Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как процесс совокупной человеческой деятельности




Ролевая теория или социальные роли и маски человека

Общество как процесс совокупной человеческой дея­тельности

План

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Дополнительная

Обязательная

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1999.

2. Федоров Ю. М Социальная психология. Тюмень. Изд-во ТюмГУ, 1997.

3. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

1. Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.

2. Вопросы истории общей и прикладной психологии. Сборник статей. Ростов н/Д: Феникс, 1978.

3. История зарубежной психологии. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998.

5. Милгрем С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.

6. Общая характеристика состояния теоретического знания в современ­ной западной социальной психологии // Современная зарубежная соци­альная психология. Тексты. Под. ред. Андреевой Г. М. и др. М.: Изд-во МГУ, 1984.

7. Ольшанский В. Б. Практическая психология для руководителей, учителей и родителей. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

8. Онучин А. Н. «Новая парадигма» в социальной психологии //Мир психологии. 1999. № 3. С. 90-97.

9. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984.

10. Ярошевский М. Г. История психологии. М: Мысль, 1985.

РАЗДЕЛ II

 

 

Основные вопросы раздела. Общество как процесс сово­купной человеческой деятельности. Культура как универсальный регулятор деятельности и общения. Ролевая теория. Социальные роли и маски человека. Социальные стереотипы и эталоны пове­дения. Тендерные роли. Социально-психологическая диагностика и проблема прогнозирования социального поведения человека. Понятие и виды социального поведения. Механизмы социальной регуляции поведения.

Основные понятия раздела: деятельность, знак, знаковое опосредствование, культура, роль, позиция социальная, правила, символ, социальные функции, статус личности, статус, субкульту­ра, ценности, язык.

 

Глава 3. Социально-психологические проблемы-взаимосвязи общества и личности

В социальной психологии проблема взаимосвязи общества и личности представлена в следующих концепциях. По одной из них общество — совокупность индивидов (Т. Гоббс). По другой концеп­ции общество — это совокупность общественных отношений. Со­гласно К. Марксу в основе всего социального лежит деятельность: «История есть не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». Однако общество это не просто деятельность, а «различная деятельность» людей, находящихся в различных обще­ственных отношениях. Индивид, включенный в общественные связи и отношения, включен на самом деле лишь в определенный фраг­мент этих связей, определяющий его положение в обществе. Задача индивида заключается в том, чтобы в процессе деятельности спо­собствовать гомоморфности двух сложных систем — общества и личности. Гомоморфность имеет место, когда элементы одной сис­темы соответствуют элементам другой.

Взаимодействие этих двух систем и происходит через ролевую деятельность. Вспомним определение деятельности А. Н. Леонтье­ва: «Деятельность — динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредо­ванных им отношений субъекта в предметной действительности»5 Деятельность^ можно рассматривать как совокупность социальных функций. «Социальны е фун к ции — это тот объективный вклад, который вносят (или должны вносить) члены общества в производ­ство социальных ценностей в соответствии со сложившимся в об­ществе разделением труда. Это определенные реальные вклады, которые должны вносить индивиды в процесс совместной деятель­ности»6.

Иллюстрацией к функциональному подходу деятельностного процесса является поведение игроков спортивной команды, где каждый спортсмен знает свой маневр. Поэтому можно сказать, что человеческая деятельность — это набор определенных соци­альных функций.

Таким образом, общество с точки зрения социальной психоло­гии — это процесс совокупной человеческой деятельности. В обще­стве каждый должен делать свое дело, и вклад каждого подгоняет­ся к вкладу другого для успешного коллективного взаимодействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 77; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.