КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура урока обществознания
Организационный момент. Любой тип урока начинается с организационного момента. Он предназначен для создания у учащихся рабочего настроения. Опоздание учителя на урок, затягивание его начала приводят, как правило, к срыву дисциплины учащихся и плохому качеству урока. Организационный момент включает: - готовность учащихся к уроку (подготовленность рабочего места, внешний вид учеников, их внимание); - готовность учителя к уроку (наличие конспекта или плана урока, наглядных пособий, состояние классной доски и т.д.); - готовность кабинета (порядок, чистота, свежий воздух). Урок должен начинаться и заканчиваться со звонком. Педагогическая мудрость гласит: «Точным началом урока учитель заслуживает уважение, точным окончанием — любовь своих учеников!».
Проверка знаний и умений предыдущего урока. Проверка выполнения домашнего задания и степень усвоения учебного материала прошлого урока может быть письменной, устной, письменно-графической. В любом случае применяются приемы и оргформы, не требующие больших временных затрат. Так, например, часть учеников может получить письменные задания разной степени сложности. Они его выполняют, пока идет устный опрос. Опрос содержит вопросы и задания по предыдущей теме урока, а также вопросы, подготавливающие учеников к восприятию нового материала. Переход к изучению нового материала. Это микроэлемент урока. «Мостик», соединяющий два крупных компонента — повторение известного и изучение нового. Но именно от него зависит результативность всего урока, поскольку в этот момент создается необходимый психологический настрой на усвоение новых знаний. На этом этапе учитель сообщает тему урока, подчеркивает ее связь с предшествующей, намечает перспективу для изучения последующего материала, задачи, ставит познавательные или проблемные задания и вопросы.
Изучение нового материала. Этот компонент урока является одним из основных. Младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, не могут долго заниматься однообразной деятельностью. Исходя из этого, изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Учитель объясняет наиболее важную и трудную часть учебного содержания — базовые знания, дополняя их образными и яркими примерами, а также сложный теоретический материал. Ученики самостоятельно получают знания с помощью заданий учителя, в результате анализа иллюстраций, учебных картин, видеофильмов, чтения учебника или отрывка документа, работы с картой.
Закрепление нового материала. Под закреплением понимают вторичное восприятие и осмысление материала, изучаемого на уроке. Обычно закрепление происходит с помощью фронтальной повторительно-обобщающей беседы по основным моментам учебной темы, тренировочных упражнений, картографических и хронологических задач в рабочей тетради. Место первичного закрепления на уроке зависит от характера изучаемого материала. Возможно поэтапное закрепление, если материал легко делится на самостоятельные, логически завершенные части и не несет большой теоретической нагрузки. Закрепление также может проходить сразу после объяснения учителя, если это касается сложных, базовых знаний. При этом повторяются имена, даты, географические названия, исторические события.
Текущее повторение. По ходу объяснения учитель проводит текущее повторение — воспроизведение ранее пройденного материала, установление связи между старым и новым, систематизацию, обобщение и углубление знаний по теме, разделу, курсу в целом. Задача повторения: не допустить забывания ранее изученного, связать новые знания с ранее полученными. На уроках истории это особенно важно, так как события и явления взаимосвязаны между собой. Благодаря постоянному возврату к предшествующему материалу ученикам легче установить и усвоить причинно-следственные связи, увидеть историческую картину целиком. Домашнее задание. Задание на дом учитель дает, как правило, в начале или конце урока. Оно записывается на доске и лучше постоянно в одном и том же месте. Ученики к этому привыкают, И если кто-то прослушал комментарии учителя к домашнему заданию, то выработанный стереотип спасет нерадивого ученика. Домашнее задание должно соответствовать цели урока: быть конкретным, посильным, доступным, учитывать новые знания и умения учащихся. Разъясняя домашнее задание, учитель называет не только номер параграфа, но и страницу учебника, где находятся вопросы, предлагает открыть эту страницу в классе. Обращает внимание детей на карты и иллюстрации, выделенные слова, которые могут помочь при подготовке домашнего задания. Задавая выполнение упражнений в рабочей тетради, учитель также называет страницу и предлагает ее открыть. Можно обвести кружочком номер задания, прочитать его вслух. В заключение оговариваются условия и формы проверки. Такая структура урока характерна для урока истории. На других уроках обществоведческого цикла (права, этики, экономики, краеведения и др.) структура урока выглядит несколько иначе. Такие элементы урока, как проверка знаний, умений и навыков, а также текущее повторение пройденного материала происходят не на уроке, а в жизни. Например, на уроке ученик может правильно ответить на вопрос: что значит быть добрым? Но это еще не означает, что он добр и милосерден к окружающим его людям. Поэтому для уроков этики, права, граждановедения, экономики характерен не только другой тип урока, но, лучше сказать, применима другая классификация — деление уроков по содержанию. В обществоведческом цикле редко встречается урок, на котором школьники встретили бы абсолютно новые для себя понятия и сведения. Например, они знают, что родители за работу получают деньги, что в мире существуют правила поведения, что курить — это плохо, что существует любовь, ненависть, добро и зло и т.д. На уроках обществоведческого цикла происходит углубление, обобщение, систематизация тех знаний, которые школьники получили в повседневной жизни благодаря книгам и средствам массовой информации. Главным ориентиром по определению содержания любого обществоведческого модуля является Государственный стандарт. Программа школы разрабатывается с учетом заложенных в нем знаний, умений и навыков. Учитель подбирает литературу, которая поможет реализовать эту программу. И необязательно это только учебники. Это может быть и художественная литература, и методические рекомендации, и опыт коллег, работающих по модулю. Таким образом, четко распределить уроки по обществоведческим дисциплинам сейчас не представляется возможным, так как сами эти дисциплины находятся на пути становления. В ряде регионов разработаны свои программы.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |