Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы социальной психологии




Для исследования социально-психологических фактов, явлений и феноменов в социальной психологии как науке существует три методологических уровня. Первый — общая методология. Это общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователями, позволяющий сформулировать некоторые наибо­лее общие принципы, которые применяются в исследованиях. Фи-лософско-методологический уровень социально-психологических исследований позволяет определить место и значение социально-психологических явлений, процессов и состояний в социальной системе.

Второй уровень — частная (или специальная) методоло­гия. Он содержит совокупность методологических принципов, при­меняемых в данной области знания, реализует философские прин­ципы применительно к специфическому объекту исследования. Это определенный способ познания, адаптированный для более узкой сферы знания. Для социальной психологии — это, например,

(

принцип деятельности. Как пишет Г. М. Андреева, «в самом широ­ком смысле слова философский принцип деятельности означает признание деятельности сущностью способа бытия человека, он есть реализация еще более общего принципа — принципа отраже­ния, когда сознание рассматривается как высшая форма отражения, предполагающая активность личности. В социологии деятельность интерпретируется как способ существования человеческого общест­ва, как реализация социальных законов, которые и проявляются не иначе как через деятельность людей. Деятельность и производит и изменяет конкретные условия существования индивидов, а также общества в целом. Именно через деятельность личность включается в систему общественных отношений. В психологии деятельность рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором чело­век — субъект — определенным образом относится к объекту, ов­ладевает им. В ходе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир. При этом человек удовлетворяет одни потребности, при этом же рождаются новые потребности. Таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого раз­вивается сама человеческая личность.

Социальная психология, принимая принцип деятельности как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его применительно к основному предмету своего исследования — к группе. Поэтому в социальной психологии важнейшее содержание принципа деятельности раскрывается в следующих положениях: а) понимание деятельности как совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, напри­мер коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта деятель­ности не только индивида, но и группы, общества, т. е. введение идеи коллективного субъекта деятельности; это позволяет исследо­вать реальные социальные группы как определенные системы дея­тельности; в) при условии понимания группы как субъекта дея­тельности открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта деятельности — потребности, мотивы, цели группы и т. д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведе­ния любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к про­стой констатации актов индивидуальной деятельности вне опреде­ленного «социального контекста» — данной системы общественных отношений. Принцип деятельности превращается таким образом в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии»4. Значение теоретических исследований заключается в том, что они дают знание сущности, общей структу­ры и причин социально-психологических процессов, позволяют привести в относительную систему категориальный аппарат. Они выступают в качестве основы для экспериментально-эмпирических исследований и практического использования их результатов.

Третий уровень составляет методология как совокупность конкретных методических приемов исследования или методик. Экспериментально-эмпирический уровень имеет своим предме­том социально-психологические факты, накопление эмпириче­ского материала, необходимого для дальнейшего исследования и обобщения.

Таким образом, социальная психология как система научного знания включает в себя совокупность взаимосвязанных методоло­гических уровней, позволяющих специалистам получать в процессе исследования фактический материал, теоретические построения, принципы, законы и категории, гипотезы, подтвержденные выводы, методы, методику и технику исследования.

Методика социально-психологического исследования — это система операций, процедур, приемов установления социально­психологических фактов, их систематизации и средств их анализа, это тактика исследования.

Все методы социально-психологического исследования делятся на количественные и качественные.

Количественные методы. К этой группе методов социально-психологических исследований относят следующие способы полу­чения данных об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики:

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объ­ективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и от­ношений объектов, которые изучаются. Главным объектом наблю­дения в социальной психологии выступают как поведение и взаи­модействие отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

Эксперимент — метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику. Суть эксперимента состоит в том, чтобы при помощи вы­бора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием оп­ределенного фактора) проследить направление, величину и устой­чивость изменений интересующих исследователя характеристик. Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и па­раллельные. При отборе участников эксперимента применяют ме­тоды попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора. Планирование и логика эксперимента включа­ют следующие процедуры: выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп; выбор контрольных, фак­торных и нейтральных признаков; определение условий экспери­мента и создание экспериментальной ситуации; формулирование гипотез и определение задач; выбор индикаторов и способа контро­ля протекания эксперимента.

Анализ документов —■ один из широко применяемых и эф­фективных методов сбора первичной информации. Цель исследова­ния заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержа­ние текстовой информации.

Отбор источников информации зависит от программы исследо­вания, при этом могут применяться методы конкретного или слу­чайного отбора.

Различают следующие виды данного метода: внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов, их исторический и социальный контекст, и внутренний анализ, в ходе которого, собственно, изучается содержание доку­мента, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Опрос — метод сбора социально-психологической информа­ции, который предусматривает устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую пробле­му на уровне эмпирических индикаторов; регистрацию и статисти­ческую обработку полученных ответов, их теоретическую интерпре­тацию. Основными видами опроса, в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами, являются анкетиро­вание и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, кото­рые предлагаются респондентам и ответы на которые и составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются по­средством анкеты или опросного листа.

Анкета представляет собой объединенную единым исследова­тельским замыслом систему вопросов, направленных на выявле­ние количественно-качественных характеристик объекта и пред­мета исследования. Структура анкеты представляет своего рода сценарий беседы исследователя с респондентом. Она включает краткое вступление, в котором указываются тема, цели, задачи опроса, называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты, затем следуют наиболее легкие во­просы, задача которых состоит в том, чтобы заинтересовать собе­седника, ввести в курс обсуждаемых проблем, далее — более сложные вопросы и своеобразная «паспортичка» (с указанием со­циально-демографических данных).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.