Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка учителя к уроку




 

Настоящий урок — это творческое произведение педагога. Поурочный план нередко называют сценарием урока. План урока имеет определенную структуру, и, как правило, содержит в себе:

- тему урока;

- цель и задачи урока;

- вопросы по домашнему заданию;

- план темы;

- методы урока;

- организационные формы;

- средства обучения;

- текущий контроль;

- обобщающий контроль;

- домашнее задание;

- примечания.

Несмотря на то, что уроки проектируются по одной и той же технологической схеме, они не становятся однотипными. Разно­образная тематика, содержание урока, возрастные особенности учащихся, объективные факторы школьного дня не позволяют сделать уроки одинаковыми.

План как рабочий документ нужен каждому учителю, так как является основой реального урока.

Независимо от опыта, эрудиции и уровня педагогического ма­стерства учитель накануне урока предварительно должен прочи­тать параграф, ответить на вопросы в конце параграфа, выполнить задания в рабочей тетради и тетради для самостоятельных иконтрольных работ. И только потом перейти к составлению поурочного плана.

 

Название темы урока. В современных учебниках истории назва­ние параграфа (урока) перенесено в рабочую тетрадь. Это лишает учителя возможности по-другому обозначить тему урока, чтобы не запутать учеников. Но на других уроках обществоведческого цикла в формулировку темы урока можно включить:

проблемный вопрос, например: «С чего начинается Родина?» «Для чего человек ест?», «Из чего же сделаны наши мальчишки й девчонки?»;

обращение, например: «Здравствуй, новый друг!»;

пословицу, например: «Доброе слово и кошке приятно», «Вся­кому мила своя сторона», «Добро творить — себя веселить»;

заголовок как скрытый план изучения темы, например: «Вера и неверие», «Мое и наше»;

знаки препинания, например: «Я по городу иду...», «"Хули­ган" — слово мерзкое», «Нет войне!!!».

Цель урока. Цель — это то, к чему нужно стремиться, конечный результат. Цели разделяют на три группы: образовательные (обучающие), развивающие, воспитательные. Образовательная (обучающая) цель ставится при получении знаний, при их закреплении, повторении, углублении. Развивающая цель ставится при формировании предметных и общеучебных умений и навы­ков, а также при развитии психических качеств учащихся. Воспитательная цель — воспитание нравственных, эстетических качеств личности.

Одна из этих целей на конкретном уроке выступает в роли ве­дущей, основной, остальные помогают ее достижению, одновре­менно решая свои собственные задачи.

При определении целей учитель учитывает общепризнанные представления о ценностях, а также конечную цель обучения истории, граждановедению и другим дисциплинам по Госстандарту. Приступая к формулировке главной цели урока, учитель исходит из содержания учебного материала, способа работы учащихся этим материалом, материальной базы школы и отвечает на вопрос, чему в основном будет посвящен данный урок:

- изучению нового материала;

- закреплению нового материала;

- формированию умений и навыков;

- обобщению и систематизации знаний;

- контролю полученных знаний.

Дидактическая обучающая цель может быть сформулирована следующим образом.

1. При изучении нового материала:

- дать общее представление о...;

- дать первичное представление о...;

- познакомить с...;

- изучить...;

- научить....

2. При закреплении знаний:

- закрепить знания...;

- уточнить знания...;

- расширить знания...;

- углубить знания....

3. При формировании умений и навыков:

- формировать умения... и навыки...;

- сформировать умения... и навыки...;

- выработать умения... и навыки...;

- совершенствовать умения... и навыки....

4. При обобщении и систематизации знаний:

- обобщить и систематизировать знания...;

- упорядочить знания...;

5. При контроле знаний:

- определить уровень усвоения знаний...;

- определить уровень умений и навыков....

При подготовке комбинированного урока дидактическая цель определяется также по ведущей идее. Но возможно, что целей будет несколько.

Воспитательная цель редко бывает ведущей на уроке истории. А на уроках граждановедения, права, этики эта цель практически всегда является главной. Задачи урока призваны с помощью своих средств осуществить достижение цели. Каждая задача на определенном этапе урока ре­шает свой круг вопросов, а в комплексе они приводят к желаемой цели.

Пример. Тема урока: «Как люди считают время».

Обучающая (главная) цель: познакомить учеников с систе­мой исторического счета времени. Обучающие задачи:

- дать первичное представление об историческом времени и его деле­нии на определенные отрезки;

- познакомить с понятиями «век» и «эра»;

- упорядочить знания детей о единицах измерения времени с наи­меньшей (секунда) до ста лет;

- познакомить с правилами определения номера века по цифре года.

Развивающая задача: формировать умение соотносить год и век.

Работа с содержанием урока. Поставленные цели и задачи ориентируют учителя на отбор содержания учебного материала, ос­новного и второстепенного. Чтение текста учебника позволяет выяснить: какой учебный материал необходимо дополнить (или люстрацией, чтением отрывка из художественной литературы рассказом), какой дать на самостоятельную проработку, а значит свести его к минимуму на уроке. После чтения параграфа его текст лучше разделить на логически завершенные части и соста­вить план.

В дальнейшем, детализируя каждую часть своего плана, учитель выбирает методический прием, средство обучения, определяет свои действия и действия учеников, организационную фор­му учебной деятельности.

Результаты поиска, как правило, учитель записывает в своем конспекте с учетом не только педагогических требований, но и специфики класса. Учитываются также общешкольные факторы: предпраздничный день, расписание уроков (урок после физкультуры или математики, первый или последний). В конспект записываются:

- вопросы, если того требует методический прием (беседа, текущий или итоговый опрос);

- задания учащимся по ходу изложения нового материала;

- способы работы с картой, картиной, иллюстрацией;

- приемы работы с хронологией или хронологической лентой. Также предусматривается запись терминов, схем на доске. Составляя конспект, необходимо рассчитать время на каждый этап работы, а также подготовить вопросы и задания на тот случай, если на уроке останется дополнительное время.

Рекомендуется в конспекте записывать использованную лите­ратуру, страницы нужного текста. Эта запись может пригодиться на следующий год.

После урока проводится его анализ. Отмечаются педагогические находки, неудачи, их причины. В дальнейшем такой анализ поможет педагогу не допускать ошибок, совершенствовать свои уроки.

На уроке существуют критические ситуации, когда дисциплина учащихся отличается наибольшей неустойчивостью и срыв хода урока наи­более вероятен. К ним следует отнести:

- начало урока;

- устную проверку знаний;

- момент оценки и выдачи работ;

- проверку домашнего задания;

- разъяснение организационных вопросов;

- переход от одного вида деятельности к другому;

- окончание урока;

- просмотр фильма.

Домашние задания, их виды и особенности

Обучение может быть эффективным при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо организованной работой дома. Домашняя работа, так же как и классная, решает об­разовательные (обучающие), развивающие, воспитательные задачи. Обучающие задачи: закрепление и углубление теоретических знаний; применение знаний в стандартной ситуации; обобщение и систематизация; подготовка к усвоению новых знаний; творче­ское применение знаний в нестандартной ситуации. Развивающие задачи: совершенствование умений и навыков; формирование навыков самостоятельной работы. Воспитательные задачи: фор­мирование чувства ответственности за порученное дело; воспита­ние аккуратности, усидчивости, воли.

Исходя из дидактических целей, можно выделить четыре вида домашних заданий:

- подготавливающие к восприятию нового материала;

- направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков;

- требующие применения полученных знаний на практике;

- творческие задания.

Домашняя работа очень важна и ценность ее заключается в том, что:

-она органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит к последующему уроку;

- дома можно сделать то, что невозможно сделать на уроке из-за недостатка времени и необходимых материалов. Например, ма­кет здания, подготовка сообщения;

- новый материал, полученный на уроке, закрепляется дома учеником в приемлемом для него ритме и темпе, вырабатываются соответствующие ему навыки и умения. И здесь действует прави­ло: «Повторение — мать учения».

Конечно, домашняя учебная работа принципиально отличается от классной и имеет свои особенности. Прежде всего она про­текает без непосредственного руководства учителя, правда, по его указаниям. Ученик сам выбирает время выполнения домашнего задания, его последовательность. Дома нет тех учебных средств, которые могли бы помочь в подготовке задания. Домашние задания должны задаваться с учетом прежде всего возраста учащихся и возможности их выполнения. Так, младшие школьники должны ежедневно гулять, играть в свои игры, так как они являются необходимым развивающим элементом в это возрасте. Многие учащиеся посещают дополнительные занятия по музыке, танцам, спортивные секции, изостудию.

Для того чтобы младший школьник все успевал и при этом мог отдохнуть, набраться сил для завтрашнего учебного дня, необходимо соблюдать санитарные правила и нормы. В I классе домашнее задание не должно превышать 1 часа, во II классе — 1,5 часа, в III —IV классах — 2 часов.

В 3 классе появляется новый предмет — история, следователь­но, на его подготовку должно в среднем уходить не более 20 мин.

Объем задания зависит и от времени года. В начале учебного года домашнее задание не задают, так как ученики только «втяги­ваются» в учебный процесс, адаптация происходит в течение при­мерно месяца. А в конце учеб­ного года задание должно быть минимальным, так как детский организм к весне ослабевает.

Домашние задания не задают и в том случае, если учебный предмет новый. Тогда на уроке прорабатывается и закрепляется весь материал, пока ученики не освоят алгоритм его выполнения самостоятельно.

Чтобы не перегружать учащихся домашним заданием, его нуж­но составлять из двух частей: общее задание, посильное для всех учеников, и сложное — для тех, кому это задание интересно.

Задание на дом разъясняется в начале или конце урока так, чтобы учитель был уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома.

На доске в определенном месте записываются страница и но­мер параграфа. Ученикам предлагается открыть эту страницу, по­смотреть в конце параграфа вопросы, на которые надо ответить дома и пометить их карандашом. Учитель прочитывает их вслух. Если задание связано с картой или иллюстрацией, надо обяза­тельно обратить на это внимание учеников, показать какая имен­но нужна карта или рисунок. На доске также надо записать стра­ницу рабочей тетради и номера заданий, разобрать задания, от­метить какие из них обязательны для всех, а какие — для желаю­щих. Возможно назвать поименно тех учеников, которые смогут справиться с трудными заданиями. Постепенно в этот список мож­но включать учеников среднего уровня. Их фамилии, названные в одном ряду с фамилиями успешных учеников, придадут им уве­ренность в своих силах.

Практически во все современные учебные комплекты по истории входят рабочие тетради. Первое время рекомендуется выпол­оть домашнее задание вместе на уроке.

Школьникам часто непонятно, что от них требуется, бывают сомнения в правильности ответа или просто страшно испортить тетрадку неверным ответом. Совместная же работа делает учени­ков смелее. Учитель подбадривает, сразу же подтверждает или оп­ровергает ответ. Кроме того, у ученика есть возможность пере­бросить, уточнить.

Задания в рабочей тетради имеют разный уровень сложности.

Школьникам со слабой подготовкой при совместном выполнении заданий предоставляется возможность, с одной стороны, стать соучастником процесса опроса, с другой, остаться в роли наблюдателя без ущерба для самолюбия и потери интереса к предметам. На втором этапе перехода к самостоятельности задания следует выполнять устно. Скорее это требуется слабым ученикам, что­бы дома они чувствовали себя более уверенно, а сильным и активным ученикам проговаривание полезно для запоминания. Толь­ко после этих двух этапов наступает последний, когда учитель, уверен, что с основной частью домашнего задания справятся все. Особое значение имеет проверка домашнего задания. Ученик должны быть уверены в том, что домашнее задание непременно проверят. Учитель обязан иметь ясное представление о домашней работе каждого ученика, следить за всеми его успехами и неудачами и объективно оценивать проделанную им работу. Необязательно собирать рабочие тетради на каждом уроке у всех. Доста­точно сделать проверку выборочно, поручить дежурным или лю­бителям истории проконтролировать выполнение домашнего задания, хотя бы его наличия в тетради. Можно проверить тетрадь у одного ученика, а помощники по проверенному образцу и уста­новленному учителем критерию проверят все остальные работы. Домашнее задание, не сделанное учеником и не проверенное учи­телем, приводит к непониманию учеником дальнейшего учебного материала и к потере интереса к истории.

Некоторые задания требуют помощи родителей. Например, составление своей родословной. Очевидно, что без помощи роди­телей ученик не справится с этим заданием, каким бы прилежным он не был. В связи с этим в начале учебного года наряду. С другими вопросами необходимо обговорить и этот, чтобы родите­ли не были пассивными, подключались и помогали своим детям. Домашние задания по этике, экономике, праву, граждановедению должны быть небольшие: подобрать поговорки, отгадать или подобрать загадки, решить кроссворд, прочитать сказку или короткий рассказ, написать сочинение, принести фотографию или картинку и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.