КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребности и чувства человека как основа межличностных отношений
Человек вступает в отношения с другими, потому что у него в этом есть потребность. В. Даль в «Толковом словаре» определял потребность как нужду, надобность, потребу47 Он же: «Требовать — нуждаться в чем, иметь надобность, надобить (кому), желать, хотеть, домогаться; искать, настоятельно, повелительно, как должное»48. Мясищев определял потребность как «тяготение» человека к определенным объектам или видам деятельности, определяющим систему поведения и переживаний человека по отношению к ним (Мясищев, 1957). Л. Н. Коган писал: «Потребность выступает основным звеном всего «механизма» социальной деятельности людей, инвариантом ее многочисленных интересов, которые мы рассматриваем как направленность, «векторность» потребности, ее конкретизацию, и непосредственное проявление»49. Эпикур — создатель первой классификации потребностей человека (III в. до н. э.): 1. Естественные и необходимые, например, желание еды, питья; 2. Естественные, но не необходимые; 3. Такие, которые не являются ни естественными, ни необходи- В современной научной литературе существуют различные классификации. В первую очередь, различают биогенные и социогенные потребности. Например, К. Обуховский считает, что потребность является свойством «организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не Сможет поддерживать состояние внутреннего равновесия». Если об-i щество, ставящее своей целью удовлетворение материальных по-' требностей составляющих его людей, не заботится о развитии духовных, то оно не может рассчитывать, что они автоматически настолько разовьются, что будут сами, без принуждения отдавать свои силы развитию общества. Об ошибочности такой точки зрения предупреждали философы. Возникнет массовое общество с психологией потребления ради потребления, массовая психология потребления как цели существования. Возникнет новый человек — массовый сытый невоспитанный человек (Стругацкий, 1976). «Чрезмерное изобилие благ и возможностей ведет к созданию уродливых, порочных форм жизни, к появлению особых людей — выродков»50. У. Томас (1924 г.) перечислил четыре основные потребности человека: 1) потребность в безопасности, 2) потребность в признании, 3) потребность дружбы, 4) потребность нового опыта. Одна из базовых потребностей человека — потребность в общении, которая в онтогенезе проходит три фазы развития. Первая характеризуется потребностью в эмоциональном контакте с одним человеком, что обуславливается тем, что «познавательная емкость» ребенка ограничена. Эта фаза длится от рождения до двух лет. Вторая фаза, которая начинается на третьем году жизни и до восьми лет, характеризуется расширением эмоциональных контактов ребенка с другими людьми. Третья фаза — с девятого года, когда ребенок лучше всего удовлетворяет потребность общения в группе сверстников51. Для удовлетворения потребности в общении люди устанавливают межличностные отношения. Т. Шибутани считал, что «основной аналитической единицей для изучения межличност-Гных отношений является чувство»52. «Чувства, которые сформировались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объекты, придавая каждому человеку особый стиль подхода к людям вообще. Чтобы проверить гипотезу, будто людей привлекают персонификации, сходные с теми, которые обеспечивали удовлетворение в прошлом, было изучено 373 помолвленных или недавно сочетавшихся браком субъекта. Между супругом и родителем противоположного пола не обнаружилось ни в физическом типе, ни в политических взглядах большого сходства, но выявилась значительная взаимосвязь в складе личности: те, кто любил своих родителей, стремились подобрать для брака человека точно такого же типа, а те, кто не любил, обнаруживали тенденцию избирать противоположный тип... Не случайно Берджес и Коттрелл обнаружили, что счастливые браки наиболее часты у детей счастливых супружеских пар. Шаблоны чувств, установившиеся в детстве, имеют тенденцию быть пронесенными через всю жизнь»53. Социальные чувства — конъюнктивные и дизъюнктивные — сближающие или разделяющие людей. Примерами конъюнктивных чувств являются любовь и дружба. Один из видов любви — безусловная, т.е. ничем не обусловленная. Человек обладает самой высокой ценностью вне зависимости от того, какую роль он выполняет, каким статусом обладает. Гегель писал, что «подлинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести себя самого и овладеть собою»54. Дружба является типом межличностных отношений, основанным на общности интересов и взаимной привязанности, практической взаимопомощи и выручке, сопровождается эмоционально-экспрессивными чувствами. Потребность в дружеских связях яв-I ляется жизненно необходимой для человека. «Никто... не может I жить в обществе под гнетом постоянного нерасположения и дурного мнения своих близких и тех, с кем общаешься. Это бремя слишком тяжело для человеческого терпения, и из непримиримых противоречий должен состоять тот, кто может находить удовольствие в обществе и все же быть не чувствительным к презрению и нерасположению своих товарищей» — отмечал Дж. Локк (Цит. по 55). В группе отношения между людьми, имеющими различные со-| циальные статусы, сопровождаются следующими чувствами. 1. Снисходительное чувство. Например, чувство любви к под- 2. Героепочитание — чувство любви подчиненного к начальнику. Начальник представляется как воплощение группового идеала. Возникает радость, когда идол заметит идолопоклонника. Хочется угодить ему. Борьба с инакомыслящими. Начальника принимают за эталон. «Если зависимый человек, — пишет Шибута-ни, — относится к своему шефу как желаемому объекту, создается персонификация, близкая к идеалу. В особом случае господствующая сторона становится объектом героепочитания. Объектами такого почитания могут стать отец, старший брат или ловкий спортсмен для мальчика, смелый предводитель для группы воинов, святой или мученик — для религиозной секты и т.п. Соответствующий шаблон поведения предписывает радость, когда человека заметит герой, и злость на тех, кто посмел обличить его слабости; сильное желание выказать герою предпочтение и отдать ему должное; беспокойство, когда герой в опасности или если субъект может быть отвергнут героем. Биография героя вызывает сильное любопытство. Поклонники жадно передают слухи о своем идоле и пытаются усвоить некоторые его привычки. Герой часто используется как модель, по которой человек пытается строить свою жизнь»57. 3. Презрение. Человек, обладающий властью, испытывает I поклонения. Окруженные чрезмерной заботой дети часто смотрят на родителей сверху вниз, словно идолы «рабов любви», готовых принести им любую жертву. Они находят удовольствие в том, чтобы предъявлять неразумные требования и затем наблюдать, как мучаются их обожатели, пытаясь исполнить каждое требование повелителя. Господство любого рода подразумевает недостаточное уважение; но когда подчиненная сторона рассматривается как низменный объект, неуважение иногда переходит в садизм»58. 4. Ненависть. Подчиненный испытывает антипатию к на- Чувства, таким образом, являются регуляторами межличност-ных^тношёний в группе. Не менее важные функции выполняют популярность и привлекательность. Люди, получившие наибольшее число выборов в социометрическом тесте, т.е. обладающие наивысшим социометрическим статусом, наиболее популярны. Популяр ность — это степень привлекательности некоторого индивида для окружающих. Популярность следует отличать от таких проявлений привязанности, как любовь и дружба. Популярность связана с групповой оценкой, дружба — с личными отношениями. Популярность индивида определяется тем набором свойств и качеств личности, которые особо высоко ценятся в данной группе (например, уверенность в себе, собственное достоинство, чувство юмора и т.д.). Аттракция (от лат. Attrahere — привлекать, притягивать) — привлекательность одного человека для другого Межличностная привлекательность основывается на взаимности. «Трудно придумать дьявольское наказание, — писал У. Джемс, — как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимание. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением телесные жесточайшие муки, лишь бы при этих муках мы чувствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания»60.
Глава 8. Социальная перцепция План § 1. Понятие социальной перцепции § 2. Механизмы социальной перцепции § 3. Динамика межличностного восприятия § 4. Типичные формы межличностной перцепции
§ 1. Понятие социальной перцепции Первым исследователем социальной перцепции (в плане межличностного восприятия) был Аристотель, поскольку именно он обратил внимание на значение эмоций и их правильную оценку в человеческом общении. Долгое время учеными понятие «восприятие» не дифференцировалось. Термин «социальная перцепция» предложен Дж. Брунне-ром, который отождествлял его с понятиями «социальное познание», «познание другого». Это произошло в связи с уточнением процесса восприятия. В отличие от восприятия человеком неодушевленных предметов, Дж. Бруннер в 1947 г. разрабатывал так называемый «новый взгляд» на проблему перцепции. Другим ученым, обратившим внимание на различие восприятия человеком одушевленных и неодушевленных объектов, был Хайдер: «Мы будем говорить о несоциальной перцепции, когда имеем в виду восприятие неодушевленных объектов, и... о социальной перцепции, когда имеем в виду восприятие другого человека»61. Сегодня представления о процессе социальной перцепции дополнены следующими положениями: 1) в процессе восприятии происходит взаимовлияние людей; 2) процесс перцепции сопровождается стремлением понять другого человека; 3) понимание людей невозможно без общего знания того, чем является личность другого; 4) полное понимание личности другого человека невозможно без установления межличностных отношений с ним; 5) результатом восприятия другого человека является создание перцептивного образа; 6) социальная перцепция всегда опосредуется системой ценностей, социальными стандартами восприятия; 7) объектом восприятия может выступать индивид, принадлежащий к «своей группе», индивид; принадлежащий «чужой» группе, «своя группа», «чужая группа», восприятие групповой своего члена, восприятие групповой представителя другой группы, восприятие группой самой себя, наконец, восприятие группой в целом другой группы. Процесс социального восприятия возможен при наличии как минимум двух человек, причем оба — активные субъекты. Поэтому одной из актуальных проблем является взаимопонимание в процессе восприятия. Взаимопонимание «может истолковываться по разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви»62. Значение взаимопонимания важно, во-первых потому, что индивид, познавая другого, формируется и сам, во-вторых потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. «Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится и представления о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения»63. § 2. Механизмы социальной перцепции Основными механизмами познания другого человека в процессе межличностных отношений являются идентификация, эмпатия, рефлексия. Идентификация (от лат. Identifico — отождествление, уподобление) — один из самых простых способов понимания другого человека, буквально означает отождествление себя с другими, уподобление ему, умение находиться в «шкуре другого человека», «встать на точку зрения» другого человека Эмпатия — способность эмоционального постижения состояния другого человека в форме сопереживания, когда один человек на время становится «как бы другим» (К. Роджерс). Эмпатия — это понимание другого в процессе сопереживания ему. Еще одним социально-психологическим механизмом понимания другого человека является рефлексия (от лат. Reftexio — обращение назад). «Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает его, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается его внутренний мир»64. § 3. Динамика межличностной перцепции В процессе межличностной перцепции возникают различного рода барьеры, помехи, искажающие результаты восприятия и влияющие как на перцептивный образ, так и на характер отношений. Разберем некоторые из барьеров восприятия. Установка — готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Ее эффект был продемонстрирован экспериментально еще более сорока лет назад известным американским психологом Г. Келли. Двум группам студентов предлагалось прослушать лекцию, читавшуюся одним и тем же ранее им не знакомым лектором. В действительности это был актер, о чем слушатели, понятно, не знали. В одной аудитории лектор был заранее представлен студентам как очень сердечный, расположенный к людям человек, в другой — как человек весьма холодный, замкнутый. И хотя лекции обеим группам чита- лась абсолютно одинаково, эффект первоначальной информации о лекторе повлиял на восприятие. «Очень сердечный», «или теплый» (по терминологии Г. Келли) лектор был воспринят слушателями гораздо благожелательнее как в чисто человеческом, так и профессиональном плане, нежели «холодный» лектор. Установка, следова-тельно, это готовность к взаимодействию на основе априорной (до опыта) информации о человеке. Советским ученым Узнадзе, создавшим теорию установки, выделяются три функции установки: 1. Селективная (отборочная) функция установки позволяет выделить из всего многообразия информации все основное и необходимое для организации данного действия, создает модель или образ ожидания. 2. Оценочная функция установки позволяет упорядочить полученную информацию с помощью той цели, на реализацию которой направлены действия, поэтому действия выполняются целенаправленно, создается оценочный стереотип, эталон. 3. Ориентировочная функция позволяет активизировать как
Принцип себе подобия. Суждение о другом по аналогии с собой, перенос на других своих переживаний. Суть данного перцептивного барьера заключается в том, что на восприятие и оценку другого человека влияет склонность переносить на него свои собственные качества, чувства, переживания Следующим барьером межличностной перцепции является эффект стереотипизации — наложение на восприятие отдельного человека стереотипа. Социальный стереотип — это «схематизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту»66. В ходе проведенных А. А. Бодалевым исследований из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбородками обладают сильной волей. 17 человек сказали, что люди с большим лбом — умные. Три человека полагали, что люди с жесткими волосами имеют непокорный характер, 14 человек считали, что подобные люди обладают добродушным характером, 2 человека сказали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуальности, 5 человек утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием командовать. Один человек написал, что люди с близко посаженными друг другу глазами очень вспыльчивы, 5 человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы. Двое утверждали, что если у человека большой рот, «владелец» его шутник и насмешник, а если у него тонкие, бескровные губы, он — ханжа и ему присуща скрытность»67. Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитной теории личности. В случае применения этой теории восприятие конкретного человека осуществляется сквозь призму представлений того, какова должна быть личность в основных проявлениях по мнению воспринимающего. Как пишет Л. Петровская, «она представляет собой представление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Имплицитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие человека человеком. Используя его, индивид на основе внешнего облика человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы поведения по отношению к соответствующему человеку»68. Имплицицитная теория личности формирует установку человека по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации судить о том, что ему присуще по мнению воспринимающего. Действие имплицитной теории может помочь формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствии достаточной информации о нем. Однако, негативная или искаженная имплицитная теория личности может быть причиной разного рода расовых, национальных, социальных, религиозных и других предрассудков. Эффект последовательности — влияние на восприятие последовательности получения сведений о человеке. Иллюстрацию этого барьера восприятия мы находим в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». Эффект персонификации — наделение реальной личности чертами идеального образа. Часто этот феномен восприятия сопутствует периоду влюбленности в отношениях молодых людей. Как поется в популярной песенке: «Я его слепила из того, что было...» Эффект первичности — один из факторов, влияющих на правильность восприятия и понимания людьми друг друга. Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обнаруживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола. Сложившийся положительный или отрицательный образ становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о человеке, которая согласуется с первым впечатлением. Эффект новизны является противоположным эффекту первичности. Образ другого человека складывается на основании не первого, а последнего из полученных впечатлений о нем. Информация, полученная последней по порядку, способна сильнее повлиять на последующие восприятия и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Эффект новизны основан на законе долговременной памяти, согласно которому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце. Эффект ореола заключается во влиянии первого впечатления о человеке на оценку и восприятие частных свойств, проявление личности. Эффект инерционности проявляется в тенденции к сохранению однажды созданного образа. Интересным социально-психологическим механизмом, влияющим на динамику социальной перцепции, является каизальн ая атрибуция. Термин «каузальная атрибуция» происходит от латинских causa — причина и attribuo — придаю, наделяю и означает попытку «простого человека с улицы» понять поведение других людей, интерпретируя их причины и мотивы. Чем, к примеру, вызваны успехи одного человека и неудачи другого? Что дает нам основание судить о правильности или ошибочности поступков, решений окружающих нас лиц? Почему действия одних людей кажутся более значимыми и весомыми, нежели действия других? Поскольку у «человека с улицы» зачастую отсутствует возможность изучения ситуации и истинных мотивов поступков другого человека, то ответы на эти вопросы часто сопряжены с разного рода интерпретационными ошибками. Ошибка ситуационная — она заключается в приоритете, отдаваемом нами личностным или ситуационным причинам при объяснении своеобразия собственного и чужого поведения. Например, известно, что нередко мы склонны объяснять^об^твенные_успехи причинами личностного характера: «Я добился успеха потому, что способный, трудолюбивый, целеустремленный и т.д.». Неудачи — причинами ситуационного характера: «Я потерпел неудачу потому, что обстоятельства так сложились, окружающие ставили палки в колеса, начальник «зажимал» и т. д.». При интерпретации поведения других людей часто используется совершенно иная логика. Их неудачи мы склонны объяснять внутренними (личностными) моментами: «Он потерпел неудачу потому, что работает с ленцой, разбрасывается, да и вообще не слишком умен». Успехи других людей — внешними обстоятельствами: «Он добился успеха потому, что коллектив помог, руководитель поддержал, обстоятельства успешно сложились». Ошибка «ложного согласия». Суть ее в следующем: мы часто полагаем, что так, как думаем мы, думает большинство людей. В ситуации, когда кто-либо говорит другим, что «по мнению большинства необходимо принять такое-то решение» и не приводит аргументов в виде достоверных фактов, статистических данных и т.д., имеют место заблуждения, основанные на ошибке «ложного согласия». Ошибка «неравных возможностей ролевого поведения возникает в силу того, что выполняемая социальная роль позволяет человеку демонстрировать свои преимущества и скрывать недостатки. Например, у экзаменатора гораздо больше возможностей «подать» себя эрудированным человеком, чем у экзаменующегося, у руководителя — в выборе для себя выгодного способа взаимодействия по сравнению с подчиненным. Ошибка «иллюзорных корреляций». Она проявляется в нашем стремлении апеллировать к причинам, которые, что называется, лежат под рукой, т.е. легче припоминаются, быстрее воображаются. Но при этом очень часто упускаются из вида подлинные причины того или иного явления. В результате делаемый вывод может быть поверхностным и не полным, а принимаемые на его основе решения ошибочными. Важным механизмом, влияющим на процесс восприятия и взаимодействия человека с человеком, является стереотип. Рассмотрим его особенности и закономерности формирования. Впервые понятие «стереотип» было введено в оборот в 1922 г. американским журналистом Уолтером Липпманом. Термин «социальный стереотип» происходит от греческих stereos — твердый, прочный и typos — форма. Различные специалисты определяют его следующим образом. Авторы «Словаря практического психолога» социаль- ный стереотип определяют как образец, относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта — группы, человека, события, явления и пр., складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе (нередко предвзятых). Одним из ведущих исследователей в области социальной психологии Ю. М. Федоровым социальный стереотип определяется как «схематизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту»69. В. Б. Ольшанский, вслед за Т. Шибутани видит данное явление как «схематичное и эмоциональное представление о типичном представителе определенной группы людей с точки зрения какого-то легко различимого признака» Американский профессор психологии Дэвид Дж. Майерс отмечает сходство стереотипа с предрассудком и установкой. «Стереотипы — это обобщенные представления о группе людей, они могут быть верными, ложными или чрезмерно обобщенными относительно содержащегося в них зерна истины. Стереотипы — это общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей»71. «Предрассудок — это заведомо ложное осуждение; он внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой. Предрассудок — это неоправданно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам. Предрассудок — сочетание установок, объединяющее аффект (чувства), поведенческую тенденцию (склонность действовать определенным образом) и знания (убеждения). Предрассудок — это вынесение суждения до всякого выяснения»,- отмечает американский социальный психолог. Стереотипы формируются под влиянием социальных условий (влияние средств массовой информации и других социальных структур), в результате стремления человека упрощать и схематизировать сложную информацию, превращая ее в более простую и непротиворечивую. Стереотипы могут базироваться на личном опыте и в результате некритичного согласия с суждениями, принятыми в референтной группе. В этом случае стереотип, так же как и установка, мешает адекватному восприятию человека или социальной группы, сообщения или действия людей. Социальный стереотип имеет следующие характеристики: — изменчивость, например, бедно одетый, испачканный мелом школьный учитель как частный стереотип фактически умер. Мы уже забыли, что еще в начале века финнов считали «дикими и невежественными чухонцами», а японцев до Второй мировой войны — «не способными к прогрессу азиатами»; — инертность — «сформировавшись однажды, предрассудок сохраняется преимущественно по инерции. Если он является социально приемлемым, многие люди пойдут по пути наименьшего сопротивления и будут сообразовывать свое поведение с этим предрассудком»;74 — лаконичность/образность — с помощью стереотипов мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас людях и социальных группах, формируем отношение к другим, ориентируемся среди множества окружающих нас социальных объектов и вырабатываем линию поведения в общении с ними; — эмоциональность — стереотипы и основанные на них предрассудки обеспечивают чувство социального превосходства, а также могут облегчать маскировку чувства неполноценности;75
— устойчивость — стереотипы относительно устойчивы и с трудом поддаются изменению; — вербализованность — стереотипы передаются людьми друг другу с помощью языка. В основе процесса стереотипизации лежат следующие механизмы: — категоризация — организация окружающего мира путем группировки объектов. Если люди, составляющие группу, похожи, то это помогает узнать и саму группу. Например, таможенные инспектора и группы захвата в аэрофлоте представляют собой определенные «профили» индивидуумов с характерной подозрительностью;76 — селективное восприятие позволяет выбирать из многообразия случаев только часто повторяющиеся, которые замечаются и запоминаются; — селективная интерпретация — интерпретируются наблюдения, относящиеся к стереотипам, например, евреи — предприниматели, богатые люди — жадные, «новые русские» — глупы; — селективная идентификация и селективное исключение, когда в утверждении соединяются человек и социальная роль, например, «ты выглядишь, как цыган»; ты выглядишь, как аристократ или «он поступает не как англичанин, он совершенно не похож на преподавателя»77. Восприятие социальных объектов стереотипизировано, механизм появления социальных стереотипов до конца не исследован и остается еще много вопросов о природе, механизмах и последствиях влияния стереотипов на результаты перцепции и взаимодействия индивидов и социальных групп. Однако имеющаяся информация о процессе стереотипизации позволила социальным психологам предложить классификацию стереотипов. Например, по заключенной в стереотипе информации он может быть: /. Позитивным или негативным. Например, кто-либо воспринимается как добрый, храбрый, а другой — как беспринципный, трусливый, неэтичный, лживый, враждебный; 2. Точным или неточным (ложным). Социальный стереотип позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Однако, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя межличностное взаимодействие. 3. Верным, истинным либо ложным. В случае восприятия социальной группы может возникнуть рассогласованность между аутостереотипами группы и приписываемым ей стереотипом. Поскольку стереотип формируется без учета индивидуальных различий членов группы, то он никогда не бывает полностью истинным. Например, говорить о том, что все представители какой-либо нации жестокие, агрессивные, глупые, добрые и т.д. Однако стереотипы никогда не бывают и полностью ложными, они в любом случае в некоторой степени отражают характеристики личности из стереотипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы;78 4. Смешанным. Например, стереотип — немцы дисциплинированы, но жестоки. Социальные стереотипы выполняют ряд функций. 1) когнитивную — схематизации, упрощения воспринимаемой информации об объекта восприятия; 2) ценностно-защитную — создания и сохранения положительного «Я-образа»; 3) идеологическую — формирования и сохранения групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы; 4) идентифицирующую — создания и сохранения положительного группового «Мы-образа». В структуре стереотипа как социально-психологического явления можно выделить 4 компонента: когнитивный или рациональный — в виде оценочных суждений; эмоциональный или аффективный содержит чувства, которые вызывает к себе воспринимаемый объект; образный в виде обобщенного наглядного представления воспринимаемого явления и поведенческий — как программу действий относительно воспринимаемого объекта.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |