Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компенсирующего, комбинированного вида




Пятница

Четверг

Среда

Вторник

Понедельник

Й год обучения.

1. Здравствуй, Ванечка (Оленька), мы по тебе соскучились!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Игры на внимание Игры на восприятие формы Игры на восприятие величины предметов Игры на восприятие цвета предметов

 

2. Играем и живем!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Игры на развитие ходьбы, умения ходить без поддержки Игры на развитие физических упражнений Игры на развитие равновесия Игры на перелезания (бревно, скамейка, валик и т.д.) по возможности

 

3. Занятие. Мир знаний (развитие речи и ознакомление с окружающим).

 

4. Занятие. Музыкальный мир ребенка.

 

5. Поговори со мной, Ванечка (Оленька)!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
О близких людях (о деятельности близких людей, их участие в жизни ребенка) О самом себе «Я хороший!» (имя, внешний вид, о самочувствии, о желаниях) О человеке. Внешние физические особенности; физическое и эмоциональное состояние О пище (что любит ребенок, о разнообразности пищи)

 

6. Это очень интересно!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Игры с песком (с водой, со снегом и т.д.) Настольно-печатные игры. Игры с бросовым материалом. Игры с техническими средствами

 

7. Помощник. Трудовые поручения.

1. Здравствуй, Ванечка (Оленька). Мы тебя ждем!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Любимые песенки Слушание музыки (классической, современной, народной) Веселые движения (пляска, музыкально-ритмические) Музыкальные игры.

 

2. Двигаемся, играем, радуемся!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Игры с пением и разнообразными движениями Игры-забавы Игры на ориентировку в пространстве («Найди зайку», «Мишка спрятался» и т.д.) Игры с движениями и передвижениями (в начале учебного года с помощью взрослого)

 

3. Занятие. Мир знаний (по сенсорному развитию с дидактическим материалом).

 

4. Занятие. Азбука движений и физических упражнений.

 

5. Ребенок и его мир.

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
О погодных явлениях О растениях дома и вблизи дома О животных и птицах, живущих рядом с человеком О диких животных и птицах

 

6. Маленький художник.

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Работа красками (точки, следы, дорожки и пр.) Работа с карандашом (постукивание, точки, штрихи) – черкалки Рисование цветной водичкой (ладошки, дорожки и т.пр.) Работа с глиной или с пластилином – мять, катать, давить и т.д.

 

7. Мне с тобой интересно играть! Игровые действия с сюжетно-образными игрушками.

 

8. Я помогу тебе, Ванечка (Оленька)! Индивидуальная работа с детьми по разделам программы «Солнышко».

1. Здравствуй, Ванечка (Оленька), ты очень хороший!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Веселые потешки, прибаутки, пестушки Рассматривание книжек – малюток, картинок Забавные игрушки (механические, пищалки и т.пр.) Игры с музыкальными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т.д.)

 

2. Самый смелый – ты, Ванечка (Оленька)!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Игры, формирующие навыки ползания Игры с препятствиями (перешагивание предмета) по возможности Игры на равновесие Игры, формирующие навыки ползания, подлезания, лазанья по возможности

 

3. Занятие. Трудолюбивый строитель (конструирование со строительным материалом).

 

4. Занятие. Мир знаний (развитие речи и ознакомление с окружающим).

 

5. День радости ребенка.

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Кукольный спектакль (би-ба-бо, марионетки) Настольный пальчиковый театр Волшебные вещи. - Чудесный сундучок. - Волшебный мешочек. - Загадочная шкатулка. - Книжка-загадка и т. д. Физкультурный досуг. Развлечение (дети могут участвовать в досуге на колясках)

 

6. Я хочу с тобой играть, Ванечка (Оленька)! Игровые действия с сюжетно-образными игрушками.

7. Помощник. Трудовые поручения.

1. Здравствуй, Ванечка (Оленька), ты самый лучший!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Игры-пляски Игры, развивающие речевое дыхание Игры, формирующие правильное звукопроизношение Игры, развивающие силу голоса и темп речи

 

2. Я забочусь о своем здоровье!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Внешний вид одежды Чистота тела. Удовлетворение естественных жизненных потребностей Навыки самообслуживания Безопасность детей

 

3. Занятие. Азбука движений и физических упражнений.

 

4. Занятие. Что за чудо – эти игрушки! (занятие с дидактическими игрушками).

 

5 Двигаемся в радость!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Игры на умение выполнять действия вдвоем Игры, развивающие координацию движений Игры, обучающие переворачиваться, медленно ползать Игры с мячом

 

1. Старательный строитель.

- Башенка из кубиков.

- Домик из кубика и призмы.

- Дорожки

7. Помощник. Трудовые поручения.

1. Здравствуй, Ванечка (Оленька), мы тебя любим!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Игры с сюжетными игрушками Игры с заводными игрушками Игры с двигательными игрушками Игры с игрушками-забавами

 

2. Доброе и бережное отношение к рукотворному миру.

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Об игрушках (проявлять сочувственное отношение) О мебели, посуде. О комфорте, Удобстве Рассматривание художественных картин (пейзажи, портреты, натюрморты) – красота, эстетическое наслаждение Изделия народного промысла. Радость, любовь к прекрасному, уважение к труду

 

3. Занятие. Музыкальный мир ребенка.

 

4. Занятие. Мир знаний (развитие речи и ознакомление с окружающим).

 

5. Играем все вместе!

1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
Игры, развивающие равновесие Сюжетно-подвижные игры Подвижные игры с игрушками (с погремушками, кубиками, с платочками, с султанчиками и т.д.) Игры, развивающие движения кисти – «пальчиковая гимнастика»

 

6. Давай, будем с тобой играть! Игровые действия с сюжетно-образными игрушками.

 

8. Я помогу тебе! Индивидуальная работа и общение с детьми.

 

Противопоказания к выполнению физических упражнений

детям со сложной структурой дефекта

Противопоказаниями для зачисления в группу являются:

- невозможность любого способа передвижения ребенка без посторонней помощи, не способность обслуживать себя в силу тяжести двигательных нарушений, необходимость постоянного индивидуального сопровождения;

- умственная отсталость тяжелой и глубокой степени;

- эпилепсия, судорожный синдром с часто повторяющимися припадками;

- шизофрения с наличием продуктивной симптоматики;

- психопатоподобная симптоматика в рамках любой нозологической принадлежности;

- психические заболевания, сопровождающиеся грубыми нарушениями влечения и расстройствами поведения, опасными для самого ребенка и окружающих;

- другие заболевания, которые являются противопоказанием для приема в дошкольные образовательные учреждения.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие психофизические и двигательные особенности характерны для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта?

2. Раскройте последовательность организации физического воспитания детей со сложной структурой дефекта, на примере детей с тяжелыми формами ДЦП.

3. Какие методические приемы используются для активности и мобильности детей в процессе жизнедеятельности и выполнения физических упражнений?

4. Какие компенсаторные механизмы используются в физическом развитии детей дошкольного возраста с ССД?

5. Какие условия необходимы для развития мелкой и крупной моторики детей с СДД?

6. Какие методы и методические приемы применяются для комплексного развития физических качеств детей дошкольного возраста с СДД?

7. Какие физические упражнения противопоказаны детям дошкольного возраста с СДД?


ГЛАВА 3. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Под планированием подразумевается определение рациональной последовательности и оптимальных сроков прохождения программного материала. Планирование позволяет предвидеть реальные результаты предстоящей работы, определить наиболее эффективные пути их достижения. Планирование теснейшим образом связано с учетом, который сводится к выявлению состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности. Учет позволяет видеть изменения у детей в процессе физического воспитания и своевременно вносить коррективы в работу.

Планирование учебной работы объединяет в себе три основных плана: на год, на неделю, на одно занятие. Годовой план – наиболее общий документ планирования, в котором систематизируется основное содержание программного материала по месяцам и неделям. Он составляется на основе «Программы физического воспитания дошкольников». В ней отражены цель, задачи, содержание и конечные результаты физического воспитания по годам обучения в дошкольных учреждениях. Дети должны набирать как минимум следующее количество часов организованной двигательной активности (таблица 6).

Таблица 6

Количество часов организованной двигательной активности (ДА)

детей в дошкольных учреждениях

Возрастные группы Количество времени на организованную ДА В день, минуты В год, часы
1 раннего возраста По индивидуальным потребностям    
2 раннего возраста   18–25 72–100
1 младшая   30–45 120–180
2 младшая   35–50 140–200
Средняя   45–55 180–220
Старшая   55–70 220–280

 

При составлении плана на год нужно учитывать:

- условия дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) (наличие спортивных залов, инвентаря и оборудования);

- уровень здоровья и физического развития детей, уровень усвоения двигательных умений;

- климатические условия.

Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия физическими упражнениями как можно чаще проводились на свежем воздухе. Содержание подвижных и спортивных игр должно соответствовать сезону. На лето планируются ранее изученные физические упражнения.

Наиболее целесообразной формой годового планирования является план-график физического воспитания на год (таблица 7).

Таблица 7

План-график физического воспитания на год

Программный материал (название упражнений) Месяцы
сентябрь октябрь ноябрь
                       
строевые упражнения Фз Фз Пу уг Пи Фз уг пи фз уг пу сд
основные движения Уг фз фз уг пи фз фз пи уг фз фз уг
спортивные упражнения Пв пд пи фз дп фз пу пв фз пу пв сд

 

В графе «Программный материал» указываются все физические упражнения, отобранные для данной возрастной группы. Для удобства планирования и использования плана целесообразно упражнения записывать в следующей последовательности:

- строевые упражнения;

- основные движения;

- спортивные упражнения;

- подвижные игры.

В первую очередь распределяют наиболее сложные упражнения, на изучение которых требуется больше времени. После этого распределяют упражнения по месяцам и неделям. В распределении по неделям можно использовать различные подходы. В графе «Неделя», может проставляться просто «+» или указываться форма занятий, на которых используется это упражнение:

- З – физкультурное занятие;

- Зп – занятие по подгруппам;

- Зи – индивидуальное занятие;

- У – утренняя гимнастика;

- Пу – утренняя прогулка;

- Пд – дневная прогулка;

- Пв – вечерняя прогулка.

Представленную форму годового плана-графика педагог может совершенствовать, делая ее более удобной для работы. Кроме того, можно использовать опубликованный в литературе опыт работы квалифицированных педагогов, опыт своего ДОУ, но проводить данную переработку нужно творчески, с учетом физической подготовленности детей и конкретных условий детского учреждения.

План работы на неделю. На основе плана-графика на год составляется план на неделю. В нем предусматриваются все формы физического воспитания на каждый день.

План на неделю составляется в определенной последовательности. Сначала планируется работа со всей группой, затем по подгруппам, индивидуальные занятия, подвижные игры на дневной, утренней и вечерней прогулках, потом другие формы занятий (утренняя гимнастика, физкультурные минутки и др.). Это позволяет учесть все формы физического воспитания в тесной взаимосвязи.

Для составления плана на неделю предлагается следующая форма (таблица 8).

Таблица 8

Схема составления плана физического воспитания на неделю

Формы работы Дни недели Содержание работы и время в минутах
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
             

 

В графе «Формы работы» отмечаются все формы физического воспитания с момента прихода детей в ДОУ и до их ухода, где по дням описывают, в какой форме проводят подвижные игры, индивидуальные и самостоятельные занятия, с указанием названия физического упражнения, необходимого инвентаря и т.д.

При планировании физкультурных занятий обязательно указываются задачи основной части и упражнения, подвижные игры, с помощью которых они будут решаться.

При планировании утренней гимнастики и физкультурных минуток, как правило, указывают номер комплекса (из комплексов разработанных на год).

Подвижные игры как самостоятельную форму планируют на каждый день (как правило, две). Указываются название игр и их продолжительность в минутах. Рекомендуется также отмечать имена детей, которые будут участвовать в них, и необходимый спортивный инвентарь.

Кроме того, в плане важно отразить рекомендации для родителей об организации занятий физическими упражнениями и подвижных игр дома.

Планирование одного занятия. Планирование одного физкультурного занятия осуществляется в форме конспекта. Конспект физкультурного занятия – конечный документ планирования. Его отличает детализация задач и содержания: выделены основные задачи на данное занятие (образовательные, воспитательные и оздоровительные). Задачи формулируются в глагольной форме и имеют характер целевой установки. Формулировка задач (особенно образовательных) зависит от этапа обучения двигательным действиям. В начале разучивания целесообразно указывать, какой элемент техники упражнения будет изучаться или закрепляться на данном занятии, например, «разучить постановку стопы при ходьбе мягким шагом». В дальнейшем, по мере усвоения навыка ходьбы, целесообразно формулировать задачу следующим образом: «Совершенствовать ходьбу мягким шагом».

При формулировке воспитательных и оздоровительных задач надо не забывать, что процесс воспитания длительный, это должно отражаться в терминологии, например, «развивать (способствовать развитию) координационные способности в игре «Два Мороза», «способствовать формированию правильной осанки в процессе выполнения комплекса ОРУ».

В соответствии с задачами физкультурного занятия определяют содержание каждой части, подбирают методы обучения и воспитания. Подбор средств начинается для основной части занятия, затем для вводной и заключительной. Предусматривается осуществление педагогического контроля за качеством усвоения учебного материала, дополнительные задания.

Конспект физкультурного занятия составляется по определенной схеме, но нельзя сказать, что существует какая-либо общепринятая схема его составления. В учебниках по теории и методике физической культуры приводятся различные варианты. Для ДОУ целесообразным видится вариант составления конспекта на основе рекомендации Д.В. Хухлаевой. Начать конспект целесообразно с заголовка, общих сведений о занятии (время и место проведения, необходимый инвентарь, предварительная работа, индивидуальная работа), задачи.

Далее заполнение конспекта проводится в следующей форме (таблица 9).


Таблица 9

Форма конспекта физкультурного занятия в дошкольных учреждениях

комбинированного и компенсирующего видов

Содержание физических упражнений Темп, дозировка, дыхание Организационно-методические указания к проведению занятия и способы организации обучения Примечания
  Вводная часть      
  Основная часть Комплекс ОРУ Обучение основным движениям Подвижная игра      
  Заключительная часть      

 

В графе «Части и содержание занятия» записываются названия частей занятия и все упражнения, которые были использованы. Запись проводится подробно, с соблюдением терминологической грамотности. При записи подвижной игры, помимо ее названия, расписываются все игровые действия, которые входят в нее. В графе «Дозировка» отмечается количество повторений упражнения, его длительность в секундах или минутах или расстояние для ходьбы, бега, ползания. В графе «Темп» указывается темп выполнения упражнения (медленный, быстрый). В графе «Дыхание» обозначается момент выдоха при выполнении соответствующего элемента упражнения, например, руки вниз – выдох. В графе «Организационно-методические указания» (ОМУ) раскрываются способы организации детей (в круг, в шеренгу и др.), место педагога, расположение физкультурного инвентаря, даются методические рекомендации для выполнения каждого физического упражнения. Можно рекомендовать широко использовать в ОМУ различные рисунки, схемы, иллюстрации. В графе «Примечания» следует предусмотреть все изменения, которые могут произойти в процессе проведения физкультурного занятия. Полнота конспекта физкультурного занятия зависит от квалификации педагога. Начинающим следует составлять развернутые конспекты, в которых очень подробно описывается ход занятия до мельчайших подробностей. Квалифицированным педагогам нет смысла составлять такие конспекты. Они могут указывать основные опорные моменты занятия, последовательность выполнения упражнений. Такой конспект логично называть планом-конспектом физкультурного занятия. Главное его отличие от конспекта – объем и количество организационно-методических указаний.

План-конспект утренней гимнастики составляется по вышеприведенной форме для физкультурного занятия, но в нем не указываются задачи и не обозначаются части. Порядок записи упражнений соблюдается тот же, что и в конспекте физкультурного занятия. В первую очередь подбираются общеразвивающие упражнения, затем определяются движения для начала утренней гимнастики и ее заключительной части. В такой же последовательности продумывается методика проведения физических упражнений.

В плане-конспекте подвижной игры сначала указываются общие сведения, дается перечень физкультурного инвентаря, игрушек, атрибутов, а затем записываются задачи, например: закрепить технику бега врассыпную с ловлей различных предметов; способствовать развитию координации, глазомера.

Содержание и методика проведения игр записываются по форме, приведенной в табл. 10.

Таблица 10

План-конспект проведения подвижной игры

Движения, входящие в игру   Дозировка, темп   Организационно-методические указания, способы организации детей, вспомогательные средства Примечания  
       

 

В первой графе записываются все движения, которые имеются в данной игре, в той последовательности, как они выполняются в первый раз и при всех последующих повторениях игры. В графе «Дозировка» следует указать длительность, количество повторений игры, а также сколько раз выполняется каждое движение. В графе «Темп» отмечается скорость выполнения каждого движения (медленно, быстро и т.д.), в графе «Организационно-методические указания» описывают способы организации детей и весь ход игры.

При планировании объема и интенсивности физической нагрузки на каждого ребенка в течении дня, недели, месяца необходимо учитывать:

1. возраст и пол;

2. результат медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога;

3. степень и характер зрительного нарушения (устойчивая и неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и периферического зрения, сужение полей зрения); острота зрения; врожденная или приобретенная патология и пр.;

4. состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);

5. исходный уровень физического развития;

6. состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

7. наличие сопутствующих заболеваний;

8. способность ребенка к пространственной ориентации;

9. наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;

10. состояние и возможности сохранных анализаторов;

11. способы восприятия учебного материала;

коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 72; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.