Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура урока обществознания




 

Организационный момент. Любой тип урока начинается с организационного момента. Он предназначен для создания у учащихся рабочего настроения. Опоздание учителя на урок, затягивание его начала приводят, как правило, к срыву дисциплины учащих­ся и плохому качеству урока.

Организационный момент включает:

- готовность учащихся к уроку (подготовленность рабочего ме­ста, внешний вид учеников, их внимание);

- готовность учителя к уроку (наличие конспекта или плана уро­ка, наглядных пособий, состояние классной доски и т.д.);

- готовность кабинета (порядок, чистота, свежий воздух).

Урок должен начинаться и заканчиваться со звонком. Педаго­гическая мудрость гласит: «Точным началом урока учитель заслу­живает уважение, точным окончанием — любовь своих учеников!».

 

Проверка знаний и умений предыдущего урока. Проверка вы­полнения домашнего задания и степень усвоения учебного мате­риала прошлого урока может быть письменной, устной, пись­менно-графической. В любом случае применяются приемы и оргформы, не требующие больших временных затрат. Так, напри­мер, часть учеников может получить письменные задания разной степени сложности. Они его выполняют, пока идет устный опрос. Опрос содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учеников к восприятию ново­го материала.

Переход к изучению нового материала. Это микроэлемент уро­ка. «Мостик», соединяющий два крупных компонента — повторе­ние известного и изучение нового. Но именно от него зависит результативность всего урока, поскольку в этот момент создается необходимый психологический настрой на усвоение новых зна­ний. На этом этапе учитель сообщает тему урока, подчеркивает ее связь с предшествующей, намечает перспективу для изучения последующего материала, задачи, ставит познавательные или про­блемные задания и вопросы.

 

Изучение нового материала. Этот компонент урока является одним из основных.

Младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, не могут долго заниматься однообразной деятельностью. Исходя из этого, изучение нового содержит не только изложение мате­риала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Учитель объясняет наиболее важную и трудную часть учебного содержания — базовые знания, дополняя их образными и ярки­ми примерами, а также сложный теоретический материал. Уче­ники самостоятельно получают знания с помощью заданий учи­теля, в результате анализа иллюстраций, учебных картин, ви­деофильмов, чтения учебника или отрывка документа, работы с картой.

 

Закрепление нового материала. Под закреплением понимают вторичное восприятие и осмысление материала, изучаемого на уроке. Обычно закрепление происходит с помощью фронтальной повторительно-обобщающей беседы по основным моментам учеб­ной темы, тренировочных упражнений, картографических и хро­нологических задач в рабочей тетради. Место первичного закрепления на уроке зависит от характера изучаемого материала. Воз­можно поэтапное закрепление, если материал легко делится на самостоятельные, логически завершенные части и не несет боль­шой теоретической нагрузки.

Закрепление также может проходить сразу после объяснения учителя, если это касается сложных, базовых знаний. При этом повторяются имена, даты, географические названия, историче­ские события.

 

Текущее повторение. По ходу объяснения учитель проводит текущее повторение — воспроизведение ранее пройденного материала, установление связи между старым и новым, системати­зацию, обобщение и углубление знаний по теме, разделу, курсу в целом. Задача повторения: не допустить забывания ранее изу­ченного, связать новые знания с ранее полученными. На уроках истории это особенно важно, так как события и явления взаимосвязаны между собой. Благодаря постоянному возврату к предшествующему материалу ученикам легче установить и усво­ить причинно-следственные связи, увидеть историческую картину целиком.

Домашнее задание. Задание на дом учитель дает, как правило, в начале или конце урока. Оно записывается на доске и лучше постоянно в одном и том же месте. Ученики к этому привыкают, И если кто-то прослушал комментарии учителя к домашнему за­данию, то выработанный стереотип спасет нерадивого ученика.

Домашнее задание должно соответствовать цели урока: быть конкретным, посильным, доступным, учитывать новые знания и умения учащихся. Разъясняя домашнее задание, учитель называет не только номер параграфа, но и страницу учебника, где нахо­дятся вопросы, предлагает открыть эту страницу в классе. Обра­щает внимание детей на карты и иллюстрации, выделенные сло­ва, которые могут помочь при подготовке домашнего задания. За­давая выполнение упражнений в рабочей тетради, учитель также называет страницу и предлагает ее открыть. Можно обвести кружочком номер задания, прочитать его вслух. В заключение огова­риваются условия и формы проверки.

Такая структура урока характерна для урока истории. На других уроках обществоведческого цикла (права, этики, экономики, краеведения и др.) структура урока выглядит несколько иначе.

Такие элементы урока, как проверка знаний, умений и навы­ков, а также текущее повторение пройденного материала проис­ходят не на уроке, а в жизни. Например, на уроке ученик может правильно ответить на вопрос: что значит быть добрым? Но это

еще не означает, что он добр и милосерден к окружающим его людям. Поэтому для уроков этики, права, граждановедения, эко­номики характерен не только другой тип урока, но, лучше ска­зать, применима другая классификация — деление уроков по со­держанию.

В обществоведческом цикле редко встречается урок, на кото­ром школьники встретили бы абсолютно новые для себя понятия и сведения. Например, они знают, что родители за работу получа­ют деньги, что в мире существуют правила поведения, что ку­рить — это плохо, что существует любовь, ненависть, добро и зло и т.д. На уроках обществоведческого цикла происходит углубле­ние, обобщение, систематизация тех знаний, которые школьни­ки получили в повседневной жизни благодаря книгам и средствам массовой информации.

Главным ориентиром по определению содержания любого об­ществоведческого модуля является Государственный стандарт. Программа школы разрабатывается с учетом заложенных в нем знаний, умений и навыков. Учитель подбирает литературу, кото­рая поможет реализовать эту программу. И необязательно это только учебники. Это может быть и художественная литература, и мето­дические рекомендации, и опыт коллег, работающих по модулю. Таким образом, четко распределить уроки по обществоведческим дисциплинам сейчас не представляется возможным, так как сами эти дисциплины находятся на пути становления. В ряде регионов разработаны свои программы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.