КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика социально-психологического климата.
Социально-психологический климат организации Типология больших социальных групп. 1. Стихийные группы (толпа, масса, публика, аудитория). 2. Социальные движения: глобальные, локальные Социально-психологические процессы в толпе: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, взаимодействие лидера и толпы; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Социально-психологические характеристики массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Социально-психологические функции публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Социально-психологическая специфика аудитории: управляемость. Основные характеристики социальных движений: в основе общественное мнение; целью является изменение ситуации; наличие программы; четкое понимание средств достижения целей; социальное движение реализуется в массовом поведении (митинги, демонстрации, съезды). Впервые рассматривать психологический климат группы пред- Психологический климат — такое психическое состояние группы, которое отражает основные особенности ее жизнедеятельности: эмоциональный (групповое настроение), когнитивный (мнения и убеждения) и поведенческий (действия членов группы). Социально-психологический климат — это атмосфера в коллективе, определяемая совокупностью следующих факторов: тип руководства, идеология, культура организации, характер деловых отношений, характер межличностных отношений, эмоциональное состояние сотрудников, характер отношений сотрудников к предприятию и предприятия к сотрудникам. СПК может являться объективной характеристикой коллектива. Факторы, макросреды, влияющие на социально-психологический климат: общественно-политические, социально-экономические особенности общества на данном этапе развития; воздействие со стороны официальных вышестоящих административных структур. Факторы макросреды, влияющие на социально-психологический климат: освещенность, влажность, температура, особенности формальной организационной структуры и деятельности: совместно-индивидуальная деятельность (преподаватели на кафедру в вузе), совместно-последовательная деятельность (работа на конвейере), совместно-взаимодействующая деятельность (каждый взаимодействует с каждым, например, экипаж самолета) (Уманский). Существует различные подходы при типологизации социально-психологического климата. Например, Р. Л. Кричевский разделяет социально-психологический климат на объективно наблюдаемый феномен и субъективно-переживаемое состояние. Объективно наблюдаемый психологический климат фиксируется в характере отношений, которые складываются между членами коллектива в повседневной жизни; в степени сплоченности коллектива; в степени полного рабочего дня; в степени лидерства; в отношении сотрудников к предприятию; в общественном мнении как совокупности слухов и мифов о самом предприятии и его героях; а также в традициях и нормах. Субъективно психологический климат — это переживаемое сотрудниками чувство удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива; в особенности межличностной перцепции, коммуникации и интеракции; в характере и уровне мотивации; в эмоциональном состоянии сотрудников. На характер социально-психологического климата влияет и стиль руководства, поэтому его можно определить как авторитарный, демократический и попустительский. Кроме этого принято различать два типа социально-психологического климата: доброжелательный или открытый и недоброжелательный или закрытый. Каждый из них имеет свои характеристики. Открытый климат характеризуется: 1) конструктивностью и содержательностью коммуникации (сообщение носит не оценочный, а информационный характер); 2) конструктивностью отношений между сотрудниками (в фокусе внимания находится решение проблемы, а не трудности ее решения); 3) честностью (целью критики является желание помочь исправить положение); 4) заботливостью (в коллективе преобладает понимание и сочувствие); 5) равенством (ценится участие в процессе общения всех членов коллектива независимо от роли, должности, которые они занимают); 6) готовностью прощать (признается неизбежность ошибок и неверность суждений); 7) наличием обратной связи. Закрытый или оборонительный климат характеризуется: 1) обвинительным характером коммуникации (акцент делается на поиск виновных; обратная связь оценочная и носит негативный характер); 2) навязыванием норм (людям навязываются определенные правила поведения, они должны скрывать и изменять свои намеренья и манеру поведения, которые не соответствуют этим нормам); 3) лицемерием (сообщение имеет скрытый характер и его целью является манипуляция);
4) безразличием (люди не проявляют интереса друг к другу); 5) неравенством (подчеркивается квалификация людей); 6) догматизмом (нет дискуссий, не принимается другая точка 7) взаимной неприязнью людей. При этом климате общение сохраняется, но служит личным целям, а не развитию организации. Закрытый тип часто наблюдается в той организации, где люди перегружены работой, где есть финансовые трудности, где есть угроза сокращения; это также может быть и результатом стиля руководства и культуры организации.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 73; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |