Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Виды методов экспертых оценок




Метод дельфи предполагает полный отказ от коллективных обсуждений. Это делается для того. Чтобы уменьшить влияние психологических факторов: присоединение к мнению более экспертного специалиста, нежелание отказаться от публичного выраженного мнения, следование за мнением большинства. В методе дельфи прямые дебаты заменены программой последовательных индивидуальных опросов в форме анкетирования. Ответы обобщаются и вместе с новой доп информацией поступают в распоряжение экспертов, после чего они уточняют свои первоначальные ответы. Такая процедура повторяется несколько раз до достижения приемлемой сходимости мнений экспертов. Опыт показывает, что приемлемая сходимость достигается после 5 туров опроса. Процедура метода заключается в следующем: 1)устанавливается последовательность оценочных туров; 2)разрабатывается программа индивидуальных опросов, исключающая контакты между экспертами, но предусматривающая ознакомления с результатами между турами. Вопросники между турами могут уточняться; 3)в наиболее развитых методиках экспертам присваиваются весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на сонове предшествующих опросов и уточняемые от тура к туру. Недостатки метода: 1.значительный расход времени на проведение экспертизы 2.необходимость неоднократного пересмотра экспертами своих ответов. Это может вызвать у эксперта отрицательную реакцию и сказаться на результатах экспертизы.

Метод ранжирования.

Эксперт осуществляет ранжирование исследовательских объектов от их относительной значимости. Наиболее предпочтительному присваивается ранг 1, наименее – последний ранг равный числу упорядочиваемых объектов. Большая точность упорядочивания достигается при меньшим числе объектов ранжирования. При расстановке объектов одним экспертом сумма рангов должна равняться сумме чисел всего натурального ряда количества объектов.

Результирующие ранги объектов ранжирования по данным экспертизы определяются как сумма рангов для каждого объекта. Первый ранг присваивается тому объекту, который получил наименьшую сумму рангов и последний, кто имеет наибольшую сумму рангов.

Метод позволяет определить место каждого объекта среди других объектов. Его достоинства – простота. Недостатки: 1)может возникать ситуация, когда несмотря на разницу оценок, которую дают объектам эксперты, сумма рангов м б одинаковой. Это говорит о противоречии в системе; 2)невозможность с достаточной точностью ранжировать большое количество объектов; 3)нет ответа на вопрос на сколько значительно различаются друг от друга объекты.

Метод непосредственного оценивания (бальный метод). Представляет собой упорядочивание объектов в зависимости от их важности путем приписывания баллов каждому из них. Наиболее важным объектом приписываются большие баллы. Распространены 5-тибальные, 10-ти и 100-бальные шкалы. Диапазон шкалы определяется: 1.действительной дифференцированностью оцениваемых характеристик; 2.уровнем квалификации эксперта способному дифференцировать уровни характеристик. Слишком велик диапазон, если сложно установить разницу между 2-мя ближайшими значениями. Диапазон является слишком узкий, если появляется необходимость ставить дробные значения. По результатам оценок определяется ранг и весомость, значимость каждого объекта. Бальная оценка исследовательских объектов (по 10-ти бальной шкале)

Метод сопоставления. Может осуществляться в форме парного или последовательного сравнения. Парное сравнение. Эксперт сопоставляет объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре наиболее важные. Общее количество пар сравнения определяется А=Н*(Н-1)/2, где Н – количество объектов экспертизы. В результате сравнения эксперт высказывает мнение о важности объектов, отдавая в каждой паре предпочтение одному из них. Возможно решение и об эквивалентности объектов. Обработка производится в соответствующих матрицах. Матрица оценки объектов попарного сравнения (эксперт №1)

Заполнение матриц всеми экспертами представляется в свободную матрицу.

Метод парных сравнений прост, позволяет исследовать больше количество объектов, чем при методе ранжирования и с большей точностью.

Последовательное сопоставление. Эксперт располагает все объекты в порядке их важности как при методе ранжирования. При этом каждому из объектов присваивается определенное количество баллов. Далее эксперт определяет, на сколько может отличаться значимость первого объекта от последующих и при необходимости корректирует количество баллов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 70; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.