Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальные проблемы развития современной социальной психологии




История социальной психологии как науки переживала периоды подъема, в которые были созданы интересные теории, ученые выхо­дили из кабинетов и обращали свое внимание на социально-психологические процессы в реальных группах, и спада, разочарова­ния в появляющихся теориях, сомнения в их возможности объяснить все новые и новые социальные феномены взаимодействия как от­дельных индивидов, так и больших и малых групп. Например, стре­мительное развитие социально-психологических исследований после Второй мировой войны, создавало впечатление весьма успешного и результативного развития молодой науки. Однако к концу 1960-х гг. ясное представление путей и задач сменилось повсеместным разоча­рованием в результатах/сомнением в целях и неуверенностью в со­циальной релевантности социально-психологического знания. Актуа­лизировалась проблема неадекватности методологического арсенала экспериментальной социальной психологии ее предмету — социаль­ному поведению людей. В процессе ее решения возникли два на^ правления (две парадигмы) социальной психологии: позитивистская (неопозитивистская) и социально-конструктивистская.

Представителями неозитивизма утверждается, что социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, методы социального исследования должны быть такими же точны­ми, строгими и объективными, как методы естествознания (сциен­тизм), «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение (бихевиоризм), ис­тинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур (верификация), все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (кван-тификация), социальная наука должна быть свободна от ценност­ных суждений и связи с идеологией (методологический объекти­визм), а социальн ая психологи я — это наука, изучающая процессы социального взаимодействия людей.

Как пишет А. Н. Онучин, сторонники новой парадигмы в соци­альной психологии (социальный конструкционизм) придерживаются убеждений, что «осмысление социопсихологической реальности не равнозначно «физическому знанию» и требует принципиально иной эпистемологической модели. С этой точки зрения, научная истина не тождественна знанию о мире как он есть, которым располагает объ­ективный наблюдатель. Соответственно, научная теория не может быть сведена к описанию этой истины избранными исследователя­ми... Критерием оценки социопсихологической теории служит не сте­пень ее соответствия подлинному миру, а ее социальная интеллиги-бельность и способность генерировать новые поведенческие феноме­ны, которые утверждают «истину», проецируемую теорией... В рамках новой парадигмы социальное поведение интерпретируется как дис­курсивная, смыслосозидающая активность. Поэтому осмыслению здесь подлежат такие явления, как правила и структура конверса-ций, идеологические функции мышления и т.п.» '.

Еще одна характеристика нового направления социальной пси­хологии заключается в том, что она является специфическим видом социальной критики, в процессе которой подвергается сомнению объективность конвенционального знания; такие феномены, как эмоции, самоубийство, шизофрения, альтруизм, верования, детство, бытовое насилие либо ограничены — культурой, историей, соци­альным контекстом, либо не существуют вовсе. «Значимым же яв­ляется лишь мир познанный, а не мир как таковой. Социально-конструкционистский анализ охватывает такие разнообразные явле­ния, как пол, агрессия, разум, причинность, личность, Я, ребенок, мо­тивация, эмоции, мораль. Как правило, фокус этих исследований со­ставляют принятые в обществе языковые формы, средства достижения социальной договоренности по поводу этих форм, а также значения последних для прочих областей социальной жизнедеятельности»2.

 

Глава 2. Предмет и метод курса «Социальная психология»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.