Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности функционирования рынков факторов производства. Спрос на факторы производства.




Доход (Д) и прибыль фирмы, их виды. Правила максимизации прибыли.

Классификация издержек. Издержки (И) производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Проблема оптимального размера предприятия.

И - это оплата приобретенных факторов пр-ва. Все издержки можно разделить на две группы: явные и неявные. Явные издержки – это денежные платежи поставщикам факторов пр-ва. Эти И полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия, поэтому они еще называются бухгалтерскими И. Неявные И – альтернативные И использования ресурсов, принадлеж. фирме.

Экономические И принято делить на совокупные, средние, маржинальные,предельные или замыкающие, а также на постоянные и переменные.

Совокупные И включают в себя все И выпуска данного объёма экономических благ. Средние И — это совокупные И, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Предельные И — это И, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска.

Постоянные И возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные И возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен. Переменными начинают считать И, величина которых непосредственно зависит от изменения объема выпуска (сырьё, материалы, заработная плата непосредственно производственных рабочих и т. п.).

И производства — затраты, связанные с производством товаров.

В краткосрочном периоде наблюдается деление И на постоянные и переменные. К переменным И в краткосрочном периоде относятся денежные затраты на покупку сырья, материалов, затраты на оплату труда рабочих и т. п. К постоянным И в краткосрочном периоде относятся: затраты на оплату труда аппарата управления, арендная плата, амортизация основных средств.

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность закупать не только большее количество сырья, материалов или увеличивать количество рабочих мест на предприятии, но и осуществлять капиталовложения. Поэтому считается, что в длительном периоде все И являются переменными. Оптима льный размер предприятия – это тот размер предприятия, тот масштаб производства, при котором достигаются наименьшие суммарные затраты, а любое отклонение, как к минимальному, так и к максимальному размеру – это потеря для предприятия, отрасли и национальной экономики в целом. Увеличение размеров предприятий ведет к снижению И на единицу продукции за счет снижения как постоянной, так и перемен их части. Но снижение И, называемое положительным эффектом роста масштаба производства, не может быть бесконечным. При достижении предприятием определенного размера снижение И замедляется, затем прекращается вообще и, наконец, вместо ожидаемого снижения начинается рост И на производство единицы продукции. Связано это с отрицательным эффектом роста масштабов производства. Укрупнение производства сопровождается снижением эффективности его управления. Это и является причиной повышения И.

Какой же размер предприятия следует считать оптимальным? До тех пор, пока наблюдается снижение издержек (рис., кривая AB), оптимальный размер предприятия еще не достигнут. Когда начинается рост издержек, оптимальный размер уже превышен (кривая CD). Следовательно, оптимальный размер соответствует отрезку BC.

Д - общей суммы средств, которая поступает на предприятие в течение определенного периода, и после отчислений налогов может быть использована на личное и производственное потребление (инвестирование). Согласно видов расходов фирмы доход возникает в конкретных формах: предельный, совокупный и средний.

Предельный Д - величина, на которую изменяется общий Д фирмы по реализации одной (дополнительной) единицы продукции.

Он отражает возможную окупаемость каждой фирмы в сочетании с показателем предельных издержек и является стоимостным ориентиром для расширения масштабов фирмы.

Совокупный Д - результат производственно-хозяйственной деятельности, рассчитан как разница между стоимостью реализованной продукции и услуг и общими производственными затратами. Размер совокупного дохода предприятия зависит от уровня цен и рыночной ситуации.

Средний Д - характеризует уровень доходности одной единицы продукции и равна цене товара.

Прибыль - разница между доходом (выручкой) от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

прибыль выполняет определенные функции: оценивая - характеризует эффект хозяйственной деятельности фирмы; распределительная - ее смысл заключается в том, что прибыль используется как инструмент распределения чистого дохода общества; стимулирующее - проявляется в том, что прибыль является источником формирования фондов стимулирования (накопления, производственного и социального развития, выплаты дивидендов акционерам, потребления и т.п.).

виды прибыли: бухгалтерский, нормальный, экономический и другие.

Бухгалтерский (счетных) прибыль - часть общего дохода фирмы, которая осталась в ее распоряжении после возмещения затрат всех факторов производства, кроме неявных, не учтенных в бухгалтерских расходах.

Нормальная прибыль - вознаграждение за выполнение предпринимательских функций.

Экономический прибыль - разница между общим доходом и расходами, в том числе и наличными, скрытыми. Экономической (чистой) прибыли является то, что остается после вычета всех явных и скрытых издержек на заработную плату, ренту и Позичковий процент.Как остаток от общего дохода после вычета всех расходов, он может быть положительным или отрицательным (потери).

Основным источником прибыли является дополнительная работа непосредственных производителей - наемных работников и простых товаропроизводителей (фермеров и т.д.). Важнейшими факторами, которые влияют на размер прибыли, является монополизация производства товаров или услуг и инновационная деятельность фирмы. Факторами, которые непосредственно влияют на норму прибыли, является норма дополнительной стоимости, органическое строение капитала, скорость оборота капитала.

Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями.

MR – предельный доход;

MC – предельные издержки

Рис. 1. Правило максимизации прибыли

Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.

В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О

Рынки факторов произв-ва в любой нац-ной экономике играют значит-ную роль.Они предст-ют собой такие рынки (систему институтов),где реализуются отдельные производственные факторы. Они включают в себя:1) рынок труда; 2)рынок капитала; 3)рынок земли

На этих рынках продавцами выступают,как правило,домашнее хоз-во,к-ые явл-ся собственниками этих факторов и получают за их продажу соотв-щие факторные доходы.

Важную роль играет использование первичных ресурсов — труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:

1) материальные, к которым относятся капитал и земля;

2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант.

Покупательными факторами произв-ва явл-ся,прежде всего,фирмы.

Распределение факторов произв-ва между фирмами и отраслями осущ-ся в соотв-вии с их ценами пропорц-но финансовым возможностям всех рыночных субъектов.

Гос-ная политика влияет на процесс ценообразования,на факторы произв-ва путем восстановления определённых тарифов.

В усл-ях совершенной конкуренции продавцы не могут влиять на цены,в несовершенной- и продавцы и покупатели могут влиять.

Спрос на факторы произ-ва явл-ся производным от способа выпускаемого блага,а твкже выступает взаимозависимым

MRP = MP*P$; MRP=MRC

Спрос – это денежная форма выражения потребности, т.е. это количество товаров и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от разных факторов: цен на товары, доходов и вкусов покупателей, числа покупателей и т.д. Одним из главных факторов является цена. Максимальная цена, за которую покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, есть цена спроса. Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар отражает закон спроса, суть которого: чем выше цена товара, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, и тем ниже спрос. И, напротив, при прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему росту величины спроса.

Представляяя на рынке спрос на факторы произ-ва,фирмы решают след-щие задачи:

1) Обеспечивают оптимальное сочетание факторов произ-ва;

2) минимизируют издержки при каждом заданном объеме пр-ва;

3) определяют бъем пр-ва на макс-ную вед-ну прибыли

4) В усл-ях совепшенной конкуренции спрос на факторы пр-ва зависит от его производительности и цены товара,созданного с его помощью




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.