КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительная
Обязательная Вопросы для самопроверки Резюме 1. Общество с точки зрения социальной психологии — это процесс совокупной человеческой деятельности. 2. Выполняя социальные функции, индивид в обществе играет социальные роли. Существуют классификации социальных ролей. 3. Ролевые ожидания и социальные санкции. С помощью санкций различного рода общество осуществляет социальный контроль над человеком. 4. Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности. В качестве регулятора человеческого поведения культура выполняет ряд функций: социализирующая, структурирования человеческой жизни, контроля поведения людей, формирования принадлежности группе. Элементы культуры: язык, знаки, символы, правила и нормы, ценности.
1. Какова роль деятельностного подхода для понимания задач 2. В чем основное содержание ролевой теории? 3. Вспомните определение культуры, данное Дж. Смелзером. 4. Перечислите основные функции культуры. 5. Назовите основные элементы культуры. Список литературы 1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1999. 2. Федоров Ю. М Социальная психология. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 2. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. С. 23. 3. Морено Дж. Социометрия. М., 1958. С. 259. 4. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега, 5. Ольшанский В. Б. Ожидания социальные // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 454-455. 6. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. С. 123. 7. Смелзер Н. Дж. Социология //Социологические исследования. 1991. № 2. 8. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2000. РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ
Основные вопросы раздела. Проблемы социализации личности в трудах зарубежных психологов. Социализация-воспитание-формирование личности. Социально-психологические механизмы социализации личности. Социальные институты социализации личности. Социально-психологическая структура личности. Я-концепция. Понятия «диспозиция», установка, ценности и аттитюды в структуре личности. Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Узнадзе для изучения социальных установок. Подходы к исследованию социальной установки в отечественной психологической науке. Исследование социальных установок — аттитюдов — в современной социальной психологии на Западе. Бихевиористский, когнитивистский и другие подходы к изучению аттитюдов. Методы измерения социальных установок. Структура социальной установки. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты социальных установок. Виды социальных установок по их модальности, степени обобщенности и по другим основаниям. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения. Причины их несоответствия. Эффект Лапьера. Роль обычаев, традиций, ситуаций в реализации функций социальных установок. Саморегуляция социального поведения: самосознание, Я-концепция, совесть, стыд. Основные понятия раздела: аттитюд, диспозиция, идентификация, когнитивный диссонанс, личность, потребность, социализация, страх, стыд, установка, фиксации, фрустрация, ценности, ценностная система, Я-концепция. Глава 5. Социализация личности План § 1. Социализация как социально-психологическая проблема § 2. Содержание процесса социализации личности § 3. Институты социализации
§ 1. Социализация как социально-психологическая проблема Еще древние мыслители отмечали значение детства в дальнейшей жизни человека. Описывая его, они особое внимание уделяли важности знаний и опыта, которые получал человек в процессе взросления. Особое значение придавалось взрослым наставникам и воспитателям детей. Мы знаем, что у Александра Македонского, например, наставником был древнегреческий философ Аристотель. О важности процесса воспитания детей писали создатели модели общества будущего Т. Мор и Кампанелла. Мыслителями эпохи просвещения (Ж Ж. Руссо и др.) отмечалась роль взрослых в жизни ребенка и их влиянии на нежную детскую душу. Впоследствии философ Л. Фейербах писал: «Другой человек является связующим звеном между мной и миром. Я завишу от мира и осознаю эту за-висимость...Я примиряюсь, я сближаюсь с миром посредством другого человека. Без другого лица мир казался бы мне не только мертвым и пустым, но и бессмысленным и неразумным... Первый объект человека есть человек...посредником между Я и сознанием мира является осознание второго лица»29. О том, как проявляется во взрослой жизни опыт детства и юности, можно прочесть в историях жизни выдающихся личностей, писателей и режиссеров, оставленных в интервью и мемуарах. Например, В. М. Шукшин в своем последнем интервью говорил: «Я прошел через жизнь, в общем, трудную, и произносить мне это противно, потому что всем нелегко приходится. В институт я пришел ведь глубоко сельским человеком, далеким от искусства. Мне казалось, всем это было видно. Я слишком поздно пришел в институт — в 25 лет, — и начитанность моя была относительная, и знания мои были относительные. Мне было трудно учиться. Чрезвычайно. Знаний я набирался отрывисто и как-то с пропусками. Кроме того, я должен был узнавать то, что знают все и что я пропустил в жизни. И вот до поры до времени я стал таить, что ли, набранную силу. И, как ни странно, каким-то искривленным образом я подогревал в людях уверенность, что правильно, это вы должны заниматься искусством, а не я. Но я знал, наперед знал, что подкараулю в жизни момент, когда... ну, окажусь более состоятельным, а они со своими бесконечными заявлениями об искусстве окажутся не состоятельными. Все время я хоронил^в себе от посторонних глаз неизвестного, какого-то тайного бойца, нерасшифрованного. Теперь мне не хочется становиться в позицию и положение другого человека — я уЖе свыкся с этой манерой жить и работать. Мне не хочется делать никаких авансов, никаких заявлений. Ничего страшного, если промолчу лишний раз. От того, что не скажу чего-то такого о себе, ничего не случится, — я-то буду знать про это. И я хочу сказать, что мне сейчас трудно менять образ своих действий, после того, как я так вот уже прожил изрядное количество лет, прошел институт, прошел первую пору отвоевывания себе права работать в искусстве — это тоже было. И свыкся с таким образом жизни. Представьте себе, такая глупая, в общем, штука, но все кажется, что должны мне отказывать в этом деле — в праве на искусство...»30. О важности детских воспоминаний, пронесенных через всю жизнь и творчество, писал Л. Н. Толстой. Великий отечественный режиссер А. А. Тарковский в свое время говорил, что «...единственно подлинные, неискаженные воспоминания, которые могут быть у человека, — это детские воспоминания».31 Именно они отражены во многих картинах мастера, стоит вспомнить, например, его художественный фильм «Зеркало». Понятие «социализация» появилось относительно недавно. Ранее чаще употребляли слово «воспитание». Чем же они отличаются? Воспитание — это, скорее, педагогический процесс, устоявшийся термин, обозначающий одностороннее воздействие педагога на ребенка, целью которого является «передача новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития...»32. Термин «социализация» шире, чем «воспитание». На сегодняшний день существуют различные определения данного понятия, в зависимости от точки зрения их авторов. Назовем лишь некоторые из них. 1. Социализация — это процесс вхождения человека в общество (Кон И. С). 2. Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны...процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду...»33. 3. Социализация как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям (Н. Дж. Смелзер). Появление термина «социализация» связано в деятельностью Тардта, Ж. Пиаже, Э. Дюркгейма в конце XIX — начале XX в. В 1897 г. Фр. X. Гиддингс в книге «Теория социализации» использовал этот термин для обозначения «развития социальной природы или характера» человека. В начале XX в. основоположники символического интеракцио-низма (Ч. Кули, М. Мид, Парк, Томас и др.) писали, что возможность «стать человеком» связана с развитием речевой коммуникации. Они не использовали термин «социализация», но анализировали пути становления личности, достигающей и успеха, и полноправного участия в жизни различных социальных групп. Представителей символического интеракционизма отличает социально ориентированный взгляд на проблему человека: 1.Человек, как и общество, яЪляется продуктом ролевого взаи- 2. Самосознание и ценностная ориентация личности как бы зеркально отражают реакции на нее людей, находящихся в непосредственном взаимодействии. Ч. Кули: «Подобно тому как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам...так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т.д., и это определенным образом действует на нас»34. 3. Понятие «первичные идеалы» — это базисные ценности, которые ребенок усваивает к 5-6 года м в первичной группе, семье, в которой существуют аффективные отношения. Г Сторонники бихевиоризма утверждают, что человеческое пове-i дение и сама личность состоят из реакций на внешние стимулы. Зад ача социа лизации — формирование необходимого набора условных социальных реакций человека на социальные стимулы, обеспечивающих ему успешную адаптацию в социуме, г Согласно психоаналитическому подходу человек, появляясь на I свет, движим лишь биологическими инстинктам, основными среди которых являются потребность в пище и половой инстинкт. Задачей общества выступает обучение человека культурному поведению, способность контролировать свои инстинкты. Для этого общество в лице родителей, других взрослых создает различного рода препятствия, преодолевая которые человек научается выполнять культурные требования и нормы. Эти препятствия переживаются как фрустрации. Фрустрация — «объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности, возникающие на пути к достижению цели или к решению задачи» (Левитов, 1967). Частный случай фрустрации — столкновение сильной потребности внутри нас с принудительным императивом (требуемой нормой поведения). Независимо от того, уступим мы или нет этой по- требности, ситуация воспринимается фрустрирующей. В процессе преодоления фрустраций у ребенка возникают фиксации — «защитная тактика, позволяющая избегать страдания, которая найдена случайно при попытке справиться с затруднительной ситуацией и с этого времени повторяется автоматически при каждой подобной угрозе».
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 67; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |