящий объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему «полной занятости». Если под воздействием каких–то внешних (экзогенных) факторов (война, неурожай и т.п.) произойдет спад производства, то он не будет длиться долго. Почему? Потому что, ЗП, процентная ставка, да и вообще все цены, являются гибкими, и они вернут экономику в равновесное состояние, когда рабочая сила будет полностью нанята, а все, что произведено – продано. В этом случае нет никакой необходимости государственного вмешательства в экономику.
Так как экономика постоянно функционирует в режиме «полной занятости», то кривая совокупного предложения вертикальна на уровне «полной занятости» трудовых ресурсов, и, следовательно, на уровне потенциального объема ВНП. Падение спроса, например, на труд, переместит кривую совокупного спроса в положение Д2, конечно в следствие падение спроса с Д1 до Д2 получится избыток предложения продукции (отрезок АЕ1), но если принять во внимание быстрое понижение цен на продукцию, а так же понижение ЗП и цен на другие ресурсы, уровень цен будет быстро подниматься с Р1 до Р2, пока не наступит равновесие между предложением продукции и спросом на нее в точке Е2. Так как уровень цен понизился с Р1 до Р2, реальный объем производства останется на уровне соответствующем «полной занятости». Иначе – снижение совокупного спроса ведет не к снижению объема ВНП и занятости, а лишь к снижению цен! Поэтому вмешательства государства, по мнению экономистов – классицистов, в регуляции объемов производства не обязательно и нежелательно. Регулирование же совокупного спроса, по их мнению, следует осуществлять в случае необходимости за счет контроля над предложениемденег, т.е. с помощью монетарной политики. P
S
A E1
E2
Потенциальный уровень ВНП
3). Неоклассицизм господствовал в экономической науке до 30-х годов ХХ века. Затем Дж. М. Кейнс опубликовал работу «Общая теория занятости, процента, и денег». В ней он подверг критике основные положения неоклассической теории, которая очень часто противоречила реальной жизни (неоклассики не смогли объяснить великую американскую депрессию 20 – 30 годов и предложить выход из кризиса; наличие циклической безработицы). В отличие от экономистов классиков кейнсианцы исходили из того, что цены ан продукцию и особенно ЗП, по крайней мере, в краткосрочном периоде, неэластичны в направлении понижения. Поэтому, они считают, что уровень цен является постоянным, то есть кривая совокупного предложения – горизонтальная линия. В частности по отношению к ЗП что объясняется – существуют законодательно установленные пределы ЗП,, контракты трудов по определенной ЗП на несколько лет, профсоюзы защищают стабильность ЗП.
В условии неэластичных цен ЗП в сторону их
на объем производства, снизив его с Q1 до Q2, снижается и уровень занятости, E2 E1
` Потенциальный (естественный) ВНП Более того, кейнсианцы считают, что экономика может находиться на новом равновесном уровне Е2, характеризующемся неполной занятостью, неопределенно долго. Самый главный порок классической школы экономики, по мнению Кейнса в том, что она не смогла объяснить как уменьшить безработицу, который требует государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. В отличие от классической школы, кейнсианская теория полагает, что государство должно активно регулировать развитие экономики страны – оно должно с помощью экономической политики переместить уровень равновесия таким образом, чтобы он совпадал с уровнем полной занятости. Это могло быть сделано с помощью повышения (стимулирования), совокупного спроса в обществе. 1). Повысить совокупный спрос в обществе государство может, проводя экспансионистскую политику расширения, то есть увеличивая государственные расходы и снижая налоги. Рост государственных расходов путем расширения государственного сектора или за счет увеличения дотаций (пенсий, стипендий, пособий) повышает покупательную способность, а следовательно и общий спрос. Возросшая покупательная способность приводит к тому, что предприятия могут больше продавать, нанимая на работу больше людей, после чего покупательная способность еще больше возрастает. Снижение налогов так же приводит к повышению покупательной способности населения и бизнеса.
2). Другой вариант – путь воздействия на экономику путем стимулирования инвестиций, например помощью снижения ставки %, что делает более доступными кредиты на расширение производства.
Таким образом, Теория Кейнса позволяет выработать стабилизационную политику, противодействующую колебаниям (в частности циклическим) в экономике. Кейнсианский анализ показывает, что будет с рыночной экономикой государства, если она будет предоставляться сама себе, будет страдать от безработицы и инфляции и что экономика требует активного государственного вмешательства для борьбы с этими проблемами.
План: 1. Определение и изменение экономического роста. 2. Факторы и типы экономического роста.
1) Экономический рост – это такое развитие национального хозяйства, при котором увеличивается реальный НД, реальный ВНП. Циклический характер рыночной экономики означает, что народное хозяйство может находиться в состоянии, как экономического роста, так и спада. Во время спада уходят с рынка неэффективные производители, оставляя в нем ниши, которые потом заполнят те, кто способен выдержать требования рынка. Восстанавливается равновесие между совокупным спросом и предложением и страна вступает в период оживления экономики. Именно поэтому австрийский экономист Й. Шумпетер назвал спад или кризис созидательным разрушением. Экономический рост измеряется темпом роста, прироста реального НД или реального ВВП в целом или на душу населения. Экономический рост можно определить следующими способами: 1). Посчитав темпы общего роста ВНП
ВНП 1
ВНП 0 ВНП 1 - продукт отчетного года, ВНП 0 - продукт базисного года.
2)Темпы прироста реального НД:
НД текущего года - НД предыдущего года
НД предыдущих годов ТПр = ТР-100 %
3). Определив увеличение среднедушевых доходов населения.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 43; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |