Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Со сложной структурой дефекта 2 страница




Для детей со сложными нарушениями развития должны быть организованы лечебно-оздоровительные мероприятия: медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, массаж.

Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в период всего пребывания детей со сложными нарушениями развития в дошкольном образовательном учреждении. Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Организация коррекционно-педагогического процесса регламентируется образовательной программой, годовым календарным планом, расписанием занятий, режимом дня, которые разрабатываются и утверждаются консилиумом ДОУ. При разработке режима дня, расписания занятий должны учитываться все виды психофизической нагрузки одного воспитанника (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия; лечебно-восстановительные мероприятия). Их общее количество в течение дня и недели определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. При определении форм и содержания обучения необходимо не только иметь сведения о характере, структуре и степени тяжести нарушений, но и информацию о текущем состоянии здоровья.

Организационными формами коррекционно-педагогического процесса являются: фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы), индивидуальные занятия с детьми. В первой половине дня рекомендуется проводить занятия с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем, активизирующие познавательную деятельность детей и реализующие, главным образом, задачи умственного и речевого развития дошкольников. Во второй половине дня проводятся занятия, обеспечивающие социально-личностное, эстетическое воспитание; формирование различных видов детской деятельности.

Содержание коррекционно-развивающей работы определяется с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей со сложными нарушениями развития. На основе всестороннего психолого-педагогического изучения каждого воспитанника разрабатывается индивидуальная коррекционно-развивающая программа. В процессе подготовки данной программы могут использоваться в адаптированном виде образовательные программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для воспитанников с иными отклонениями в развитии (нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи) (Л.А. Головчиц).

Коррекционно-развивающая работа осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики и психологии (учителя-дефектологи, педагоги-психологи), а также воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности группы.

Государственные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования с группами для детей со сложными нарушениями развития, должны взаимодействовать с ПМПК, с учреждениями здравоохранения, с образовательными учреждениями, ведущими работу по изучению и совершенствованию методик воспитания и обучения детей со сложными нарушениями, а также со структурными подразделениями дошкольных образовательных учреждений (лекотеками, службами ранней помощи и др.).

С целью эффективности проведения коррекционно-педагогической работы сотрудники группы для детей со сложными нарушениями развития должны осуществлять тесное взаимодействие с семьей по вопросам семейного воспитания, а также формировать у родителей (законных представителей) ответственность за развитие и восстановление здоровья ребенка.

Организация коррекционно-педагогического процесса

При определении форм и содержания обучения необходимо не только иметь сведения о характере, структуре и степени тяжести нарушений, но и информацию о текущем состоянии здоровья.

При организации коррекционно-педагогического процесса в группах необходимо учитывать особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние признаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность, или повышенная возбудимость и т.д. В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, отдыха детей.

С целью профилактики переутомления детей следует чередовать занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В процессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статических и двигательных нагрузок; в каждое занятие не­обходимо включать двигательные упражнения (физкультминутка, фонетическая ритмика, подвижные игры). В силу особенностей психофизического состояния воспитанников группы в режиме дня (в отличие от групп для глухих и слабослышащих детей) выделяется больше времени на проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.), сокращается общее время занятий. Не рекомендуется «торопить» детей во время еды, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спокойным, доброжелательным.

Основными организационными формами проведения занятий с воспитанниками группы являются фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые (с двумя подгруппами); занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные. В зависимости от состава группы, индивидуальных особенностей детей определяется сочетание групповых, индивидуальных и занятий малыми группами. Некоторые дети могут посещать все фронтальные занятия, некоторые дошкольники в силу особенностей психофизического развития будут посещать только индивидуальные занятия. Однако, по мере включения ребенка в детский коллектив, желательно привлекать его к участию в занятиях с другими детьми, в подгруппе, так как совместное участие в занятиях положительно отражается на поведении детей, произвольности их действий. В первой половине дня рекомендуется проводить два занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога) и одно занятие воспитателя; во второй половине дня – два занятия воспитателя. Продолжительность одного занятия в составляет от 15 до 25 минут. Между занятиями необходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индивидуальные занятия должны проводиться с каждым ребенком ежедневно, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей их длительность составляет от 10 до 25 мин.

Проведению фронтальных и индивидуальных занятий должно предшествовать всестороннее психолого-педагогическое обследование детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями с целью определения уровня физического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навыков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать основой для планирования фронтальных занятий и составления индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком.

При планировании фронтальных занятий в соответствии с состоянием здоровья и особенностями их развития рекомендуется регламентировать объем и содержание материала по разным направлениям работы; при необходимости предусматривать увеличение количества занятий по каждой теме, обеспечивать большую повторяемость тематического материала в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности.

На индивидуальные занятия рекомендуется выносить материал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждо­го из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений.

В ходе обучения детей данной группы необходимо стремиться к тому, чтобы они включался хотя бы на небольшой период времени во взаимодействие с детьми с нарушениями слуха из других групп (в играх, на прогулках, праздниках).

Если в группе есть ребенок, который посещает только индивидуальные занятия, занятия учителя-дефектолога должны сочетаться с деятельностью других специалистов: педагога-психолога, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя. Если позволяет состояние ребенка, он может находиться в группе в течение утреннего отрезка времени, участвуя в групповых (подгрупповых) занятиях и всех режимных моментах.

Содержание коррекционно-развивающей работы в группе для детей со сложными нарушениями определяется программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей. Целесообразно использовать программно-методический комплекс (авторы: О.П. Гаврилушкина, Л.В. Дмитриева, А.В. Кроткова, Т.В. Николаева, Н.Д. Соколова, В.М. Шатов, Н.Д. Шматко), включающий программу «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития», методические рекомендации к ней которые допущены Министерством образования РФ к использованию в ДОУ компенсирующего вида. Так как воспитанники группы имеют сочетание различных первичных нарушений, в том числе интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, рекомендуется, помимо программ для глухих и слабослышащих детей, использование материалов программ воспитания и обучения, рассчитанных на обучение детей с другими недостатками в развитии.

Содержание коррекционно-педагогической работы должно базироваться на комплексном подходе к процессам воспитания и обучения и направлено на решение следующих задач: социальное воспитание, физическое воспитание, формирование детской деятельности (труд, игра, изобразительная деятельность, конструирование), познавательное развитие (ознакомление с окружающим, развитие познавательных процессов; формирование элементарных математических представлений); развитие речи, слухового восприятия и обучение произношению.

Для обеспечения активности в повседневной жизни детей с двигательными нарушениями и реализации содержания предложенной программы необходимо учитывать то, что активность в повседневной жизни это не одна какая-то функция, а виды деятельности, которые объединяют сразу несколько функций. Навыки активности в повседневной жизни характеризуют функционирование и функциональность человека. Нужно помнить о том, что до того, как ребенок научится полностью сам себя обслуживать (а наш ребенок может и не научиться этому), он много практикуется в отдельных более простых действиях, необходимых для освоения навыков активности в повседневной жизни.

Например, такой вид деятельности, как самостоятельная еда ложкой. Для того чтобы овладеть им, необходимо освоить следующие действия: игра манипуляция с игрушкой, навыки мелкой моторики, координация «рука – рот»; «рука – рука» и «глаз – рука». Эти навыки совершенно необходимы для того, чтобы научиться есть ложкой, когда ребенок станет старше.

Каждый навык, относящийся к активности в повседневной жизни, можно разделить на компоненты, соответствующие функциям организма. Это функции необходимые для того, чтобы освоить навыки активности в по­вседневной жизни:

- двигательные функции;

- сенсорные функции;

- когнитивные функции;

- интраперсональные функции (психические функции, связанные с внутренним миром человека);

- интерперсональные функции (психические и коммуникативные функции, связанные с межличностным общением).

Можно проанализировать состояние различных функций, которые необходимы для того, чтобы надеть брючки. Это определенные двигательные функции, так как необходимо равновесие для того, чтобы сначала сидеть без опоры в стабильной позе, а затем встать. Кроме этого, необходимо уметь выполнять разные движения правой и левой ногой, то есть необходим определенный уровень диссоциации движений, так как при просовывании в штанину одна нога должна обеспечивать стабильность позы и стоять на полу, а другая выпрямляется и попадает в штанину. И, наконец, для этого необходимы изолированные движения руки и кисти и определенные манипулятивные навыки.

Рассмотрим необходимые сенсорные функции. Во-первых, это координация «глаз – рука» и «глаз – нога». Затем тактильная чувствительность – нужно почувствовать брючину на ноге, нащупать молнию на брюках и т. д. Кроме этого, необходима проприоцепция для того, чтобы обеспечить и поддерживать стабильность позы и знать, где именно находятся ваши ноги.

Когнитивные функции, необходимые для успешного выполнения этого навыка, это, прежде всего, понимание, восприятие и осознание себя в определенном месте пространства и в конкретной обстановке. Затем – определенные представления о самом действии, которое нужно выполнить, и определенный уровень концентрации.

Для интраперсональных функций необходимы инициатива, интерес, внутренняя настроенность, то есть настрой самого человека на выполнение действия, и саморегуляция.

Среди необходимых интерперсональных функций выделим восприятие внешней стимуляции к выполнению навыка, то есть то, каким образом человек отвечает на побуждение извне. Со стороны же окружающих людей необходимо выделение специального времени для тренировки навыка, возможности освоить данный навык.

Как отмечает в своих исследованиях А.А. Потапчук, развитие навыков, связанных с активностью в повседневной жизни, у детей начинается с простого участия в тех действиях, которые выполняют с ребенком родители: например, младенец вытягивает ручки или поднимает головку, когда его одевает мама, затем ребенок начинает все более и более активно участвовать сам в процессе одевания и постепенно осваивает целиком все, связанные с этим действия. Безусловно, это зависит от возраста ребенка и от его развития. И если рассматривать навыки развития ребенка, то первое, что необходимо для освоения навыков, это движения, функции руки, кисти и когнитивные функции.

Активность и мобильность в повседневной жизни очень важны для ощущения собственной безопасности и уверенности в самом себе.

Развитие навыков, связанных с активностью и мобильностью в повседневной жизни, у ребенка со сложной структурой дефекта не может проходить так же просто и естественно, как у нормально развивающихся детей. Тяжелые нарушения делают невозможным обычный путь освоения навыков активности в повседневной жизни. Например, из-за повышенного тонуса в ногах ребенку будет трудно одеться и обуться. Но большинство детей с серьезными нарушениями могут освоить необходимые навыки, хотя часто они используют другие, отличные от детей с обычным развитием, способы и пути выполнения действий.

Когда вы помогаете ребенку со сложной структурой дефекта научиться необходимым видам деятельности, связанными с активностью в повседневной жизни, следует учитывать все необходимые компоненты для каждого специфического навыка. Вы обязательно должны определить, в чем конкретно заключаются проблемы данного ребенка и какие специфические действия необходимы для выполнения конкретного навыка.

Поэтому нужно внимательно понаблюдать за ребенком и проанализировать его активность и мобильность в повседневной жизни. Только тогда, когда вы поймете проблемы ребенка, можно будет предложить адаптивный способ выполнения действий. Например, можно попробовать как-то адаптировать сам вид деятельности, сделав выполнение необходимых действий более простым. Только после этого он успешно освоит данный навык. Функции, необходимые для выполнения какого-то конкретного навыка активности в повседневной жизни, необходимо много и долго тренироваться до того, как ребенок сможет самостоятельно и спонтанно использовать этот способ.

Во-первых, необходимо использовать рефлекс-запрещающие положения тела и рефлекс-запрещающие движения. То есть, начиная тренировать какой-то навык, необходимо убедится, что поза ребенка не провоцирует тонические рефлексы и другие нежелательные двигательные реакции.

Кроме этого, будьте, уверены, что ребенок находится в правильном ис­ходном положении для каждого специфического действия! Если ребенку трудно удерживать равновесие, в положении стоя, не заставляйте его застегивать пуговицы в этом положении – дайте ему стул или позвольте прислониться к стене. Если ребенок не может сидеть на обычном стуле, то прежде чем учить его самостоятельно есть, нужно подобрать ему стул, обеспечивающий необходимую поддержку.

Если у ребенка есть проблемы с мелкой моторикой или с функциями руки и кисти, попытайтесь адаптировать то действие, которому вы хотите научить ребенка. Всегда старайтесь придумать способы такой адаптации. Например, пришейте «ленту-репейник» вместо пуговиц, чтобы ребенок мог самостоятельно расстегивать и застегивать одежду. Используйте ложку и вилку с загнутой ручкой, чтобы ребенок мог самостоятельно есть. Используйте тарелку с ограничителем по краю или со специальным держателем, чтобы пища не вываливалась, когда ребенок ест.

Нарушения сенсорно-двигательных функций значительно влияют на то, как ребенок выполняет и использует любые виды деятельности. Сенсорно-двигательная интеграция – это связь между сенсорными системами и обработкой сенсорных сигналов и движениями, то есть действием, которое является результатом активности двигательной системы и ее управления. Нервная система отвечает за взаимную настройку того, как поступает и обрабатывается сенсорная информация, и двигательным ответом, который возникает в ответ на эту сенсорную информацию.

Например, если у ребенка имеется сниженная тактильная чувствительность, то у него будет также наблюдаться снижение функции кисти, поскольку информация, которая должна поступать в мозг от тактильных рецепторов руки, не будет правильной. Именно поэтому движения, возникающие в ответ на эту тактильную стимуляцию, не будут адекватными.

Именно поэтому, занимаясь с ребенком, мы должны начинать с норма­лизации сенсомоторной системы.

В процессе организации физического воспитания детей со сложной структурой дефекта необходимо наблюдать за ребенком: как он удерживает предметы; какие приспособительные стратегии использует; каковы двигательные, сенсорные, когнитивные функции ребенка. Как ребенок выполняет действие; почему именно так.

Необходимо подобрать такой способ, который можно использовать, чтобы воспитанник стал более независимым в повседневной жизни или качество его навыков улучшилось.

Для достижения большей мобильности и независимости ребенка, необходимо размышлять следующим образом: каков диагноз, то есть, какие нарушения есть у ребенка и почему у него есть эти нарушения, сколько ребенку лет? Если малыш освоит какой-то навык, не будет ли это опасным, то есть, не связано ли выполнение этого навыка с каким-то риском для ребенка данного возраста или с такими нарушениями? Как можно избежать небезопасных ситуаций? Необходима ли ребенку какая-то помощь, поддержка или специальные приспособления?

Для формирования двигательного навыка необходимо предусмотреть – какие движения необходимы ему для жизни, что препятствует и что способствует формированию двигательного навыка?

Как можно адаптировать среду, предметы или дидактические материалы?

1. У детей с интеллектуальным недоразвитием и тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича отмечаются двигательные, речевые нарушения, отклонения в познавательной деятельности и особенности личностного развития. Множественность и выраженность этих нарушений существенно затрудняют социальную адаптацию детей с церебральным параличом, не позволяет им своевременно включиться в образовательное пространство, что обуславливает необходимость проведения специальной коррекционной работы по подготовке их к школе.

2. Коррекционно-педагогическая работа по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста со сложной структурой дефекта должна быть комплексной и многоаспектной. Развитие двигательных, речевых и познавательных процессов, осуществляемое с использованием системы специальных приемов, с учетом их психофизических особенностей, обеспечивает подготовку детей к школе.

3. Для своевременного включения детей в образовательное пространство необходимы педагогические условия: всестороннее системное диагностическое изучение, организация и проведение комплексной коррекционной работы; сочетание лечебных мероприятий с психолого-педагогическими, включающими коррекцию речевых и двигательных нарушений, развитие познавательной деятельности, целенаправленное коррекционное воздействие на детей через систему семейного воспитания.

4. Эффективность подготовки к школе старших дошкольников со сложной структурой дефекта зависит от участия родителей: необходимо сформировать у родителей оптимистические установки в отношении возможностей ребенка, обучить их доступным приемам коррекционной работы и привлечь к подготовке детей к школе.

5. Для осуществления подготовки к школе детей условиях Центра медико-социальной реабилитации необходимо участие педагогов-дефектологов. Специалисты таких центров, не имеющие дефектологического образования, должны пройти курсы усовершенствования и овладеть методикой проведения коррекционной психолого-педагогической работы с разными категориями детей (с остаточным зрением и слепых, с остаточным слухом и глухих, с тяжелыми двигательными нарушениями при церебральном параличе и др.).

Дети со сложной структурой дефекта могут иметь как двигательные нарушения, так и нарушения интеллекта, которые препятствуют овладением психомоторными навыками.

Кроме того, при обучении необходимо учитывать внешние факторы, такие как: окружающее пространство, специальные вспомогательные приспособления и т.д. Обучение ребенка двигательным навыкам эффективно, если применяется индивидуальный подход:

- проводится предварительное обследование для определения характера нарушений, препятствующих формированию навыка;

- определяются сохранные и развивающиеся функции для построения на них процесса коррекции;

- проводятся определенные упражнения с целью подготовки ребенка к формированию нового навыка;

- закрепляется полученный навык в домашних условиях.

На основании этих выводов для каждого ребенка должна быть составлена индивидуальная программа обучения, в которой бы учитывались его интеллектуальные и двигательные возможности. Эта программа должна в себя включать:

1. Подготовительные мероприятия (массаж, упражнения по развитию мелкой моторики, специальные, ориентированные на снижение тонических рефлексов).

2. Подготовительные упражнения (формирование и отработка захватов, движений, требующихся при выполнении двигательных навыков).

3. Использование вспомогательных средств.

4. Условия окружающего пространства.

5. Способ обучения.

6. Адекватное поощрение.

7. Очень эффективным, особенно для детей с крайне выраженными интеллектуальными нарушениями, является поощрение чем-нибудь сладким (например, кусочек конфеты или яблока). Ребенок запоминает ощущение, которое он получал при выполнении упражнения, и будет стремиться получить его вновь, выполняя упражнения. Ни в коем случае нельзя ребенка ругать за неправильно выполненные упражнения, демонстрировать то, что у него получается, так как принижает его самооценку [Калижнюк, 1987]. Лучше ребенка поощрить за то, что он уже сделал, похвалить его и сказать: «В следующий раз ты это сделаешь еще лучше». Так на занятии будет создана атмосфера успеха.

Методика физического воспитания детей со сложной структурой дефекта

Для реализации задач лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической деятельности учреждения должен быть создан ряд условий.

Коррекционное учреждение должно иметь необходимые по объему помещения и оборудование для организации лечебно-восстановительной работы, образовательного процесса и коррекционных занятий. Следует предусмотреть необходимость помещений для следующих лечебно-оздоровительных мероприятий: физиобальнеоклиматотерапия, лечебная физкультура, массаж, занятия в бассейне.

Расположение и оборудование групповых комнат, кабинетов, других помещений учреждения, которые постоянно или периодически посещают воспитанники группы, должны учитывать двигательные возможности детей, создавая условия для их самостоятельного передвижения, в том числе в ходунках, на коляске (пандусы, поручни и т.д.).

С целью снижения влияния двигательного дефекта на продуктивность познавательной деятельности детей, профилактики нарушений осанки, предупреждения формирования патологических поз и положений групповые комнаты, кабинеты специалистов следует обеспечить специализированной мебелью.

При создании предметно-развивающей среды учитывается необходимость максимального включения воспитанников в непосредственную предметно-практическую деятельность, обеспечение самостоятельного чувственного познания ими окружающего мира. Дидактические пособия и игрушки должны находиться в зоне непосредственной доступности ребенка вне зависимости от его физических возможностей, обеспечивать развитие различных видов восприятия.

Организация коррекционно-педагогического процесса регламентируется образовательной программой, годовым календарным планом, расписанием занятий, режимом дня, которые разрабатываются сотрудниками дошкольного образовательного учреждения и утверждаются на заседании педагогического совета после согласования с методическим кабинетом (научно-методическим отделом) округа, района или города.

При разработке режима дня, расписания занятий следует учитывать все виды психофизической нагрузки одного воспитанника (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия; лечебно-восстановительные мероприятия). Их общее количество в течение дня и недели определяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Физическое воспитание направлено на охрану и укрепление здоровья детей, формирование потребности в движениях; развитие основных движений и двигательных качеств; коррекцию нарушений в моторной сфере и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 67; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.