КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура конфликта
Структура конфликта включает в себя следующие элементы. Участники. Участников или оппонентов может быть два или более. Это конфликтанты, кроме них в число участников входят сочувствующие, провокаторы (подстрекатели), примирители, консультанты, невинные жертвы. Оппоненты в конфликте обладают некоей «силой» или ресурсом, с которым связана возможность победы. В ситуации конфликта основная задача — увеличение ресурса. Основа, почва конфликта, т.к. беспочвенных конфликтов не бывает. В качестве почвы могут выступать мнения, интересы, представления, которые приходят в столкновение. Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий или основа конфликта — это предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласия не всегда очевидна и легко распознаваема. Часто и сами участники ее не четко представляют. Границы зоны разногласий подвижны. В ходе конфликта они могут сужаться или расширяться. Например, когда в ходе дискуссии «переходят на личности». Неделимость объекта является одним из условий существования конфликта. Неделимость может быть как физическим свойством объекта (место начальника предназначено только для одного индивида), так и следствием желаний, интересов одного из оппонентов Представления о ситуации. Каждый из участников составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления часто не совпадают. Это может являться причиной или основой конфликтной ситуации. Никто не знает, как представляет себе ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом, но для возникновения конфликта не имеет значения ни то, что действительно ли ситуация такова, какой ее видят, ни то, верно ли судят вовлеченные в нее люди об образе мыслей друг друга. Существует так называемая теорема Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна "по своим последствиям». Если кто-то полагает, что вступил в конфликт, то он на самом деле оказывается в конфликте. Хотя тот, с кем он конфликтует, может об этом даже не подозревать. Чехов однажды встретился с преступником, который убил совершенно незнакомого человека, сидевшего с ним за одним столом в ресторане. «За что ты его?» — спросил Чехов. — «Да он так противно чавкал, что я не выдержал», — ответил убийца. (Цит. по92). Инцидент. Для того, чтобы конфликт произошел, необходимо не только восприятие хотя бы одной стороной ситуации как конфликтной, но и действий оппонентов, направленных на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом. Следовательно, конфликт — это конфликтная ситуация плюс инцидент. Как пишут Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк, «конфликтная ситуация может существовать задолго до того, как произойдет прямое столкновение оппонентов. Конфликтная ситуация и инцидент «ведут себя» независимо. Например, конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а инцидент — возникнуть случайно. Кроме того, конфликтная ситуация может создаваться объектом намеренно, ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена и намеренно, но без определенной цели, иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту»93. У каждого из оппонентов есть своя внутренняя причина, толкающая его на конфликт. Это так называемый мотив конфликта. Конфликтные взаимодействия между одними и теми же оппонентами могут оказаться безразличными к объекту и держаться только на мотиве. Для постороннего наблюдателя такие отношения будут выглядеть как враждебные. Это эмоциональные конфликты. Любой деловой конфликт, оппоненты которого постоянны, имеет тенденцию переходить в эмоциональный, то есть, во-первых, может произойти «потеря» объекта и цели конфликта и, во-вторых, сформируется негативное отношение оппонентов друг к другу94». Конфликтное поведение. Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно не осуществимые мотивы и цели, то люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия одной стороны по достижению цели мешают действиям другой достичь своей. Конфликт подобен айсбергу: действия образуют его «надводную» часть, все остальное (мотивы, зоны разногласий, мотивы кон-фликтантов) — «подводную». Ситуация осложняется тем, что кон-фликтанты могут скрывать какие-то свои действия друг от друга и от посторонних. Действия одной из конфликтующих сторон, которые другая сторона оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, могут быть следующими: — прямые или косвенные помехи для осуществления планов или намерений другой стороной; — невыполнение одной стороной своих обязательств или обязанностей по отношению к другой; — захват или удержание того, что, по мнению одной стороны, не должно находиться во владении другой; — нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации другой стороне, например, слухи; — унижающие человеческое достоинство поступки, в том числе словесные оскорбления и оскорбительные требования; — угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие другого человека делать то, что он не хочет и не обязан делать; — физическое насилие. Существуют конструктивные и деструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Конструктивный путь выхода из конфликта предполагает интенсификацию усилий, замену средств достижения цели, замену цели, переоценку ситуации. К деструктивным способам выхода из конфликта можно отнести агрессию (прямую атаку на препятствие или барьер, посторонние объекты), бегство от ситуации. Кеннетом У. Томасом и P. X. Килменном в 1972 г. предложена следующая система, описывающая типы поведения человека в конфликтной ситуации Основные стили поведения связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух или более сторон. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется в той мере, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально)95. Разберем особенности стилей поведения в конфликте на примере поведения Петра и Павла. Стиль конкуренции. Петр, выбравший данный стиль, весьма активно и самостоятельно идет к разрешению конфликта. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с Павлом, но зато способен на волевые решения. Этот стиль эффективен, если Петр обладает достаточным авторитетом и знает, что предлагаемое им решение — наилучшее из имеющихся; если решение необходимо принять быстро и у Петра достаточно власти для этого; если исход очень важен для Петра и он делает большую ставку на свое решение возникшей проблемы. Петру следует помнить, что когда он использует этот подход, то может быть не очень популярным, но завоюет признание, если получит положительный результат»96.
Фишер Р. и Ури У. Путь к согласию. М.: Наука, 1990. С. 26. Там же. С. 31. Стиль уклонения. Петр может выбрать данный стиль поведения в конфликте, если затрагиваемая проблема не столь важна для него, когда он не хочет тратить силы на ее решение или когда чувствует, что находится в безнадежном положении, так же когда чувствует себя неправым или Павел обладает большей властью. Этот стиль может оказаться подходящим в тех случаях, когда Петр вынужден общаться со сложным партнером Павлом, или когда пытаться решить проблему немедленно — опасно, поскольку вскрытие и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию. Можно заняться конфликтом и позже, когда Петр будет больше готов к этому. Стиль приспособления означает, что Петр, выбравший его, действует совместно с Павлом, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Этот стиль Петр может использовать, когда исход дела чрезвычайно важен для другого (Павла) и не очень существенен для Петра. Но, если Петр считает, что при этом он уступает в чем-то важном для себя и чувствует в связи с этим неудовлетворенность, то выбор этого стиля нежелателен. Он также неприемлем, если Петр чувствует, что Павел не собирается поступиться чем-то, или он не оценит сделанного Петром поступка. Приспособление как стратегия поведения Петра приемлема, если в данный момент необходимо только смягчить ситуацию, а потом он предполагает вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию. Стиль сотрудничества. Выбрав этот стиль, Петр активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с Павлом. Этот стиль требует от Петра и Павла более продолжительной работы, поскольку им предстоит сначала «выложить на стол» свои нужды, заботы и интересы, затем обсудить их. Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные скрытые нужды. В таких случаях бывает затруднительным определение источника неудовлетворенности, поскольку существует различие между внешними позициями в споре и подспудными интересами и нуждами, которые служат истинными причинами конфликта. Стиль компромисса. В этом случае Петру нужно будет немного уступить в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся. Павел делает то же самое. Компромисс позволяет достичь согласия на более поверхностном уровне, нежели сотрудничество. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это для них не выполнимо. Компромисс наиболее эффективен, если обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы, если их может устроить временное решение или это позволит им сохранить отношения и одна из сторон предпочитает получить хоть что-то, чем все потерять. Завершение конфликта представляет собой прекращение конфликта по любым причинам. Основными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт § 4. Функции конфликта В конфликтологии принято выделять следующие функции конфликта. Деструктивная функция конфликта имеет место, когда его существование порождает состояния дискомфорта, стресса, фрустрации у участников взаимодействия, мешает производству, семейным отношениям, угрожает существованию системы. Конструктивная функция конфликта имеет место, когда в результате его разрешения проясняются отношения, завершается кризис личности, группа выходит на новый этап развития. Например, социокогнитивные конфликты — источник интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже, К. Левин). Социокогнитивные конфликты — это ситуация, когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместного решения. Чем значительнее этот конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие. Конфликт (противоречие) как источник развития группы. В совместной деятельности соперничество (сотрудничество, конкуренция) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей. Это так называемый продуктивный конфликт (Б. Ф. Ломов). Познавательная функция конфликта имеет место, когда он играет роль проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуаций. Интегративная функция, когда внешний конфликт может сплотить группу перед лицом внутренних проблем. Функция стабилизации, когда, обнажая объективные противоречия, устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов. Сближающая функция, когда конфликт дает возможность партнерам поговорить начистоту и таким образом сблизиться. Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. А. С. Макаренко называл это «методом взрыва». В коллективе всегда существует целый комплекс различных противоречий «разных степеней конфликтности». Выбирая «из общей цепи конфликтных отношений самое яркое, выпирающее и убедительное, для всех понятное», Макаренко рекомендует разрешать его методом «взрыва», когда конфликт доводится до последнего предела, до такого состояния, когда ребром поставлен вопрос — или быть членом общества, или уйти из него. В результате происходит разрушение неверно сложившихся отношений, на месте которых строятся новые.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |