Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности и чувства человека как основа межличностных отношений




Человек вступает в отношения с другими, потому что у него в этом есть потребность. В. Даль в «Толковом словаре» опреде­лял потребность как нужду, надобность, потребу47 Он же: «Тре­бовать — нуждаться в чем, иметь надобность, надобить (кому), желать, хотеть, домогаться; искать, настоятельно, повелительно, как должное»48.

Мясищев определял потребность как «тяготение» человека к определенным объектам или видам деятельности, определяющим систему поведения и переживаний человека по отношению к ним (Мясищев, 1957).

Л. Н. Коган писал: «Потребность выступает основным звеном всего «механизма» социальной деятельности людей, инвариантом ее многочисленных интересов, которые мы рассматриваем как на­правленность, «векторность» потребности, ее конкретизацию, и не­посредственное проявление»49.

Эпикур — создатель первой классификации потребностей чело­века (III в. до н. э.):

1. Естественные и необходимые, например, желание еды, питья;

2. Естественные, но не необходимые;

3. Такие, которые не являются ни естественными, ни необходи-
мыми. Честолюбие, слава, а также дошедшие до патологической
интенсивности и ставшие страстями желания первых двух групп.

В современной научной литературе существуют различные клас­сификации. В первую очередь, различают биогенные и социогенные потребности. Например, К. Обуховский считает, что потребность яв­ляется свойством «организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не Сможет поддерживать состояние внутреннего равновесия». Если об-i щество, ставящее своей целью удовлетворение материальных по-' требностей составляющих его людей, не заботится о развитии духов­ных, то оно не может рассчитывать, что они автоматически настоль­ко разовьются, что будут сами, без принуждения отдавать свои силы развитию общества. Об ошибочности такой точки зрения предупреж­дали философы. Возникнет массовое общество с психологией по­требления ради потребления, массовая психология потребления как цели существования. Возникнет новый человек — массовый сытый невоспитанный человек (Стругацкий, 1976). «Чрезмерное изобилие благ и возможностей ведет к созданию уродливых, порочных форм жизни, к появлению особых людей — выродков»50.

У. Томас (1924 г.) перечислил четыре основные потребности че­ловека: 1) потребность в безопасности, 2) потребность в признании, 3) потребность дружбы, 4) потребность нового опыта.

Одна из базовых потребностей человека — потребность в об­щении, которая в онтогенезе проходит три фазы развития. Первая характеризуется потребностью в эмоциональном контакте с одним человеком, что обуславливается тем, что «познавательная емкость» ребенка ограничена. Эта фаза длится от рождения до двух лет. Вторая фаза, которая начинается на третьем году жизни и до вось­ми лет, характеризуется расширением эмоциональных контактов ребенка с другими людьми. Третья фаза — с девятого года, когда ребенок лучше всего удовлетворяет потребность общения в группе сверстников51. Для удовлетворения потребности в общении люди устанавливают межличностные отношения. Т. Шибутани считал, что «основной аналитической единицей для изучения межличност-Гных отношений является чувство»52. «Чувства, которые сформиро­вались в раннем детстве, впоследствии переносятся на другие объ­екты, придавая каждому человеку особый стиль подхода к людям вообще. Чтобы проверить гипотезу, будто людей привлекают персо­нификации, сходные с теми, которые обеспечивали удовлетворение в прошлом, было изучено 373 помолвленных или недавно сочетав­шихся браком субъекта. Между супругом и родителем противопо­ложного пола не обнаружилось ни в физическом типе, ни в поли­тических взглядах большого сходства, но выявилась значительная взаимосвязь в складе личности: те, кто любил своих родителей, стремились подобрать для брака человека точно такого же типа, а те, кто не любил, обнаруживали тенденцию избирать противопо­ложный тип... Не случайно Берджес и Коттрелл обнаружили, что счастливые браки наиболее часты у детей счастливых супружеских пар. Шаблоны чувств, установившиеся в детстве, имеют тенденцию быть пронесенными через всю жизнь»53.

Социальные чувства — конъюнктивные и дизъюнктивные — сближающие или разделяющие людей.

Примерами конъюнктивных чувств являются любовь и дружба. Один из видов любви — безусловная, т.е. ничем не обусловленная. Человек обладает самой высокой ценностью вне зависимости от того, какую роль он выполняет, каким статусом обладает. Гегель писал, что «подлинная сущность любви состоит в том, чтобы отка­заться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести себя самого и ов­ладеть собою»54.

Дружба является типом межличностных отношений, основан­ным на общности интересов и взаимной привязанности, практиче­ской взаимопомощи и выручке, сопровождается эмоционально-экспрессивными чувствами. Потребность в дружеских связях яв-I ляется жизненно необходимой для человека. «Никто... не может I жить в обществе под гнетом постоянного нерасположения и дур­ного мнения своих близких и тех, с кем общаешься. Это бремя слишком тяжело для человеческого терпения, и из непримири­мых противоречий должен состоять тот, кто может находить удо­вольствие в обществе и все же быть не чувствительным к пре­зрению и нерасположению своих товарищей» — отмечал Дж. Локк (Цит. по 55).

В группе отношения между людьми, имеющими различные со-| циальные статусы, сопровождаются следующими чувствами.

1. Снисходительное чувство. Например, чувство любви к под-
чиненному. С подчиненным никогда не обращаются как с равным,
а если он постарается потребовать равных прав, то его «поставят на
место». Т. Шибутани пишет: «Если человек занимает господствую-
щее положение, его конъюктивные чувства по отношению к подчи-
ненным могут быть обозначены как снисходительность. Объект яв-
ляется явно низшим существом, однако он источник удовлетворе- ния — как в случае с лояльным слугой, послушным ребенком или преданным подхалимом. Можно встретить женщину, которая назы­вает своего мужа «вторым ребенком», и часто мужья относятся к своим женам во многом так же, как помещик — к крепостным. Шеф дарует благосклонность объекту любви — он уделяет ему внимание, обучает его, дает советы, хвалит за хорошо выполнен­ную работу и если наказывает, то «для его же пользы». Объект часто персонифицируется как существо, подобное ребенку: не очень умный, эмоциональный и неустойчивый, еще не способный нести ответственность. К нему относятся с любовью и вниманием, как к ребенку, но всегда молчаливо предполагается неполноцен­ность объекта: с ним обращаются снисходительно и без того ува­жения, которое оказывают равным, его право принимать решения часто узурпируется. Крайний случай такой персонификации — ду­рак, от которого ничего серьезного нельзя требовать. Поскольку он считается некомпетентным, он обладает привилегиями, которые иногда граничат с вольностью. Несмотря на его «неполноценность», его ценят, он популярен»56.

2. Героепочитание — чувство любви подчиненного к на­чальнику. Начальник представляется как воплощение группового идеала. Возникает радость, когда идол заметит идолопоклонника. Хочется угодить ему. Борьба с инакомыслящими. Начальника при­нимают за эталон. «Если зависимый человек, — пишет Шибута-ни, — относится к своему шефу как желаемому объекту, создается персонификация, близкая к идеалу. В особом случае господствую­щая сторона становится объектом героепочитания. Объектами тако­го почитания могут стать отец, старший брат или ловкий спортсмен для мальчика, смелый предводитель для группы воинов, святой или мученик — для религиозной секты и т.п. Соответствующий шаблон поведения предписывает радость, когда человека заметит герой, и злость на тех, кто посмел обличить его слабости; сильное желание выказать герою предпочтение и отдать ему должное; беспокойство, когда герой в опасности или если субъект может быть отвергнут героем. Биография героя вызывает сильное любопытство. Поклон­ники жадно передают слухи о своем идоле и пытаются усвоить не­которые его привычки. Герой часто используется как модель, по которой человек пытается строить свою жизнь»57.

3. Презрение. Человек, обладающий властью, испытывает
антипатию к подчиненному. С презираемым избегают контактов,
соблюдается дистанция. Испытывается удовольствие, когда подчи-
ненный корчится от возложенного на него невыполнимого задания.
Т. Шибутани пишет: «Если партнеры обладают неравной властью,
дизконъюктивные чувства также приобретают специфические осо-
бенности. Ориентация доминирующей персоны по отношению к
зависимым, которые не удовлетворяют ее, может быть лучше всего
обозначена как презрение. Такой человек обычно настаивает на
сохранении социальной дистанции, обрушивая на нижестоящего
поток критических, циничных и скептических замечаний по поводу
его способностей. Ироническое, совершенно беззастенчивое презре-
ние иногда обнаруживают люди, которые сами являются объектами

I поклонения. Окруженные чрезмерной заботой дети часто смотрят на родителей сверху вниз, словно идолы «рабов любви», готовых принести им любую жертву. Они находят удовольствие в том, что­бы предъявлять неразумные требования и затем наблюдать, как мучаются их обожатели, пытаясь исполнить каждое требование по­велителя. Господство любого рода подразумевает недостаточное уважение; но когда подчиненная сторона рассматривается как низ­менный объект, неуважение иногда переходит в садизм»58.

4. Ненависть. Подчиненный испытывает антипатию к на-
чальнику. Подчиненный становится очень чувствительным к прома-
хам и ошибкам начальника. Если он чувствует, что вылезет сухим
из воды, то переходит границы подчинения. «Ненависть — это чув-
ство, известное, видимо, всем, — пишет Т. Шибутани. — Человек
огорчается, если объект ненависти здоров и процветает, он испыты-
вает ярость и отвращение в его присутствии, он ликует, когда того
постигают неудачи, и испытывает беспокойство, когда тот преуспева-
ет. Поскольку эти импульсы обычно осуждаются, они часто сдержи-
ваются. Но они обнаруживаются в экспрессивных движениях — в
быстро мелькнувшей улыбке, когда ненавистный человек споткнется, гримасе отвращения, когда он добьется успеха, или индифферентном пожимании плечами, когда он окажется в опасности. Иногда гово­рят, будто человек не может ненавидеть тех, кого он близко знает. В действительности это не так. Если социальная дистанция сокращает­ся, для развития ненависти возникает значительно больше возмож­ностей. В самом деле, видимо, самая интенсивная форма ненавис­ти _ мстительность, которая развивается, когда человек обращает свой гнев против того, кого прежде любил и кому доверял»59.

Чувства, таким образом, являются регуляторами межличност-ных^тношёний в группе. Не менее важные функции выполняют популярность и привлекательность.

Люди, получившие наибольшее число выборов в социометриче­ском тесте, т.е. обладающие наивысшим социометрическим стату­сом, наиболее популярны. Популяр ность — это степень привлека­тельности некоторого индивида для окружающих. Популярность следует отличать от таких проявлений привязанности, как любовь и дружба. Популярность связана с групповой оценкой, дружба — с личными отношениями. Популярность индивида определяется тем набором свойств и качеств личности, которые особо высоко ценятся в данной группе (например, уверенность в себе, собственное досто­инство, чувство юмора и т.д.).

Аттракция (от лат. Attrahere — привлекать, притягивать) — привлекательность одного человека для другого Межличностная привлекательность основывается на взаимности. «Трудно приду­мать дьявольское наказание, — писал У. Джемс, — как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращал бы внимание. Если бы никто не оборачивался при нашем появле­нии, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами, как с неоду­шевленными предметами, то нами овладело бы известного рода бешенство, бессильное отчаяние, от которого были бы облегчением телесные жесточайшие муки, лишь бы при этих муках мы чувство­вали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали столь низко, чтобы не заслуживать внимания»60.

 

Глава 8. Социальная перцепция

План

§ 1. Понятие социальной перцепции

§ 2. Механизмы социальной перцепции

§ 3. Динамика межличностного восприятия

§ 4. Типичные формы межличностной перцепции

 

§ 1. Понятие социальной перцепции

Первым исследователем социальной перцепции (в плане меж­личностного восприятия) был Аристотель, поскольку именно он обратил внимание на значение эмоций и их правильную оценку в человеческом общении.

Долгое время учеными понятие «восприятие» не дифференци­ровалось. Термин «социальная перцепция» предложен Дж. Брунне-ром, который отождествлял его с понятиями «социальное позна­ние», «познание другого». Это произошло в связи с уточнением процесса восприятия. В отличие от восприятия человеком неоду­шевленных предметов, Дж. Бруннер в 1947 г. разрабатывал так называемый «новый взгляд» на проблему перцепции. Другим уче­ным, обратившим внимание на различие восприятия человеком одушевленных и неодушевленных объектов, был Хайдер: «Мы бу­дем говорить о несоциальной перцепции, когда имеем в виду вос­приятие неодушевленных объектов, и... о социальной перцепции, когда имеем в виду восприятие другого человека»61. Сегодня пред­ставления о процессе социальной перцепции дополнены следую­щими положениями:

1) в процессе восприятии происходит взаимовлияние людей;

2) процесс перцепции сопровождается стремлением понять дру­гого человека;

3) понимание людей невозможно без общего знания того, чем является личность другого;

4) полное понимание личности другого человека невозможно без установления межличностных отношений с ним;

5) результатом восприятия другого человека является создание перцептивного образа;

6) социальная перцепция всегда опосредуется системой ценно­стей, социальными стандартами восприятия;

7) объектом восприятия может выступать индивид, принадлежа­щий к «своей группе», индивид; принадлежащий «чужой» группе, «своя группа», «чужая группа», восприятие групповой своего члена, восприятие групповой представителя другой группы, восприятие груп­пой самой себя, наконец, восприятие группой в целом другой группы.

Процесс социального восприятия возможен при наличии как минимум двух человек, причем оба — активные субъекты. Поэто­му одной из актуальных проблем является взаимопонимание в процессе восприятия. Взаимопонимание «может истолковываться по разному: или как понимание целей, мотивов, установок партне­ра по взаимодействию, или как не только понимание, но и приня­тие, разделение целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отно­шения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах друж­бы, симпатии, любви»62.

Значение взаимопонимания важно, во-первых потому, что ин­дивид, познавая другого, формируется и сам, во-вторых потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех ор­ганизации с ним согласованных действий. «Представление о дру­гом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится и представления о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка другого, и попытка понять строй его поступ­ков, и построение стратегии своего поведения»63.

§ 2. Механизмы социальной перцепции

Основными механизмами познания другого человека в процессе межличностных отношений являются идентификация, эмпатия, рефлексия.

Идентификация (от лат. Identifico — отождествление, упо­добление) — один из самых простых способов понимания другого человека, буквально означает отождествление себя с другими, упо­добление ему, умение находиться в «шкуре другого человека», «встать на точку зрения» другого человека

Эмпатия — способность эмоционального постижения состоя­ния другого человека в форме сопереживания, когда один человек на время становится «как бы другим» (К. Роджерс). Эмпатия — это понимание другого в процессе сопереживания ему.

Еще одним социально-психологическим механизмом понимания другого человека является рефлексия (от лат. Reftexio — обраще­ние назад). «Под рефлексией здесь понимается осознание дейст­вующим индивидом того, как он воспринимается партнером по об­щению. Это уже не просто знание или понимание другого, но зна­ние того, как другой понимает его, своеобразный удвоенный про­цесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается его внутренний мир»64.

§ 3. Динамика межличностной перцепции

В процессе межличностной перцепции возникают различного рода барьеры, помехи, искажающие результаты восприятия и влияющие как на перцептивный образ, так и на характер отноше­ний. Разберем некоторые из барьеров восприятия.

Установка — готовность, предрасположенность к определен­ным действиям или реакциям на конкретные стимулы. Ее эффект был продемонстрирован экспериментально еще более сорока лет назад известным американским психологом Г. Келли. Двум груп­пам студентов предлагалось прослушать лекцию, читавшуюся од­ним и тем же ранее им не знакомым лектором. В действительности это был актер, о чем слушатели, понятно, не знали. В одной ауди­тории лектор был заранее представлен студентам как очень сер­дечный, расположенный к людям человек, в другой — как человек весьма холодный, замкнутый. И хотя лекции обеим группам чита- лась абсолютно одинаково, эффект первоначальной информации о лекторе повлиял на восприятие. «Очень сердечный», «или теплый» (по терминологии Г. Келли) лектор был воспринят слушателями гораздо благожелательнее как в чисто человеческом, так и профес­сиональном плане, нежели «холодный» лектор. Установка, следова-тельно, это готовность к взаимодействию на основе априорной (до опыта) информации о человеке.

Советским ученым Узнадзе, создавшим теорию установки, вы­деляются три функции установки:

1. Селективная (отборочная) функция установки позволяет вы­делить из всего многообразия информации все основное и необхо­димое для организации данного действия, создает модель или образ ожидания.

2. Оценочная функция установки позволяет упорядочить полу­ченную информацию с помощью той цели, на реализацию которой направлены действия, поэтому действия выполняются целенаправ­ленно, создается оценочный стереотип, эталон.

3. Ориентировочная функция позволяет активизировать как
психологические процессы, которые могут обеспечить выполнение
действий, так и сами действия через активизацию соответствующих
навыков поведения, это план действий, образец поведения. Как
пишет Р. Л. Кричевский, в практике повседневного общения подоб-
ная экспериментальная ситуация воспроизводится многократно,
когда установки, сложившиеся у человека, предопределяют его по-
ведение. Простейший пример: в коллектив приходит новичок, начи-
нает работать. Его еще толком никто не знает, какое-то определен-
ное мнение о нем в коллективе пока что еще не сложилось. И
вдруг кто-то из сотрудников, основываясь на первом (а потому по-
верхностном и, вполне возможно, ошибочном) впечатлении, обна-
родует свое суждение об этом человеке. Тем самым как бы задает-
ся установка на него. И если автор установки пользуется в коллек-
тиве авторитетом, его суждение может стать мнением коллектива,
пусть даже и ошибочным. И пройдет немало времени, пока вос-
торжествует истина, обнаружится, что человек этот вовсе не такой,
как показалось, что он гораздо лучше, словом, изменится мнение
коллектива о нем. Но все это будет, увы, потом. Отсюда специа-
лист дает нехитрый совет: «Не торопитесь делать свои суждения о
людях достоянием окружающих, особенно если оцениваемых людей вы плохо знаете. Легко навесить ярлык, но гораздо труднее, как показывает жизнь, избавиться от него»

 

Принцип себе подобия. Суждение о другом по аналогии с со­бой, перенос на других своих переживаний. Суть данного перцеп­тивного барьера заключается в том, что на восприятие и оценку другого человека влияет склонность переносить на него свои собст­венные качества, чувства, переживания

Следующим барьером межличностной перцепции является эф­фект стереотипизации — наложение на восприятие отдельного человека стереотипа. Социальный стереотип — это «схематизиро­ванный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. В основе социального стереотипа находится реальный психологиче­ский феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объек­ту»66. В ходе проведенных А. А. Бодалевым исследований из 72 опрошенных 9 человек заявили, что люди с квадратными подбо­родками обладают сильной волей. 17 человек сказали, что люди с большим лбом — умные. Три человека полагали, что люди с жест­кими волосами имеют непокорный характер, 14 человек считали, что подобные люди обладают добродушным характером, 2 человека сказали, что толстые губы свидетельствуют о большой сексуально­сти, 5 человек утверждали, что люди ниже среднего роста всегда отличаются властностью, энергией, большим желанием командо­вать. Один человек написал, что люди с близко посаженными друг другу глазами очень вспыльчивы, 5 человек убеждали нас, что красивые люди всегда или глупы, или большие себялюбцы. Двое утверждали, что если у человека большой рот, «владелец» его шут­ник и насмешник, а если у него тонкие, бескровные губы, он — ханжа и ему присуща скрытность»67.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название имплицитной теории личности. В слу­чае применения этой теории восприятие конкретного человека осу­ществляется сквозь призму представлений того, какова должна быть личность в основных проявлениях по мнению воспринимаю­щего. Как пишет Л. Петровская, «она представляет собой представ­ление человека о том, как в людях взаимосвязаны черты характера, внешний облик и поведение. Имплицитная теория личности скла­дывается в индивидуальном опыте общения с людьми и становится достаточно устойчивой структурой, определяющей восприятие чело­века человеком. Используя его, индивид на основе внешнего обли­ка человека судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее настраивается на определенные формы пове­дения по отношению к соответствующему человеку»68.

Имплицицитная теория личности формирует установку челове­ка по отношению к людям, имеющим определенные особенности внешности. Она же позволяет на основе ограниченной информации судить о том, что ему присуще по мнению воспринимающего. Дей­ствие имплицитной теории может помочь формированию точного образа другого человека, причем даже в отсутствии достаточной информации о нем. Однако, негативная или искаженная импли­цитная теория личности может быть причиной разного рода расо­вых, национальных, социальных, религиозных и других предрас­судков.

Эффект последовательности — влияние на восприятие по­следовательности получения сведений о человеке. Иллюстрацию этого барьера восприятия мы находим в рассказе А. П. Чехова «Ха­мелеон».

Эффект персонификации — наделение реальной личности чертами идеального образа. Часто этот феномен восприятия сопут­ствует периоду влюбленности в отношениях молодых людей. Как поется в популярной песенке: «Я его слепила из того, что было...»

Эффект первичности — один из факторов, влияющих на пра­вильность восприятия и понимания людьми друг друга. Суть его со­стоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа. Иногда соответствующее явление, обна­руживающееся в сфере восприятия и оценки людьми друг друга, называют эффектом ореола. Сложившийся положительный или отрицательный образ становится своеобразным фильтром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего только ту информацию о человеке, которая согласуется с первым впечатлением.

Эффект новизны является противоположным эффекту пер­вичности. Образ другого человека складывается на основании не первого, а последнего из полученных впечатлений о нем. Инфор­мация, полученная последней по порядку, способна сильнее повли­ять на последующие восприятия и оценку данного человека, чем предыдущая (за исключением самого первого впечатления). Эффект новизны основан на законе долговременной памяти, согласно кото­рому лучше всего запоминается то, что было в начале и в конце.

Эффект ореола заключается во влиянии первого впечатления о человеке на оценку и восприятие частных свойств, проявление личности.

Эффект инерционности проявляется в тенденции к сохране­нию однажды созданного образа.

Интересным социально-психологическим механизмом, влияю­щим на динамику социальной перцепции, является каизальн ая атрибуция. Термин «каузальная атрибуция» происходит от латин­ских causa — причина и attribuo — придаю, наделяю и означает попытку «простого человека с улицы» понять поведение других людей, интерпретируя их причины и мотивы. Чем, к примеру, вы­званы успехи одного человека и неудачи другого? Что дает нам основание судить о правильности или ошибочности поступков, ре­шений окружающих нас лиц? Почему действия одних людей ка­жутся более значимыми и весомыми, нежели действия других? По­скольку у «человека с улицы» зачастую отсутствует возможность изучения ситуации и истинных мотивов поступков другого челове­ка, то ответы на эти вопросы часто сопряжены с разного рода ин­терпретационными ошибками.

Ошибка ситуационная — она заключается в приоритете, от­даваемом нами личностным или ситуационным причинам при объяснении своеобразия собственного и чужого поведения. Например, известно, что нередко мы склонны объяснять^об^твенные_успехи причинами личностного характера: «Я добился успеха потому, что способный, трудолюбивый, целеустремленный и т.д.». Неудачи — причинами ситуационного характера: «Я потерпел неудачу потому, что обстоятельства так сложились, окружающие ставили палки в колеса, начальник «зажимал» и т. д.». При интерпретации поведе­ния других людей часто используется совершенно иная логика. Их неудачи мы склонны объяснять внутренними (личностными) мо­ментами: «Он потерпел неудачу потому, что работает с ленцой, разбрасывается, да и вообще не слишком умен». Успехи других людей — внешними обстоятельствами: «Он добился успеха потому, что коллектив помог, руководитель поддержал, обстоятельства ус­пешно сложились».

Ошибка «ложного согласия». Суть ее в следующем: мы часто полагаем, что так, как думаем мы, думает большинство людей. В ситуации, когда кто-либо говорит другим, что «по мнению большин­ства необходимо принять такое-то решение» и не приводит аргумен­тов в виде достоверных фактов, статистических данных и т.д., имеют место заблуждения, основанные на ошибке «ложного согласия».

Ошибка «неравных возможностей ролевого поведения воз­никает в силу того, что выполняемая социальная роль позволяет человеку демонстрировать свои преимущества и скрывать недос­татки. Например, у экзаменатора гораздо больше возможностей «подать» себя эрудированным человеком, чем у экзаменующегося, у руководителя — в выборе для себя выгодного способа взаимо­действия по сравнению с подчиненным.

Ошибка «иллюзорных корреляций». Она проявляется в нашем стремлении апеллировать к причинам, которые, что называется, лежат под рукой, т.е. легче припоминаются, быстрее воображаются. Но при этом очень часто упускаются из вида подлинные причины того или иного явления. В результате делаемый вывод может быть поверхностным и не полным, а принимаемые на его основе реше­ния ошибочными.

Важным механизмом, влияющим на процесс восприятия и взаимодействия человека с человеком, является стереотип. Рас­смотрим его особенности и закономерности формирования. Впервые понятие «стереотип» было введено в оборот в 1922 г. американским журналистом Уолтером Липпманом. Термин «социальный стерео­тип» происходит от греческих stereos — твердый, прочный и typos — форма. Различные специалисты определяют его следую­щим образом. Авторы «Словаря практического психолога» социаль- ный стереотип определяют как образец, относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта — группы, человека, собы­тия, явления и пр., складывающийся в условиях дефицита инфор­мации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе (нередко предвзятых). Одним из ведущих ис­следователей в области социальной психологии Ю. М. Федоровым социальный стереотип определяется как «схематизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. В основе соци­ального стереотипа находится реальный психологический феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, кото­рая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту»69.

В. Б. Ольшанский, вслед за Т. Шибутани видит данное явление как «схематичное и эмоциональное представление о типичном представителе определенной группы людей с точки зрения какого-то легко различимого признака»

Американский профессор психологии Дэвид Дж. Майерс отме­чает сходство стереотипа с предрассудком и установкой. «Стерео­типы — это обобщенные представления о группе людей, они могут быть верными, ложными или чрезмерно обобщенными относитель­но содержащегося в них зерна истины. Стереотипы — это общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей»71. «Предрассудок — это заведомо ложное осуждение; он внушает нам предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой. Предрассудок — это неоправ­данно негативная установка по отношению к группе и отдельным ее членам. Предрассудок — сочетание установок, объединяющее аффект (чувства), поведенческую тенденцию (склонность действо­вать определенным образом) и знания (убеждения). Предрассу­док — это вынесение суждения до всякого выяснения»,- отмечает американский социальный психолог.

Стереотипы формируются под влиянием социальных условий (влияние средств массовой информации и других социальных структур), в результате стремления человека упрощать и схемати­зировать сложную информацию, превращая ее в более простую и непротиворечивую. Стереотипы могут базироваться на личном опы­те и в результате некритичного согласия с суждениями, принятыми в референтной группе. В этом случае стереотип, так же как и ус­тановка, мешает адекватному восприятию человека или социальной группы, сообщения или действия людей.

Социальный стереотип имеет следующие характеристики:

изменчивость, например, бедно одетый, испачканный ме­лом школьный учитель как частный стереотип фактически умер. Мы уже забыли, что еще в начале века финнов считали «дикими и невежественными чухонцами», а японцев до Второй мировой войны — «не способными к прогрессу азиатами»;

инертность — «сформировавшись однажды, предрассудок сохраняется преимущественно по инерции. Если он является соци­ально приемлемым, многие люди пойдут по пути наименьшего со­противления и будут сообразовывать свое поведение с этим пред­рассудком»;74

лаконичность/образность — с помощью стереотипов мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас людях и социальных группах, формируем отношение к другим, ориентируемся среди множества окружающих нас социальных объ­ектов и вырабатываем линию поведения в общении с ними;

эмоциональность — стереотипы и основанные на них пред­рассудки обеспечивают чувство социального превосходства, а так­же могут облегчать маскировку чувства неполноценности;75

 

устойчивость — стереотипы относительно устойчивы и с трудом поддаются изменению;

вербализованность — стереотипы передаются людьми друг другу с помощью языка.

В основе процесса стереотипизации лежат следующие механизмы:

категоризация — организация окружающего мира путем группировки объектов. Если люди, составляющие группу, похожи, то это помогает узнать и саму группу. Например, таможенные инспек­тора и группы захвата в аэрофлоте представляют собой определен­ные «профили» индивидуумов с характерной подозрительностью;76

селективное восприятие позволяет выбирать из многооб­разия случаев только часто повторяющиеся, которые замечаются и запоминаются;

селективная интерпретация — интерпретируются наблю­дения, относящиеся к стереотипам, например, евреи — предприни­матели, богатые люди — жадные, «новые русские» — глупы;

селективная идентификация и селективное исключение, когда в утверждении соединяются человек и социальная роль, на­пример, «ты выглядишь, как цыган»; ты выглядишь, как аристократ или «он поступает не как англичанин, он совершенно не похож на преподавателя»77.

Восприятие социальных объектов стереотипизировано, механизм появления социальных стереотипов до конца не исследован и оста­ется еще много вопросов о природе, механизмах и последствиях влияния стереотипов на результаты перцепции и взаимодействия индивидов и социальных групп. Однако имеющаяся информация о процессе стереотипизации позволила социальным психологам пред­ложить классификацию стереотипов. Например, по заключенной в стереотипе информации он может быть:

/. Позитивным или негативным. Например, кто-либо воспри­нимается как добрый, храбрый, а другой — как беспринципный, трусливый, неэтичный, лживый, враждебный;

2. Точным или неточным (ложным). Социальный стереотип позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся

реальность, ускорить процесс познания. Однако, возникая в усло­виях ограниченной информации об объекте, социальный стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную и даже ре­акционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя межличностное взаимодействие.

3. Верным, истинным либо ложным. В случае восприятия социальной группы может возникнуть рассогласованность между аутостереотипами группы и приписываемым ей стереотипом. По­скольку стереотип формируется без учета индивидуальных раз­личий членов группы, то он никогда не бывает полностью ис­тинным. Например, говорить о том, что все представители какой-либо нации жестокие, агрессивные, глупые, добрые и т.д. Однако стереотипы никогда не бывают и полностью ложными, они в лю­бом случае в некоторой степени отражают характеристики лич­ности из стереотипизируемой группы, иначе они не были бы распознаваемы;78

4. Смешанным. Например, стереотип — немцы дисциплиниро­ваны, но жестоки.

Социальные стереотипы выполняют ряд функций.

1) когнитивную — схематизации, упрощения воспринимаемой информации об объекта восприятия;

2) ценностно-защитную — создания и сохранения положитель­ного «Я-образа»;

3) идеологическую — формирования и сохранения групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы;

4) идентифицирующую — создания и сохранения положитель­ного группового «Мы-образа».

В структуре стереотипа как социально-психологического явления можно выделить 4 компонента: когнитивный или ра­циональный — в виде оценочных суждений; эмоциональный или аффективный содержит чувства, которые вызывает к себе воспринимаемый объект; образный в виде обобщенного на­глядного представления воспринимаемого явления и поведен­ческий — как программу действий относительно воспринимае­мого объекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.