Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С проблемами в развитии




ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Средства, формы и методики ЛФК

Основной терапевтический метод ЛФК – это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК – физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.

Форма лечебной физической культуры – это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.

Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологической состояние, при котором этот метод применяется. Например: «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».

Средства ЛФК – это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба, занятия на тренажерах.

Таблица 12

Классификация средств, форм и методов ЛФК

 

Формы ЛФК Средства ЛФК Методики ЛФК Способ проведения занятий ЛФК
- Утренняя гимнастика. - Лечебная гимнастика. - Дозированная ходьба. - Производственная гимнастика. - Лечебное плавание.     - Физические упражнения. - Физические упражнения в воде. - Ходьба. - Восхождения. - Занятия на тренажерах. Плавание     - При заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при коксартрозе, при нарушении осанки, при остеохондрозе, сколиозе); - при заболеваниях сердечно-сосудис-той системы;   - Занятия с инструктором ЛФК: индивидуальные занятия, малогрупповые (2-3 человека) и групповые (8-12чел) Самостоятельные занятия – физические тренировки  
Формы ЛФК Средства ЛФК Методики ЛФК Способ проведения занятий ЛФК
- Гидрокинезотерапия. - Механотерапия. - Трудотерапия, обучение бытовым навыкам и ходьбе. - Игры, спортивные игры. - Туризм. - Терренкур.       - при заболеваниях дыхательной системы; - при заболеваниях пищеварительной системы; - при нарушении осанки; - при травмах; - при операциях на грудной клетке; - при беременности; - обучение ходьбе с опорой на трость  

 

Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, производственной гимнастики, в виде занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и для контроля правильности их выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю. При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например, занятия на велотренажере при избыточном весе. Формы, средства и методы ЛФК представлены в табл. 12.

Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава – это методика) ходьбу с тележкой.

Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя их двигательную активность в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор – средство ЛФК, который применяется в методике при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.

1. Так, комплектование компенсирующих ортопедических групп в ДОУ компенсирующего и комбинированного видов осуществляется в соответствии с перечнем заключений медико-педагогических комиссий. Основанием для направления детей в компенсирующие группы служили функциональные отклонения осанки и стопы, распространенность которых составляла 79,8%, выраженные деформации позвоночника – 7,9%, стопы – 84,7%, врожденная патология – 7,4%. В компенсирующие группы направлялись также дети-инвалиды – 1,2%.

2. Показано, что распространенность функциональных отклонений и хронических болезней у детей компенсирующих ортопедических групп характеризуется более высокой частотой встречаемости сопутствующих болезней по сравнению с детьми общеразвивающих групп, соответственно, 10,89% и 52,74 %.

3. Установлено, что функциональные возможности старших дошкольников компенсирующих ортопедических групп имеют более низкие значения по сравнению с детьми общеразвивающих групп. Наиболее значимые различия выявлены по показателям функциональных резервов внешнего дыхания, нервно-мышечной системы, психо-эмоционального состояния, уровня физической подготовленности.

4. Выявлены особенности влияния организации обучения и воспитания на работоспособность и развитие функциональных возможностей дошкольников компенсирующих групп в образовательных учреждениях комбинированного и компенсирующего видов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Наиболее благоприятные условия режима дня для профилактики и коррекции нарушений осанки, позвоночника и стоп организованы в ДОУ компенсирующего вида, что обусловлено более ранним началом и более длительным временем проведения оздоровительных мероприятий и обеспечением высококвалифицированными медицинскими (наличие ортопеда) и педагогическими кадрами.

5. Установлено, что гигиеническая оптимизация организации обучения дошкольников компенсирующих групп обеспечивается повышением их двигательной активности за счет разработки и внедрения проектов учебных занятий нового типа, характеризующихся интеграцией учебного процесса с активной динамической нагрузкой, включением корригирующих упражнений в объеме не менее 30-50 % во всех видах организованной двигательной активности в течение всего дня пребывания в детском саду.

6. Показано, что для достижения и сохранения устойчивого положительного эффекта оздоровления дошкольников компенсирующих ортопедических групп при переходе в начальную школу наиболее предпочтительным является обучение в новом типе образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида», организация обучения, воспитания и оздоровления в котором основаны на принципах преемственности и сохранности педагогических и медицинских технологий.

7. Оценка эффективности профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата должна основываться на результатах количественной диагностики и мониторинга состояния осанки и позвоночника, полученных с помощью метода компьютерно-оптической топографии, позволяющего абсолютно безвредно многократно проводить обследование детей непосредственно в условиях образовательных учреждений.

Методические рекомендации по организации групп для занятий ЛФК

1. Формирование компенсирующих групп необходимо проводить с 3-х летнего возраста с целью более раннего и более продолжительного проведения профилактических и оздоровительных мероприятий.

2. Во всех формах организованной двигательной активности детей необходимо внедрять корригирующие упражнения, доля которых в структуре двигательной активности должна составлять не менее 30%. При подборе упражнений приоритет необходимо отдавать упражнениям, имеющим двойное функциональное значение: коррекционное и общеразвивающее.

3. В связи с тем, что условия ДОУ компенсирующего вида имеют большую оздоровительную эффективность, следует принять организацию таких ДОУ приоритетной. При организации ДОУ комбинированного вида необходимо руководствоваться разработанными в данном исследовании методическими рекомендациям.

4. Для повышения уровня двигательной активности и профилактики статического напряжения следует проводить интегрированные занятия с активной динамической нагрузкой в дни недели с наименьшей двигательной активностью. При построении таких занятий необходимо учитывать следующие принципы: интеграция движений с требованиями учебного процесса, периодичность и систематичность занятий – еженедельно в дни с наименьшей двигательной активностью.

5. Для объективной диагностики и мониторинга состояния осанки и позвоночника у детей старшего дошкольного возраста, а так же для оценки эффективности оздоровительных и профилактических мероприятий следует проводить компьютерное оптико-топографическое обследование с последующим формированием детей группы риска и обоснованием дифференцированных профилактических и оздоровительных мероприятий.

6. Следует предусматривать возможность реализации принципов преемственности не только условий обучения и воспитания, но и оздоровительных технологий в образовательных учреждениях. Возможными моделями таких учреждений могут служить образовательные учреждения «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида».

7. Учитывая высокую степень распространенности хронической патологии у дошкольников компенсирующих ортопедических групп необходимо проводить планомерные систематические лечебно-профилактические мероприятия. С этой целью в структуре режима дня после дневного сна необходимо предусмотреть оздоровительно-игровой час, в течение которого проводится комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий в ДОУ.

8. Проводить систематическое обучение педагогических работников ДОУ современным оздоровительным и профилактическим технологиям в условиях ДОУ.

9. Исходя из высокой распространенности эмоционального неблагополучия и высокого уровня тревожности у старших дошкольников компенсирующих групп необходимо помимо групповых занятий организовывать и проводить дополнительные индивидуальные занятия с психологом.

КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ № 1 (5-7 ЛЕТ)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 85; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.