Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кассовое обслуживание клиентов




Прочие операции коммерческого банка

Прочие операции коммерческого банка направлены на диверсификацию услуг, предоставляемых клиентам помимо кредитно-расчетного и депозитного обслуживания, и на этой основе — на расширение клиентуры, повышение прибыльности и ликвидности банка. Развитие прочих операций соответствует наблюдаемым в зарубежной практике тенденциям к: а) универсализации банков; б) расширению небанковских видов деятельности в структуре их операций; в) утверждению взгляда на банки как супермаркеты (предприятия) финансовых, кредитно-расчетных и смежных с ними услуг, всесторонне обслуживающие клиентуру.

Прочие операции коммерческих банков являются, как правило, уставными, поскольку учредительные документы большинства коммерческих банков содержат разрешительные ссылки на возможность осуществления "прочих операций" или оказания "прочих услуг", соответствующих целям банка.

Прочие операции коммерческих банков охватывают большинство основных видов хозяйственных сделок. Объектами прочих операций являются в первую очередь материальные активы и обязательства (в том числе в форме ценных бумаг), а также денежные средства. Таким образом, коммерческий банк становится предприятием по оказанию комплексных услуг, обеспечивающих финансовую и смежные ей виды деятельности клиентуры.

Существует тесная связь прочих операций коммерческого банка с кредитно-расчетными и депозитными. Так, льготные кредитные сделки сопровождают банковские операции с материальными активами, гарантируя лучшие условия контрагентам банка, чем те,которые могут предложить небанковские предприятия, выполняющие аналогичные операции. И, наоборот, комплекс дополнительных финансовых, информационных и посреднических услуг, оказываемых банком, расширит круг клиентуры и сделает более привлекательными условия кредитно-расчетного обслуживания.

 

Кассовое обслуживание клиента выступает необходимым элементом операций, осуществляемых коммерческим банком. Ведение счетов клиента предполагает участие банка в проведении как безналичных, так и налично-денежных расчетов. Они представляют собой различные по экономическому содержанию операции.

Важнейшими функциями операционной кассы коммерческого банка является обеспечение выдачи клиентам, приема и сохранности денежных знаков. В соответствии с практикой регулирования деятельности коммерческого банка под операционной кассой понимается совокупность всех наличных денег, находящихся в банке.

Кассовые операции коммерческого банка осуществляются в соответствии с правилами, устанавливаемыми Центральным банком.

Проведение кассового обслуживания коммерческого банка предполагает открытие им в расчетном центре корреспондентского счета. При получении денег на основании оформленного банком платежного поручения (при доставке инкассаторами) или денежного чека (при доставке представителем банка) их суммы списываются с корреспондентского счета, а при сдаче излишков — зачисляются на этот счет.

Организация кассового обслуживания банков расчетным центром опирается на принцип предварительных заказов. За 45 дней до начала очередного квартала коммерческий банк должен представить соответствующему управлению Национального банка прогноз ожидаемых поступлений и выдач наличных денег, а также подкреплений или сдачи излишков расчетному центру в предстоящем квартале.

В зависимости от объема налично-денежных оборотов, а также способов доставки выручки клиентами (инкассации) в банке могут организовываться как единые кассы, осуществляющие весь комплекс операций по приему, пересчету и выдаче денег, так и специализированные приходные, расходные, кассы пересчета. Приходные кассы производят прием денег от представителя клиента с их полистным (поштучным) пересчетом. Пересчет денег, поступивших в инкассаторских сумах, осуществляют кассиры счетных бригад касс пересчета.

Для организации кассового обслуживания клиентов коммерческий банк, не имеющий кассы, заключает соглашение с кассовым учреждением банка или расчетным центром. Оно предусматривает выдачу наличных денег клиенту на основе денежных чеков, акцептованных бескассовым учреждением банка. Оформление чека и его доставка курьером банка осуществляются накануне дня выдачи денег.

В соответствии с содержанием выполняемых банком операций кассовое обслуживание представляет собой такой технологический процесс, который исключает какие-либо ограничения на выдачу наличных денег клиентам. Более того, бесперебойное удовлетворение их потребностей в наличности является обязанностью коммерческого банка [9].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 71; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.