КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки
Резюме Содержание процесса социализации личности Содержание процесса социализации личности рассматривается в различных психологических школах по-разному. Психоанализ рассматривает процесс личности через прохождение стадий, на каждой из которых ребенок преодолевает фрустрации и формируются фиксации. Опыт, приобретенный в раннем детстве, является базовым для поведения человека в течение всей жизни. Важными результатами процесса социализации для человека выступают чувство вины, совесть, формирующиеся в детстве. 3. Фрейд ввел понятие «идентификация», объясняющее механизм, позволяющий успешно адаптироваться в детском возрасте. Идентификация может рассматриваться как процесс усвоения нравственных норм и ценностей, принятых в данной культуре через отождествление себя со значимым другим, являющимся носителем этой культуры, и как защитный механизм, позволяющий преодолеть или адаптироваться к фрустрирующей ребенка ситуации. Согласно концепции гуманистической психологии (К. Роджерс, Г Р. Берне, В. Сатир и другие), главным достижением процесса социализации является формирование у человека чувство самоценности, которое во многом определяет особенности его поведения, реакции на других людей, способы переживания жизненных трудностей. Оно формируется, если ребенок растет в любви, т.е. безусловном принятии его самыми близкими людьми. Социализация личности, по Э. Эриксону, проходит в течение всей жизни, до тех пор, пока индивид не станет зрелым, т.е. «мудрым индейцем, истинным джентльменом и крестьянином». Концепция процесса социализации Э. Эриксона включает в себя такие понятия, как инфантильные конфликты и возрасты человека, соответствующие стадиям социализации, которые сопровождаются важными социально-психологическими личностными приобретениями. Психологическое развитие проходит через критические этапы, причем слово «критические» означает здесь характеристику поворотных пунктов, решающих моментов выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой. Ученый пишет: «.„Каждая существующая культура для того, чтобы развить свой особенный стиль личностной целостности, предполагаемый ее историческим местом, использует свое особое сочетание инфантильных конфликтов наряду со специфическими побуждениями и запретами инфантильной сексуальности. Инфантильные конфликты только тогда становятся продуктивными, когда они получают сильную поддержку со стороны культурных институтов и правящих классов. Для того чтобы достичь и пережить состояние личностной целостности, индивид должен представлять себе, как стать последователем людей и идолов, олицетворяющих в себе религию и политику, экономический порядок и технологию. Личная индивидуальность поэтому предполагает эмоциональную интеграцию, позволяющую соучастие в деятельности посредством следования «идолам» — так же как и принятие ответственности за последствия»36. Разрабатывая теорию социализации личности, ученые обращали внимание на различные аспекты этого процесса. Л. Колберг (1963) придавал большое значение нравственному развитию личности, считая, что оно проходит шесть стадий. Не связывая их с определенным возрастом, Колберг считал, что большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии нравственного развития, а некоторые — на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Первые две стадии относятся к детству, когда ребенок еще не усвоил представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Первая стадия характеризуется стремлением ребенка избежать наказания, а вторая — стремлением получить поощрение от взрослых. Только на~ третьей стадии нравственного развития человек начинает отчетливо осознавать и принимать во внимание мнение других и стремится действовать так, чтобы получить их одобрение. На этой стадии у человека формируются собственные представления о хорошем и плохом, он по-прежнему стремится приспособиться к окружающим и заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии человек осознает интересы общества и правила поведения в нем. Проявлением нравственного сознания может служить поведение человека, возвратившего лишние деньги кассиру, который дал слишком много сдачи, потому что «это правильно». По мнению Л. Колберга, на третьей и четвертой стадиях человек способен совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей. Человек, находящийся на пятой стадии^ нравственного развития, способен видеть возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. Он способен делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все люди будут поступать определенным образом. У него формируются собственные суждения о том, такое хорошо и что такое плохо. Он понимает относительность моральных требований, например, может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека. Шестая стадия нравственного развития личности наивысшая. У человека сформировано собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Колберг считает, что люди, достигшие этого уровня нравственного развития, лишены эгоцентризма, они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. По мнению Н. Дж. Смелзера (1999), Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития. Теория Л. Колберга имеет как своих последователей, так и критиков. Критика объясняется сложностью определения поведения людей, которое не вполне соответствует той или иной стадии. Даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Нет согласия во мнениях психологов относительно сроков социализации. Так, одни считают, что социализация человека заканчивается к 6 годам, другие отводили ей время завершения учебы и получения профессии, третьи — что она происходит в течение всей жизни (О. Г. Брим-младший, Андреенкова и др.)
В связи с этим возникает вопрос о содержании этапов социализации личности. До этого времени психологи в основном уделяли внимание социализации личности в детском возрасте, не рассматривали содержание процесса социализации взрослых. Если разделять точку зрения на процесс социализации личности как на усвоение норм, ценностей, основных социальных ролей, принятых в данной культуре, то можно выделить несколько факторов, влияющих на этот процесс в течение всей жизни человека. Внешние факторы, например, динамичность социальной жизни, которая требует нового поведения, новых социальных ролей. Внутренние факторы, например, динамичность индивидуальной жизни, которая вызвана возрастными кризисами, изменением условий жизни человека: эмиграция, смена профессиональной деятельности, возрастных задач, решаемых человеком (выход на пенсию, старость и т.д.). Видимо, содержание процесса социализации взрослых отлично от социализации детей, хотя приобретенный опыт и навыки на ранних этапах, безусловно, являются базовыми в личности человека. Мех анизмы с оциализаци и — это то, что способствует процессу приобретения человеком необходимых навыков, норм и правил поведения, принятых в культуре данного общества. Выделяют позитивные механизмы и негативные. К позитивным относят имитацию или подражание — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения и идентификацию — отождествление детей с родителями: принятие родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. К негативным — стыд и чувство вины, поскольку они запрещают определенное поведение или подавляют его. § 3. Институты социализации На протяжении всей жизни человека происходит смена институтов социализации. В младенческие годы — это семья и ближайшее окружение: взрослые, которые о них заботятся, это родители, братья и сестры, родственники, приходящие няни, друзья семьи. В детстве и юности к ним прибавляются школа с учителями, сверстниками или более старшими школьниками, воспитатели в летних лагерях, значимые взрослые — наставники и т.д. В более взрослом возрасте — руководители, или значимые другие, те, кого принято называть учителями жизни. В современной культуре важным институтом социализации личности являются средства массовой информации, так как не только дети, но и взрослые в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на личность, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
Глава 6. Социально-психологическая структура личности План § 1. Проблема личности в обществознании § 2. Социально-психологическая структура личности § 3. Диспозиционная структура личности § 4. Саморегуляция социального поведения § 1. Проблема личности в обществознании Личность — есть результат процесса ^социализации. Сам термин «личность» возник в начале XX в. В философии, антропологии, социологии и психологии существуют самые различные подходы к изучению феномена «личность». Философию интересует вопросы, связанные с местом человека в системе мироздания, его миссией, смыслом существования и т.д. Социология исследует личность как определенный социальный тип, занимающий конкретное место в социальной структуре, деятельность которого детерминирована этим положением. Личность — совокупность социальных функций и ролей, осуществляемых в определенных социальных отношениях, свернутый вовнутрь социум. Общепсихологическое изучение личности — это исследование человека как носителя совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения. Психологию интересует субъектное начало личности, ее внутренняя природа, и менее всего социальные условия, в которых осуществляется становление личности. Психолога интересуют регулятивные функции в поведении личности, внутренние свойства и качества, такие как характер, темперамент, задатки и способности, мотивация. Социальная психология как особая область знания есть пограничная между социологией и психологией дисциплина. Социальных психологов интересует личность как объект и субъект исторического процесса, конкретно-социальных условий и отношений, а также то, что лежит в основе личностной активности индивида: мотивация, ценностные ориентации, социальные установки и другие диспозиционные образования. § 2. Социально-психологическая структура личности В социальной психологии в структуру личности принято включать Я-концепцию, мотивы и потребности, установки, социальные роли, ценности. Я-концепция — это система представлений человека о самом себе. Формирование Я-концепции человека происходит в процессе накопления опыта решения жизненных задач и при оценивании,их со стороны других людей, прежде всего родителей. При этом основными источниками Я-концепции выступают сравнение себя с другими, свидетельства восприятия другими, оценка результатов деятельности, переживание внутренних состояний, восприятие своего внешнего облика. Я-концепция может рассматриваться как совокупность установок «на себя», включающих образ Я, самооценку, потенциальную поведенческую реакцию37. Я-концепция выполняет функции структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества и мотивирования к повышению собственной значимости. Следующий компонент в социально-психологической структуре личности — мотивы и потребности. Мотив — это «побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность...»38. «Потребность — свойство организма требовать для своего нормального функционирования строго определенных условий, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия» (К. Обуховский). Важным компонентом социальной структуры личности являются установки, под которыми принято понимать готовность к определенному поведению, реакции. Они могут быть перцептивными, моторными, социальными. В. Б. Ольш анский пишет, что «в конечном счете всякая установка ориентирована на определенную линию поведения. Но для того, чтобы достигнуть цели, надо нацеливаться не туда, где она находится в данный момент, а туда, где, вероятно, окажется, когда до нее дойдут направляемые усилия. Установку можно рассматривать как своеобразный аппарат вероятностного предвидения, служащий для направления активности организма в соответствии с поступающей в мозг информацией и информацией, хранящейся в нем»39. Любая установка выражает избирательное отношение человека к чему-то для него в данный момент важному и фиксирует его готовность к определенной деятельности. Установкой объясняются знакомые учителям «ошибки адаптации», когда ученик «по привычке» и на новые стимулы отвечает прежней реакцией, и «ошибки ожидания», когда он реагирует еще до того, как поступила исполнительная команда (Узнадзе, 1966). Близким к понятию «установка» является «аттитюд». Первыми ввели этот термин в научный оборот У. Томас и Ф. Знанецкий (1882-1958), понимая под ним установку, направленность личности на тот или иной вектор поведения. На уровне обыденного сознания в науке давно существует вопрос, почему люди в определенных ситуациях поступают тем или иным образом и чем они руководствуются, выбирая именно данный мотив? Ответ кроется в наличии у человека аттитюда. Как пишет В. Б. Ольшанский, отмечены пять признаков, которые повторяются в разных определениях аттитюда: а) состояние сознания и нервной системы; б) выражающее готовность к реакции; в) организованное; г) на основании предыдущего опыта; д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. Однако в ходе экспериментов и наблюдений за вербальным сообщением и поведением можно заметить рассогласованность. Можно еще надеяться, что люди будут говорить то же, что они написали в анкетах, но быть уверенным, что они так же поступят, по меньшей мере, наивно. В. Н. Мясищев не раз отмечал, что «обращение с человеком может не отражать подлинного к нему отношения». Даже наблюдение за внешним поведением не всегда служит точным показателем атти-тюдов. Некто может говорить о своей глубокой религиозности и регулярно посещать церковь, но поступает так по соображениям, далеким от религиозных ценностей (Ольшанский, 1994) В историю социальной психологии вошел известный эксперимент американского исследователя Ричарда Лапьера. в начале 30-х гг. XX в. Вместе со знакомой молодой супружеской парой китайской национальности на личном автомобиле он отправился в многомесячное путешествие по дорогам Америки, каждую ночь останавливаясь в придорожных мотелях. Всего таких заведений Лапьер и его китайские друзья посетили две с половиной сотни. Не всюду их встречали гостеприимно, однако не было ни одного случая, чтобы перед ними захлопнули дверь. Возвратившись из путешествия, Лапьер разослал по всем адресам, которые посетил, письма с просьбой зарезервировать места для супружеской пары китайской национальности. Половина писем остались без ответа. Однако 128 владельцев мотелей прислали ответы, причем 90% из них содержали категорический отказ. (Можно предположить, что большинство не удосужившихся ответить подразумевали то же самое). До той поры исследователи даже не задумывались, насколько в поведении людей согласуются «слово» и «дело». Негласно подразумевалось — как человек говорит, так он и поступает, Лапьеру удалось продемонстрировать, что это далеко не всегда происходит [так. Многие наши словесные заявления продиктованы нормами и! ценностями того социального круга, к которому мы принадлежим. То есть фактически многие слова мы произносим под давлением социального окружения, потому что полагаем, что «такие, как мы» говорят, думают и поступают именно так. Оказавшись в реальной ситуации взаимодействия с конкретными живыми людьми, мы испытываем влияние другого рода — давление самой этой ситуации и готовы подчиниться, скорее, сложившимся условиям, нежели абстрактным установкам. Отсюда следуют важные практические выводы. Во-первых, любым заявлениям, касающимся принятых человеком норм и ценностей, следует доверять с осторожностью. Никакая самая патетическая декларация еще не дает стопроцентной гарантии, что в реальных жизненных условиях человек поведет себя в соответствии с нею. Во-вторых, если мы рассчитываем на чью-то поддержку или услугу, но не уверены, что человек настроен нам ее оказать, просить о ней лучше лично — в соответствии с феноменом Лапьера вероятность получить отказ письмом или по телефону гораздо выше»40. Одной из первых в социальной психологии явилась «шкала социальной дистанции», предложенная в 1925 г. Э. Богардусом41 Она предназначалась для определения степени приемлемости другого человека как представителя определенной национальности: 1) до тесного родства посредством брака; 2) до членства в моем клубе как личного друга; 3) до проживания на моей улице как соседа; 4) до работы по моей профессии; 5) до гражданства в моей стране. Такого рода «термометр» позволял измерять и сравнивать между собой аттитюды к разным национальностям. Практика первой половины столетия дала основания для операционального определения аттитюдов, которое вошло в историю: «интенсивность позитивного или негативного воздействия, оказываемого психологическим объектом». По Тэрстоуну, психологическим объектом могли быть любой символ, человек, лозунг, фраза или идеи, способные вызвать эмоциональный отклик (Ольшанский, 1994). В межличностных отношениях аттитюд им еет следующие соци-альные функции: — инструментальную или утилитарную как готовность приспособить какого-либо человека для достижения собственных целей, — защитительную как уязвимость, готовность в любой момент дать отпор другому: огрызнуться, отстоять представления о самом себе и свою самооценку, — ценностно-экспрессивную функцию как готовность отстаивать перед другим человеком собственную систему взглядов, убеждать его в обоснованности определенных мнений и оценок, — познавательную функцию как стремление почерпнуть из беседы с новым человеком сведения о мире и людях, дополнительные к сложившейся картине мира. Как пишет В. Б. Ольшанский, «выделение четырех функций в достаточной степени условно. Иногда их сводят к двум основным: Г1понимать мир настолько, насколько это возможно, и защищаться I от него настолько, насколько это возможно». Именно сочетание стремления к знанию и страха перед знанием приводит к построению (принятию) псевдознаний, суеверий и предрассудков, извращающих реальное положение дел в угоду чувству самоуважения — хозяину всех чувств, как его назвал Мак-Дугалл. Чтобы сохранить к себе уважение, индивиду нужно оправдать свою прошлую жизнь, объяснить существующее положение и обосновать надежду на будущее. Эти функции выполняют мифологические системы. «Миф есть объяснение, оправдание и надежда. Функция мифа состоит в том, чтобы сделать желательным подчинение индивида общественным порядком, чтобы подчинить личность группе и убедить ее в том, что это подчинение добровольно... Если большинство начинают терять веру в миф, вся полиция мира не в состоянии удержать в целости расползающуюся общественную структуру» (Цит. по42). Аттитюды тесно связаны с ценностями и убеждениями человека. М. Рокич является одним из первых ученых, наиболее полно изучившим и описавшим типы человеческих убеждений43. 1. Анонимные примитивные убеждения, они аксиометрич- Например: Солнце излучает свет; Матери рожают детей; Чтобы сделать покупку, надо иметь деньги. 2. Приватные, примитивные убеждения — исключительно Например: Я убежден, что моя мать меня любит; Иногда у меня возникают мысли о смерти; Я люблю самого себя. 3. Авторитетные убеждения — основаны на мнении автори- Например: Дети должны слушаться своих родителей; Гомосексуалисты едва ли не лучше преступников, их следует сурово наказывать. 4. Извлеченные (derived) убеждения — усвоенные из ис- Например: Землю не раз посещали инопланетяне; Есть два сорта людей: слабые и сильные. 5. Малозначимые (inconseguental) убеждения. Когда берешь билет на экзамене, надо закрывать глаза (с. 121). Модель М. Рокича позволяет понять логику распространенного выделения в аттитюдах познавательного, оценочного и поведенческого параметров. Описывая место ценностей в социально-психологической структуре личности, следует указать на предположения о приро де ценностей, высказан ные М. Рокичем (Стенограмма перевода работ М. Рокича, сделанная и любезно предоставленная мне В. Б. Ольшанским в 1991 г.). ' 1. Общее число ценностей, которых придерживается человек, не велико. 2. Все люди повсеместно придерживаются тех же самых ценно- 3. Ценности организованы в ценностную систему. 4. Истоки человеческих ценностей могут быть прослежены в 5. Последствия ценностей существуют во всех явлениях, рассматриваемых социальными исследователями. М Рокичем дается следующее определение: «Ценности — это устойчивое убеждение, что специфический тип поведения или конечное состояние существования, личностно или социально предпочтительнее другому или противоположному типу поведения или конечному состоянию существа» (Цит. по стенограмме В. Ольшанского). По Рокичу, ценности имеют относительный характер, то есть в различных ситуациях человек склонен вести себя по-разному. Ценности-представления различаются как дескриптивные или экзистенциальные, когда ценность может быть истинной или ложной; эволюативные, где объект суждения может быть плохим или хорошим, но не может быть ложным или истинным, и прескрип-тивные — где конечная цель и средства могут быть желательными или не желательными. Ценности могут содержать в себе коммуникативные аффективные и поведенческие компоненты. Характер ценностей влияет на тип поведения человека: инструментальные ценности помогают определить конечные цели; терминальные — определяют способ достижения, состояния существования. Среди способов классификации особенно важно, что терминальные могут концентрироваться на себе или на обществе, по статусу быть интро- или интерперсональные. Спасение и душевный покой — интраперсональные (для себя) инструментальные ценности. Братство и мир на Земле — это интерперсональные (общечеловеческие). Люди отличаются по тому, чему отдают предпочтение. Увеличение одной социальной ценности приводит к уменьшению персональной, личной. Ценность может быть представлена как осознанное желание и как требование надындивидуального порядка, чья обоснованность превышает точку зрения любого отдельного человека. Общество оказывает давление на человека, чтобы он вел себя морально с другими, не наносил им вреда, а не чтобы был счастливым и мудрым. Объективно необходимо, чтобы люди понимали, что общество требует от других не меньше, чем от нас. Люди живут в социальном окружении, доверяют и зависят друг от друга. Мало оснований одному вести себя морально, если другие не моральны. Поведение человека не управляется единственной системой ценностей. Чаще оно управляется множественным неизменяющимся кластером ценностей. Заученные ценности складываются в систему, где каждая упорядочена по приоритету относительно других, в отличие от релятивной концепции, когда ценности изменчивы. Общая система относительно стабильная и зависит от интеллекта, степени интернализации ценностей, культурных институтов, политической идентификации, религии, воспитания. Интересно, по мнению В. Б. Ольшанского, подходит Рокич к вопросу о соотношении ценностей и потребностей. Он задает вопрос: из того, что у крысы есть потребности, следует ли, что существуют крысиные ценности? И отвечает: «Ценности суть когнитивно репрезентированные и трансформированные потребности, и свойственны они только людям. По существу такую же позицию занимал Клакхон, отмечая, что ценность не просто желаемое, но «концепция желаемого». В излагаемой системе ценности замыкаются еще на один когнитивный элемент: концепцию самого себя или Я-концепцию. Это ядро всей системы представлений, вокруг которой они функционально ориентированы. Рокич цитирует М. Куна: ' «Я-концепция, включает все когниции человека, осознанные и не-- осознанные, о физическом облике, интеллектуальных' и моральных способностях и слабостях, о социоэкономической позиции в обществе, национальной, региональной, этической, расовой и религиозной определенности, о сексуальной, поколенческой, профессиональной, супружеской, родительской ролях, которые человек исполняет в обществе, и насколько хорошо или плохо он исполняет эти роли. Короче говоря, генерализованная концепция человека, относящаяся к самому себе — это организация всех когниций, как негативных, так и позитивных, и аффективных коннотаций этих когниций, которые могут выразиться в полном ответе на вопрос: «Кто я?» Если происходит изменение Я-концепции (под влиянием психотерапии, религиозной конверсии, психического заболевания, наркотиков, «промывания мозгов» и т. д.), за этим неизбежно следует изменение терминальных и инструментальных ценностей, аттитю-дов, поведения, что, в свою очередь, воздействует на Я-концепцию, подкрепляя наступившие изменения. Модификация поведения может произойти под влиянием изменения аттитюдов, но оно окажется краткосрочным, если ценности остались прежними. Аттитюды закреплены за ценностями как бы на резиновой ленте — под влиянием каких-то обстоятельств они могут отклониться от первоначального положения, но усиливающееся натяжение ленты заставит их вернуться обратно. Если два аттитюда или две ценности не противоречат одна другой, но не соответствуют Я-концепции, то предстоящие изменения приведут их в соответствии с Я, хотя, возможно, и ослабят их соответствие друг с другом. Во всех изменениях когнитивной структуры решающее слово остается за Я-концепцией. Иногда изменить ценности оказывается легче, чем изменить аттитюды. Если они противоречат Я-концепции, они изменятся скорее, чем в случаях, когда они не соответствуют аттитюдам или поведению. Эти изменения будут устойчивы. Однажды Дьюи сказал, что образование начинается с ощущения трудности. Сначала у человека возникают состояние неудовлетворенности собой, когнитивное несоответствие между Я-концепцией и фактическим исполнением. Снять напряжение можно изменив представление о собственной компетентности, т. е. отказавшись от прежней самооценки («отказавшись от себя»). Или же придется «принять вызов» и добиваться исполнения, соответствующего стандартам компетентности, установленным обществом, повысить качество исполнения, чтобы его оценка подтверждала самооценку. Принципиальный вывод, который должна сделать школа — сформировать у учащегося чувство собственного достоинства (self-esteem), чтобы он стремился защитить и отстоять свои притязания. Тогда уже он сам мобилизует усилия, он будет учить самого себя. Объективный уровень социальной структуры личности составляют социальные роли и социальные статусы. Тему социальных ролей личности и их значения для человека см. в главе 3. § 3. Диспозиционная структура личности Теория диспозиционной структуры личности разрабатывалась известными американскими учеными У. Томасм, Ф. Знанецким, Г. Олпортом и отечественным социологом В. А. Ядовым. На субъективном уровне структурной организации личности ученые выделяют диспозиции («субъективные» позиции), основу которых составляет жизненная позиция личности — устойчивая направленность на определенные ценности. Американскими учеными под диспозицией в буквальном смысле понималось расположение или предрасположенность субъекта к чему-либо. В. А. Ядовым эти представления дополнены. «Под диспозицией понимается обычно предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях»44. В. А. Ядов выделяет три уровня диспозиций: 1. Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потреб- 2. Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях. 3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов (система ценностных ориентации, связанных с высшими целями индивида). Диспозиции регулируют поведение человека. § 4. Саморегуляция социального поведения В процессе социализации происходит интернализация социальных норм. В процессе интернализации механизмы социального контроля превращаются во внутренние императивы индивидуального сознания..Саморе гуляция — это процесс управления человеком собственным поведением на основе интериоризованных в ходе социализации социальных норм. В качестве внешних регуляторов выступает социальный контроль (нормы, правила поведения, принятые в данном обществе). Их действие мы рассматривали ранее. В качестве внутренних выступают совесть, ценности и ат-титюды. «Совесть — это интериоризованный социальный контроль» (Т. Шибутани). Если обратиться к внутренним регуляторам, то следует обратить внимание на чувства страха, стыда и вины как регуляторов человеческого поведения — индивидуального и группового. Здесь могут быть выделены два подхода. В первом, предложенном Ю. М. Лотманом45, противопоставляются друг другу страх как инстинктивно-биологическое, присущее всем животным, настороженное отношение к потенциально враждебным и опасным внешним силам, и стыд как специфически человеческий, сформированный культурой психический механизм, гарантирующий соблюдение определенных норм и обязанностей по отношению к «своим». Стыд как ориентация на внешнюю оценку (что скажут или подумают окружающие?) и вина как ориентация на самооценку, когда невыполнение какой-то внутренней, интерна-лизованной нормы вызывает у индивида угрызения совести (самообвинение). Психологически стыд и вина — разные формы тревожности, связанные с самооценкой. Стыд означает тревогу за свою репутацию; он возникает, когда индивид чувствует, что не отвечает ожиданиям окружающих, что он в чем-то слабее других, каковы бы ни были причины этой слабости. В ина выражает озабоченность по поводу личных качеств, за которые индивид чувствует себя полностью ответственным. «Стыд покоится на озабоченности индивида своей компетентностью, силой или могуществом, выражает желание избежать видимости неудачи, слабости или зависимости. Вина покоится на озабоченности индивида своей правотой, выражает желание чувствовать себя правым. Вина ощущается тогда, когда индивид, определяя себя по оси «хороший — плохой», кажется самому себе плохим; стыд — когда индивид, определяя себя по оси «сильный — слабый», кажется себе слабым» (Голднер). Культурологами и этнографами (Р. Бенедикт и др.) выделяются «культуры стыда» (shame culture), в которых главным механизмом социального контроля является ориентация главным образом на оценку со стороны конкретных «других», и культуры совести, в которых решающее значение придается индивидуальной совести, которая предполагает интернализацию индивидом неких универсальных норм. Специалистами выделены антитезы социальных чувств, контролирующих поведение человека в социуме. Испытывая потребность в безопасности и защищенности, индивид стремится контролировать свое поведение. Антитезой безопасности является чувство страха. ЛТротивоположностью стыда на уровне индивидуального сознания является гордость. В культурно-исторической типологии эту функцию выполняют понятия чести и славы, выражающие социально-групповые истоки чувства гордости, ее производность от оценки и признания со стороны «своих». Противоположность вины (виновности) в конкретной ситуации — чувство и сознание своей правоты, а в более широком личностном плане — чувство собственного достоинства, самоуважение, признание ценности своей личности. Страх, стыд и вина, таким образом, выступают не только как эмоциональные переживания, связанные с разными моральными санкциями (недаром их относят к числу моральных чувств или свойств моральной личности). Эти же понятия используются при выделении определенных этапов исторического развития, в ходе которого социальное поведение становится более осознанным и |" индивидуальным. Лишь на очень высокой ступени исторического I развития возникает личность, способная ориентировать свое поведение изнутри, равняясь на усвоенные ею принципы и нормы. Только здесь появляется категория совести как внутренней моральной инстанции, осуществляющей суд над человеком, включая не только его поступки, но и его помыслы; понятие обязанности как чего-то внешне принудительного перерастает в понятие долга как внутреннего императива, а идеал родовой или сословной чести уступает место понятию индивидуального достоинства. Однако, как показывает историческая практика, соотношение стыда и страха, вины и гордости может изменяться в зависимости от конкретных исторических условий. Как отмечает Ю. М. Лотман, стыд и страх не только регулируют разные сферы отношений (стыд существует только в отношениях со «своими»), но само их соотношение может изменяться в зависимости от конкретных исторических условий. Так, сословный кодекс чести, запрещая дворянину обнаруживать страх, вытесняет его в подсознание, стыд оказывается сильнее страха. Напротив, в атмосфере массового террора или грубого восточного деспотизма гипертрофия страха вызывает почти полную атрофию чувства стыда, делая людей бесстыдными, так что они перестают понимать даже нормы порядочности, считавшиеся элементарными в прошлом. 1. Социализация — это необходимый для человека процесс, в результате которого он усваивает нормы, правила, ценностные установки, основные социальные роли, принятые в данной культуре, и научается жить в обществе. Этот процесс протекает в течение всей жизни человека до тех пор, пока индивид не станет зрелым, т.е. «мудрым индейцем, истинным джентльменом и крестьянином» (Э. Эриксон). 2. Содержание процесса социализации личности включает в себя прохождение стадий психологической зрелости, на каждой из которых преодолеваются фрустрации и формируются фиксации. ["Согласно концепции гуманистической психологии главным дос- I тижением процесса социализации является формирование у человека чувство самоценности, которое во многом определяет особенности его поведения, реакции на других людей, способы переживания жизненных трудностей. Оно формируется, если ребенок растет в любви, т.е. безусловном принятии его самыми близкими людьми. Важное значение для результата социализации имеет нравственное развитие личности, которое проходит шесть стадий (Л. Колберг). 3. Механизмы социализации — это то, что способствует Институты социализации. На протяжении всей жизни человека происходит смена институтов социализации: семья и ближайшее окружение, школа, руководители, или значимые другие, те, кого принято называть учителями жизни, средства массовой информации, так 4. как не только дети, но и взрослые в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации. Символическое содержание, представленное в этих средствах массовой информации, оказывает глубокое воздействие на личность, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. 5. В социальной психологии в структуру личности принято включать Я-крнцепцию, мотивы и потребности, установки, социальные роли, ценности. 6. Я-концепция — это система представлений человека о самом себе. Формирование Я-концепции человека происходит в процессе накопления опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Я-конце пция может рассматриваться как совокупность установок «на себя», включающих образ Я, самооценку, потенциальную поведенческую реакцию (Р. Берне). Я-концепция выполняет функции структурирования и обработки поступающей информации в аспекте имеющихся схем, отражающих личностные качества и мотивирования к повышению собственной значимости. 7. Следующий компонент в социально-психологической струк- 8. Важным компонентом социальной структуры личности являются установки, под которыми принято понимать готовность к определенному поведению, реакции. Они могут быть перцептивными, моторными, социальными. В. Б. Ольшанск ий пишет, что «в конечном счете, всякая установка ориентирована на определенную линию поведения. Но для того, чтобы достигнуть цели, надо нацеливаться не туда, где она находится в данный момент, а туда, где, вероятно, окажется, когда до нее дойдут направляемые усилия. Установку можно рассматривать как своеобразный аппарат вероятно7 стного предвидения, служащий для направления активности организма в соответствии с поступающей в мозг информацией и информацией, хранящейся в нем» (В. Б. Ольшанский, 1994). Близким к понятию «установка» является «аттитюд». Первыми ввели этот термин в научный оборот У. Томас и Ф. Знанецкий (1882-1958), понимая под ним установку, направленность личности на тот или иной вектор поведения. Эксперимент Лапьера показал, что многие словесные заявления людей продиктованы нормами и ценностями того социального круга, к которому они принадлежат. Однако, оказавшись в реальной ситуации взаимодействия с конкретными людьми, человек испытывает влияние другого рода — давление самой этой ситуации и готов подчиниться, скорее, сложившимся условиям, нежели абстрактным установкам. _В_межличностных отношениях аттитюд имеет следующие социальные функции: — инструментальную или утилитарную как готовность приспособить какого-либо человека для достижения собственных целей, — защитительную как уязвимость, готовность в любой момент дать отпор другому: огрызнуться, отстоять представления о самом себе и свою самооценку, — ценностно-экспрессивную функцию как готовность отстаивать перед другим человеком собственную систему взглядов, убеждать его в обоснованности определенных мнений и оценок, — познавательную функцию как стремление почерпнуть из беседы с новым человеком сведения о мире и людях, дополнительные к сложившейся картине мира (В. Ольшанский). 9. Аттитюды тесно связаны с ценностями и убеждениями челове- Модель М. Рокича позволяет понять логику распространенного выделения в аттитюдах познавательного, оценочного и поведенческого параметров. 10. Важным элементом социальной структуры личности явля- Ценности-представления различаются как дескриптивные или экзистенциальные, когда ценность может быть истинной или ложной; эволюативные, где объект суждения может быть плохим или хорошим, но не может быть ложным или истинным и прескриптив-ные — где конечная цель и средства могут быть желательными или не желательными. Ценности могут содержать в себе коммуникативные аффективные и поведенческие компоненты. 11. Объективный уровень социальной структуры личности составляют социальные роли и социальные статусы. 12. На субъективном уровне структурной организации личности ученые выделяют диспозиции («субъективные» позиции), основу которых составляет жизненная позиция личности — устойчивая направленность на определенные ценности. Американскими учеными под диспозицией в буквальном смысле понималось расположение или предрасположенность субъекта к чему-либо. В. А. Ядо-вым эти представления дополнены. «Под диспозицией понимается обычно предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях» (В. А. Ядов, 1975). 13. Саморегуляция — это процесс управления человеком собственным поведением на1 основе интериоризованных в ходе социализации социальных норм. В качестве внешних регуляторов выступает социальный контроль (нормы, правила поведения, принятые в данном обществе). В качестве внутренних выступают совесть, ценности и аттитюды, чувства страха, стыда и вины. 1. Перечислите определения социализации, в зависимости от точки зрения их авторов. 2. В чем значение нравственного развития личности для результата социализации (по Колбергу)? 3. Перечислите механизмы социализации личности. 4. Вспомните, каковы институты социализации? Какова роль 5. Перечислите элементы структуры личности. 6. Дайте определение Я-концепции.
8. Что такое установка, какова ее роль в поведении человека? 9. Вспомните определение ценностей, предложенное М. Рокичем. 10. Назовите внешние и внутренние регуляторы поведения че- Список литературы
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |