КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели межличностного взаимодействия
Примерами межличностной интеракции могут служить различные типы взаимодействия в больших и малых социальных группах — лидерство и руководство, конфликтное взаимодействие, манипуляции и психологические игры. Лидерство, руководство и конфликтное взаимодействие будут рассмотрены нами в специальных лекциях, а различного рода модели взаимодействия, связанные со стратегиями поведения индивидов, рассмотрим в данной лекции. Сторонники бихевиоризма изучили и описали примеры человеческих игр. Например, Г. Келли и Дж. Тибо предложили динамические закономерности согласования стратегий поведения в межличностных отношениях. Согласно теории взаимозависимости исходов «результаты для любого участника про цесса взаимодействия могут быть сформулированы в терминах вознаграждений, получаемых участником, и издержек, которые он несет; при этом их значение зависит от поведения обоих партнеров. Для некоторых целей вознаграждения и издержки рассматриваются по отдельности, но, как правило, мы предполагаем, что их можно объединить в единую шкалу «ценных качеств» результата. К вознаграждениям мы относим то, что доставляет человеку удовольствие и удовлетворение. Издержки относятся к факторам, которые сдерживают или останавливают проявление любого поведения или фрагмента поведения — такие факторы, как физическое или умственное напряжение или страдание, смятение или тревога и появление всякого рода противоречивых воздействий или разнородных ответных реакций. Размеры вознаграждений и издержек членов диады будут зависеть от их потребностей и ценностей, от их умения и способности осуществлять определенную линию поведения и от соответствия поведения и его результатов их потребностям и ценностям. Пресыщение снижает вознаграждение, а утомление увеличивает издержки» Люди сохраняют участие во взаимодействии до тех пор, пока 1 получают больше, чем теряют. Г. Келли и Дж. Тибо вводят два опосредования в действие интерактивного акта: 1. Все познается в сравнении: а) на что рассчитывал; б) что по- 2. Каковы реальные возможности?
Р — на что рассчитывал В — возможности П — получил В качестве независимых переменных выступают возможности взаимного контроля. Считается, что контроль опосредуется способностью влиять на исходы другого (такие, как вознаграждения, платежи, подкрепления, полезности). В качестве зависимых переменных выступают продукты взаимозависимых отношений — нормы, роли, власть. Позитивные платежи могут быть либо материальными, либо психологическими (выигрыш в статусе, власти). Тибо и Келли предложили записывать социальное взаимодействие в форме матрицы исходов. В таблицу заносится весь возможный репертуар поведения каждого участника взаимодействия. По горизонтали размещается поведенческий репертуар участника «В», по вертикали то же самое для участника «А». В клетках матрицы представлены все издержки и вознаграждения, соответствующие данному взаимодействию. Приведем как пример одну из матриц исходов84. Матрица исходов взаимодействия в диаде А
А, А2
Читается матрица таким образом: если «А» избирает во взаимодействии линию поведения Аь а участник «В» — Bj, то «А» получает, например, 6 единиц, а «В» — 2 единицы, т. е. в данном случае имеются позитивные исходы у обеих сторон. Тибо и Келли делают следующие допущения относительно природы матрицы: 1) в ее клетках содержатся все возможности вознаграждений и издержек в данном взаимодействии; 2) в матрице представлены все возможные линии поведения участников; 3) ценности издержек и вознаграждений исхода варьируют с течением времени благодаря воздействию многих факторов (например, насыщение, утомление и т. д.); 1) матрица не известна участникам до взаимодействия. По мере прогресса взаимодействия они непрерывно делают открытия относительно возможных исходов и поведенческого репертуара своего партнера. Авторы выделяют два типа контроля, который одна личность может иметь по отношению к исходам, — фатальный и поведенческий. Суть фатального контроля состоит в том, что один участник полностью определяет исход для другого независимо от того, что предпримет этот другой. Матрица фатального контроля «А» над «В»
Для «В» все зависит от того, какую линию поведения выберет «А. Если он выберет А,, то что бы ни выбрал «В» (выбрал В, или В2), все равно его выигрыш будет + 5. Если же «А» выбирает А2, то что бы ни делал «В», его выигрыш будет + 1. «А» обладает властью над «В». Если «А» выбирает А,, то «В» всегда получает выигрыш, независимо от того, что он делает сам — и наоборот. В ситуации, когда личность не имеет прямого контроля над собственным исходом, она может воспользоваться своей способностью влиять на исход другого и таким образом повлиять на свой исход косвенно. В матрице взаимного фатального контроля, если оба участника взаимодействия придерживаются такой стратегии и если «А» выбе- рет А2 и «В» выберет В„ «В» будет неудовлетворен своим исходом и вынужден в следующий раз изменить свой выбор на В2, в то время как «А» продолжит выбирать А2. Матрица взаимного фатального контроля А Сочетание А2В2 приведет обоих участников к наименее предпочитаемым исходам. Это обстоятельство заставит каждого в следующем туре изменить свой выбор, и тогда комбинация АД даст исход, предпочитаемый обоими, что приведет обоих к сохранению выборов в следующем туре; это, в свою очередь, приведет к повторению и т.д., поскольку участники оказываются в устойчивой взаимовыгодной ситуации. Поведенческий контроль одного участника диады над другим имеет место в том случае, когда каждый из них не может полностью определить исход для другого, но имеет средства (в виде своих стратегий) влиять на эти исходы. В ситуации поведенческого контроля исходы участника не изменяются, как функция его поведения или поведения другого. Здесь для определения исхода каждого необходимо знать решения (выборы) обоих членов диады. В ситуации поведенческого контроля «торг», если «А» выберет А,, то он тем самым весьма повлияет на исход для «В»: для него уже исключена возможность + 4, он может иметь либо + 2, либо -1. В этом и состоит поведенческий контроль, а лучше сказать, влияние «А» на «В». Аналогично и «В» может влиять на исходы для «А»; если «В» выбирает В2, то для «А» исход + 4 исключается, и он может получить либо + 2, либо -1.
Матрица поведенческого контроля ситуации «торга»
Эта стратегия для ситуации взаимного фатального контроля не приведет к стабильной взаимной выгоде до тех пор, пока один или оба участника не согласятся на исходы меньшие, чем наиболее желательные. Как и в большинстве случаев торга, в рассматриваемой матрице положение участников улучшится, если они придут к согласию. Двух заключенных подозревают в совместном преступлении. Они помещены в отдельные камеры. Каждый из них имеет выбор — признаться или не признаться в совершенном преступлении. Матрица поведенческого контроля «дилемма узника»
Узникам известно, что если они не признаются, то обоих освободят (А = +1, В = +1); если оба признаются, то оба получат одинаковое незначительное наказание (А = -1, В = -1); если один признается, в то время, как другой не признается, признавшийся будет не только освобожден, но и вознагражден, а непризнавшийся получит суровое наказание (если «А» не признается, а «В» признается, то «А» сурово накажут (А = -2); «В» же получит не только свободу, но и вознаграждение (В = +2); если «А» признается, а «В» — нет, то «В» будет серьезно наказан (В = -2), тогда как «А» отпустят с наградой (А = +2). Анализ матрицы показывает, что, выбирая признание, каждый участник может получить самое большее, на что он может рассчитывать в данной ситуации (+2), или понести наибольшую потерю из возможных (-2). Однако если участник выберет признание, оба окажутся в проигрыше (А= -1, В = -1). Совершенно определенно, что в ситуации «дилемма узника» выбор участников зависит от того, в какой мере каждый уверен, что другой ему доверяет. Человек обычно склонен к доверию; однако, если другой человек может от этого доверия больше выиграть, то оно уменьшается. Психологическая игра «дилемма узника» позволяет смоделировать две основные характеристики человеческих игр: расчлененность игр на отдельные шаги: выигрыш — проигрыш, выигрыш — проигрыш и стремление непременно выиграть, что-то получить. «Пошаговые» действия партнеров позволяют контролировать поведение друг друга, т.к. постоянный взаимный контроль — это одна из основных характеристик игр и манипуляций. Стремление непременно выиграть, что-то получить иллюстрирует «теория обмена» Хоманса, представителя бихевиористического направления в психологии. С его токи зрения, социальное поведение человека есть не что иное, как обмен материальными и нематериальными ценностями (например, знаками одобрения). Участвуя в таком обмене, человек нечто отдает (это стоимость) и взамен что-то получает (вознаграждение). Человек не только стремится к максимальному вознаграждению, но и старается следить за тем, чтобы никто из его окружения не получил большей выгоды. Эту характеристику игр подчеркивал Э. Берн, говоря, что человеческие игры (игры взрослых), как и детские игры, протекают по определенным законам, состоят из серии ходов, но в отличие от открытой, искренней игры детей содержат ловушку, подвох, «подстроенный» с целью непременно выиграть. В трансактном анализе Э. Берна указывается еще одна особенность психологических игр — ограниченность правилами. Игра является в определенной степени способом обезличивания людей. Поэтому правила, по которым протекает игра, задаются не уникальностью партнеров, а их социальными ролями, статусом, позицией, обстоятельствами. «Исполнение» каждой роли в игре сопровождается предписанным ей внешним оформлением и соответствующим поведением. В таких играх, как правило, скрываются мотивы, осуществляются бесконечные циклы маскировок, ложного откровения, повторного раскрытия. Искусственность, личностная неискренность, целенаправленная либо неосознаваемая полностью ложь являются четвертой особенностью игр и манипуляций. Не все человеческие игры являются играми-манипуляциями хотя бы потому, что большинство интеракций по своему психологическому содержанию являются игрой. Человек как существо социальное постоянно вступает в отношения с другими людьми с точки зрения ролевых, статусных позиций. Если ролевое взаимодействие не мешает индивидам поддерживать субъект-субъектные отношения, обращаться к партнеру как к ценности, вести диалог и придавать ему статус личностного взаимодействия — это психологическая игра. Манипуляция начинается тогда, когда другой человек становится объектом, средством достижения выгоды одного из партнеров — манипулятора. Поэтому манипуляция — это односторонняя игра, когда цель и правила известны одному партнеру, а другой пребывает в полном неведении. Манипулятор осуществляет постоянный контроль, он скрытен, но его партнер при этом может быть вполне искренним и бескорыстным.
Глава11. Конфликтное взаимодействие
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |