Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дезидерий Эразм Роттердамский




Имя Эразма Роттердамского (ок. 1469—1536) стало своего рода символом Эпохи Возрождения. В самом деле, человек вы­дающегося литературного таланта и огромнейшего трудолюбия, Эразм Роттердамский еще при жизни был назван королем гума­нистов, став как бы общеевропейским лидером гуманистиче­ского движения.

Настоящее его имя — Герхард Герхардс (Дезидерий Эразм — это латинское прочтение). Родился он в нидерландском городе Роттердаме и был незаконнорожденным сыном священника и его служанки. Еще в молодости он принялся серьезно изучать теологию, философию, литературу, историю. В 1492 году был возведен в сан священника, обязанности которого исполнял в течении восьми лет.

В конце века Эразм оказался в Лондоне, где встретился с членами гуманистического кружка Джона Колета. Участие в этом кружке оказало, несомненно, значительное влияние на станов­ление мировоззрения нидерландского мыслителя.

Впоследствии Эразм Роттердамский проживал в различных европейских странах. Практически все свое время он посвящал литературным занятиям. Одним из важнейших результатов его трудов стало издание Нового Завета: в 1517 году — на греческом


 

 


языке, ав!519 — в новом переводе на латинский язык. Новый перевод Эразма Роттердамского заменил старый латинский пе­ревод («Вульгату») изобилующий многочисленными ошибками. Столь же большое значение имели и новые исправленные из­дания сочинений отцов церкви — Аврелия Августина, Диони­сия Ареопагита, Василия Великого, Оригена и других, чем Эразм занимался в течении последних двадцати лет жизни.

И конечно же важную роль в развитии европейской обще­ственной мысли сыграли произведения самого Эразма, ставшие очень популярными — «Оружие христианского воина» (1503 г.), «О свободе воли» (1524 г.) и другие. А наибольшую известность получила его знаменитейшая «Похвала глупости» (1509 г., изда­на в 1511 г.).

Дезидерий Эразм Роттердамский никоим образом не вписы­вается в классический образ философа-ученого, всего себя отдаю­щего познанию мудрости этого мира. Наоборот, можно сказать, что его философская деятельность была посвящена поиску ответа на вопрос, заданный еще Апостолом Павлом — «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор. 1: 20). И практиче­ски вся предшествующая традиция схоластической философии, которая пыталась с помощью разума трактовать вопросы веры, Эразму и представлялась тем самым «безумием».

Поэтому в большинстве своих сочинений, а особенно в «Похвале глупости», Эразм Роттердамский с присущими ему сарказмом и иронией выводит образы философов-схоластов, «по­читаемых за длинную бороду и широкий плащ, которые себя одних полагают мудрыми». «А ведь природа посмеивается свы­сока над всеми их догадками, — заключает Эразм, — и нет в их науке ничего достоверного».

По мнению Эразма мудрость заключается вовсе не в много-знании, к которому стремится человеческий разум, но в возвра­щении к простоте Христовой Благой Вести, заключенной в Еван­гелии. Из этого убеждения и рождается идея философии Христа (или христианский гуманизм), которую проповедовал «король гу­манистов».

В «философии Христа» Эразм Роттердамский напрямую свя­зал гуманистические взгляды своих предшественников с хри­стианским вероучением, считая, что истинный смысл гуманиз­ма Эпохи Возрождения — обновление человеческой природы путем возрождения Христовых заповедей в душе всякого чело­века. «Что есть философия Христа, которую Он Сам называет возрождением, если не обновление природы, сотворенной бла-


той?» — спрашивает Эразм. Следовательно, искренняя вера, ис­тинная христианская любовь, истовая надежда на спасение — все это и составляет суть «философии Христа».

С другой стороны, Эразм наполняет христианским содержа­нием многие гуманистические лозунги. Он толкует, в частно­сти, популярную в Эпоху Возрождения «апологию наслажде­ния». Для Эразма истинное наслаждение состоит в отказе от удовольствий земных, телесных. Более того, речь у нидерланд­ского мыслителя идет об иноческой жизни, монашеском пре­зрении к миру, как об идеале земного существования. А смысл борьбы с мирскими наслаждениями в одном — надежда на обретение неизмеримо больших, духовных наслаждений. Ибо единственное истинное наслаждение состоит в духовном вос­соединении с Богом.

Наиболее ярко философский дух концепции «христианского гуманизма» прочитывается в «Похвале глупости». Зачастую эту работу Эразма трактуют очень прямолинейно, находя в ней кри­тику чуть ли не самой христианской веры. На самом деле вся «Похвала глупости» проникнута только одним пафосом — пафо­сом осмеяния «безумия» мира сего во имя «немудрого Божиего».

Впрочем, истинный смысл слов Эразма увидеть не так уж просто. Дело в том, что он с истинно сократовской иронией показывает читателям всю многомерность и неоднозначность понятия «глупость». Само это сочинение Эразма и написано от лица «Глупости», которая как бы похваляется своей распрост­раненностью в мире. Более того, создается впечатление, что именно «глупость» миром-то и правит.

И тем не менее, после чтения «Похвалы» становится вполне понятно, что в толковании Эразма под «глупостью», в принци­пе, понимаются два разных явления. С одной стороны, «глу­пость» — это желание человека познать весь мир в его полноте и стать чуть ли не выше Бога. В сочинении Эразма выведены удивительные образчики таковой «глупости» — это и ученые, и правители, и священнослужители, и даже сама церковь. И в данном случае «глупостью» можно считать все, что стремится быть выше и лучше Бога, но растворяется в безумии мира сего.

Но есть и другая «глупость» — «глупость» искренней веры. «Среди глупцов всякого города наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестие... Что же это такое, если не помешательство?» — спрашивает Эразм. Но ока­зывается, что эта «глупость» может считаться помешательством только тогда, когда на нее смотрят с позиции мирского «безу-


мия». И недаром высшим проявлением таковой «глупости» становится «глупость небесная», «когда человек в краткие миги беспамятства и безумия вдруг соединяется с Богом», а потом, вернувшись в сознание, скорбит «о том, что снова образумился».

В принципе, главной идеей Эразма был призыв к очище­нию — гуманистический идеал человека воплотим в жизнь лишь тогда, когда сам человек в простоте и искренности веры макси­мально приблизится к образу Христа. Именно этот тезис лежал в основе критического отношения Эразма и к социально-полити­ческой действительности тогдашней Европы, и к нравственному состоянию людей, и к роли церкви, которая, по мнению Эразма, слишком отдалилась от идеала первой, апостольской церкви.

Эразм Роттердамский оказал столь многомерное влияние на западноевропейское сознание своего времени, что уже при своей жизни вызывал неоднозначную реакцию. Церковь и преследо­вала его, и привечала, научный мир и спорил с ним, и восхи­щался его талантом. Мартин Лютер, с его идеей реформации веры и церкви, очень близкой по сути идеям Эразма, жестоко и жестко спорил с «королем гуманистов». Да и до сих пор, сочи­нения Эразма оцениваются неоднозначно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.