КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ролевая теория или социальные роли и маски человека
Выполняя социальные функции, индивид в обществе играет социальные роли. Ролевая теория — это попытка метафорически объяснить с точки зрения социальной психологии процесс _«вплетения индивидуального в ткань социального» (Г. М. Андреева). И хотя различные психологи по-разному относятся к термину «роль», например известный психолог А. Н. Лео нтьев назвал ролевой подход нелепым, безнравственным, одним из самых чудовищных (Леонтьев, 1975), нельзя отрицать сам факт «ролевого поведения» в жизни. Основные понятия ролевой теории взяты из театральной терминологии. Под социальной ролью понимается различными авторами в основном одно — определенное поведение, ожидаемое от каждого, занимаемого данную позицию. Как пишет В. Б. Ольшанский, «на идеальной схеме» того или иного типа взаимодействия каждое действующее лицо занимает свою позицию. Более конкретно она определяется в соотнесении с другими позициями. В элементарном случае на схеме существует только «позиция» и «контрпозиция». Например, если некто хочет сделать покупку, он находит человека в позиции продавца и занимает соответствующую конртпозицию, т.е. ведет себя, как подобает в этой ситуации» (Ольшанский, 1975). «Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию»7. В социальной драме кроме роли существует понятие action — «выступление», «действие», «деятельность». Отсюда аналитическая единица — «акт», ставшая основным термином концепции (ср. «социальный акт», «активность», «интеракционизм», «трансакции»). Театралы используют слово «актер». Социологи — «актор». Актором называется исполнитель социальной роли8. Процесс исполнения социальных ролей связан с экспектацией — ожиданием, требованием определенным образом играть (по определенным правилам) свою роль. Как считает Смелзе р, «наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые из этих ожиданий, например, законы, являются формальными, а другие, вроде умения вести себя за столом, — неформальными. Когда поведение человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения (такие как деньги, уважение)» (Смелзер, 1991). В каждой социальной сис- теме и группе имеются предписания, санкции и подкрепления (виды материальной и моральной стимуляции), они являются стереотипными требованиями к личности независимо от ее индивидуально-типических особенностей. Эти требования в виде «ролевого ожидания» определяют поведение человека в данной социальной системе в форме выполнения заданных социальных функций, ролей (Ананьев, 1968). Если поведение человека отклоняется от социальных ожиданий, общество реагирует на это социальными санкциями. «Социальная система в ее устойчивом состоянии, — писали основатели теории действия Т. Парсонс и Шилз, — представляет собой процесс взаимодополнительной деятельности, где каждый удовлетворяет экспектации другого (других) таким образом, что реакция другого действия «Я» становится позитивной санкцией, служащей подкреплением его намерений и, следовательно, отвечающей его экспектациям»9. С помощью санкций различного рода общество осуществляет социальный контроль над человеком. Характер контроля зависит от уровня развития общества. Как пишет В. М. Бехтерев, «...как только личность попытается выйти за общие правила, она ощутит всю силу общественных тисков, которые введут ее в границы или сдавят до полного уничтожения»10. Для согласования ожиданий в обществе существует разделяемая система ценностей, составляющих сердцевину культуры сообщества. У социальной роли несколько характеристик: — она безлична; — отражает включение личности в деятельность конкретной группы и выполнение определенных функций, обязанностей в условиях установленных в группе отношений ответственной зависимости между ее членами; — связана с социальными экспектациями. Социальные роли личность может играть для всех, для группы, для себя (Асмолов, 1990). Попытки классификации социальных ролей Классификация социальных ролей по Н. Д. Левитову 1. Роли сознательные и бессознательные, иначе говоря, сознательно принимаемые человеком на себя по собственной инициативе и вынужденные или как бы навязанные обстоятельствами. 2. Роли более или менее устойчивые и эпизодические. 3. Роли, неразрывно связанные между собой и не связанные. 4. Роли открытые, внешне выраженные и наоборот — в той или 5. Роли центральные и второстепенные для личности. 6. Роли стереотипные и оригинальные. 7. Роли приписываемые себе человеком и приписываемые чело- 8. Роли реальные и воображаемые. 9. Роли индивидуальные (персональные) и коллективные (груп- 10. Роли активные и пассивные11. Т. Парсонс предложил классифицировать все роли, исходя из пяти основных характеристик: — Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают экспрессию чувств. — Часть ролей является предписанными, другие считаются достигнутыми. — Есть роли строго ограниченные, другие же более диффузны. — Некоторые роли предусматривают общение по формальным правилам, другие предполагают неформальные взаимоотношения с людьми. — Различные виды ролей связаны и с различной мотивацией.12 Классификация социальных ролей по системному основанию: — «конвенциальные» (сложившиеся в культуре) роли; - «институциональные» (роли в специфических сферах жизни (миротворцы); — «межличностные». Когда возникают противоречия, то вспоминают: «Дружба дружбой, а служба службой». Роль человеку может быть задана природой, обществом или он ее добывает сам (например, учится в университете). Он всю жизнь последовательно меняет социальные роли. Можно сказать, что жизнь человека — это бесконечная смена социальных ролей: возрастных, профессиональных, межличностных. Роль требует не только определенного поведения, но и соответствующей социальной маски. Человек меняет маски, переходя от одной роли к другой. Дадоа^кр писал: «Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин»13. Встает вопрос о степени влияния социальной роли на человека. У А- С- ЙИ™ина мы находим подтверждение этому тезису. «Как изменилася Татьяна! Как твердо в роль свою вошла! Как утеснительного сана Приемы скоро приняла!»14 В. Шкловский в повести «Жили-были» пишет: «Пристойная осанка не требует, чтобы солдат держался одеревенелым; напротив того, он должен стоять и ходить ловко, свободно, сообразно естественному сложению тела, и стараться вести себя так, чтобы в разговоре, взгляде, всех движениях его выражалась некоторая относительно к собственному его званию пристойная смелость без наглости, твердость без самонадеянности и нахальства и, наконец, ловкость и вежливость. Кто во время разговора опускал глаза вниз, навлекал на себя подозрение в лукавстве, боязни и нечистой совести. Люди, с хладнокровием взирающие на смерть, должны смело смотреть в глаза каждому, какого бы звания он ни был, но при этом не показывать наглости... Солдат должен иметь усы и бакенбарды; они не должны быть длинными, т.к. таковые, напротив того, безобразят лицо и дают ему вид зверский и часто даже отвратительный»15. Однако, «...кого бы ни взялся изображать человек, он всегда играет, вместе с тем и себя самого» (М. Монтень). Человек, играя те или иные социальные роли, занимает соответствующий статус. Статус ранжирует социальные роли и устанавливает определенные привилегии для ролей, которые играются неохотно посредством таких механизмов, как вознаграждения, престиж, полномочия. Вознаграждения — это совокупность материальных ценностей, предназначенных для человека, выполняющего определенные роли. Престиж — совокупность положительных общественных оценок данной роли. Полномочия — санкционированные обществом возможности влиять на социальные роли. Величина статуса определяется объемом вознаграждений, престижа и полномочий (величины власти). «Понятие «социальный статус», которое относится к положению человека в обществе, не следует смешивать с понятием «конвенци-альная роль», которое относится к тому вкладу, который вносит участник в организованное предприятие»16. «Статус социальный — положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду экономических, профессиональных, этнических и др. специфических для данной системы признаков. Различают «предписанный» (наследуемый) и «достигаемый» (благодаря собственным усилиям человека) социальный статус»17 «Статус личности — социально-психологическая характеристика положения, занимаемого индивидом в структуре как функционально-ролевых, так и межличностных отношений в коллективе»18. Итак, «статус от лат status — положение, состояние. Положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же человек может иметь разный статус»'9. Глава 4. Социокультурная регуляция человеческой деятельности и общения План § 1. Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности § 2. Социально-психологические аспекты культуры § 1. Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности Общество в контексте социальной психологии можно определить как совокупную человеческую деятельность, которая распадается на безличные социальные функции, позиции, роли. Возникает вопрос, каким образом осуществляется регуляция поведения различным образом мотивированных людей, выполняющих такое многообразие социальных ролей в таком многообразии социальных ситуаций? Таким универсальным регулятором выступает культура. \ «Культура — это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы людей и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. Убеждения, ценности и символы какой-то части людей в группе часто называют субкультурой...»20. В качестве регулятора человеческого поведения культура выполняет ряд функций. Социализирующая функция. Насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно увидеть на примере поведения людей, не прошедших социализацию («дети джунглей», «маугли»). Функция структурирования человеческой жизни. Среди людей культура в значительной мере выполняет ту же функцию, что и генетически запрограммированное поведение в жизни животных21. Функция контроля поведения людей, поэтому Фрейд назвал ее репрессивной. Он описал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой природы. Культура определяет рамки, в которых человек может удовлетворять свои потребности Функция формирования принадлежности группе. Члены одной культурной группы склонны больше понимать, доверять и симпатизировать друг другу, чем членам других групп. Эта общность проявляется в сленге, жаргоне, любимых блюдах, моде и т.д. Рассмотрим элементы культуры, с помощью которых осуществляется универсальная регуляция человеческого поведения и общения. В качестве основных элементов выступают: язык, знаки, значения, символы, ценности, нормы и традиции. Язык для культуры — то же самое, что центральная нервная система для человека. Он направлен и на внешний мир и на внутренние свойства системы. «Язык — один из стабилизаторов культуры; в определенных пределах он способен поддерживать внутри-культурные связи. Языки разных культур примерно одного уровня развития взаимопереводимы»22. Знак — предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса23. «Существует название вещи и сама вещь; название — это слово, которое указывает на вещь и обозначает ее. Название не есть ни часть вещи, ни часть ее сущности. Это нечто присоединенное к вещи и пребывающее вне вещи»24. Человек использует знаки в процессе познания и общения, например, с его помощью выражает чувства и желания, эмоциональное отношение к другому человеку, ситуации (жесты, мимика, интонации). Он может с помощью знаков обозначать свою принадлежность к группе (символы власти, государства, социальной роли, знаки различия в армии, татуировки, элементы украшений в моде и т.д.), решать сложные проблемы выбора. В процессе социализации человек усваивает нормы, правила и ценности определенной культуры, которым он следует в течение своей жизни. Одним из проявлений культурного поведения является стремление человека непременно оценивать, придавать значения тем вещам, людям, и событиям, с которыми имеем дело. Что сделал Робинзон Крузо, когда встретил человека после многолетнего одиночества? Он немедленно означил (!) ситуацию и каждого в ней: «Прежде всего, я объяьил ему, что его имя будет Пятницей, т.к. в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово «господин» и дал понять, что это мое имя». Символ — следующий элемент культуры. Символ содержит в себе гораздо больше информации, чем обычное слово. Он опирается на более древние знания и это то, что уже воздействовало на наших предков в качестве источника информации. Слово, являясь символом, содержит более четкое содержание. В обычном понимании символ более эмоционально нагружен. Символ отличается от слова тем, что несет информацию больше себя самого. П. Флоренский: «Символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю»25. Возникает эффект резонанса. Символы упорядочивают динамичное течение реальности, времени-пространства, аккумулируют человеческий опыт, отмечая его ключевые моменты. Например, пояс, которым подпоясывались в патриархальном обществе на Руси, символизировал защищенность человека от иных сил. «Редко можно встретить среди крестьян..., чтобы кто-нибудь ходил без пояса. «Без пояса ходить грех», говорит народ. Пояс считается предметом священным, так как он, по словам крестьян, дается каждому при крещении. Деревенские дети бегают по деревне в одних рубахах, но непременно с поясом. Особенно неприличным считается молиться Богу без пояса, обедать без пояса, спать без пояса„ По поверью крестьян, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и «шишко» (леший) в лесу не заведет»... Семантика пояса может обозначать его возраст, социальный статус. «Пояс увеличивал силу мужчин», «Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока, наговора чужих жен». Пояс был и символом девственности (у невест), развязывание женихом пояса невесты на свадебном ритуале означало подчинение невесты, их символическое совокупление. Пояс — это граница между внутренним и внешним. Отсутствие пояса — признак принадлежности к хтоническому миру: например, русалки описываются как голые или одетые в белые рубахи без пояса. В ритуалах, связанных с общением с «нечистой силой», снимали одновременно с поясом и крестик26. Американский am-рополог Рут Бенедикт считала, что культуру можно понять только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается во всей ее целостности. «Принцип культурного релятивизма полезен также для понимания тонких различий между похожими культурами. В Германии, например, двери в учреждениях всегда плотно закрыты, чтобы обеспечить изоляцию людей. В противном случае, как говорят немцы, служащие отвлекались бы от работы. В Соединенных Штатах, наоборот, двери кабинетов обычно оставляли открытыми. Американцы, которые работали в Германии, часто жаловались, что закрытые двери создают атмосферу холодности, формирующую чувство от- чужденности. Закрытая дверь для американцев означает совсем иное, чем для немцев»27. Правила и нормы как элементы культуры содержат предписания относительно того, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями общества. Правила и нормы могут быть официально закреплены в законодательстве и существовать как традиции.
Следующим важным элементом культуры явля ют ся ценно -сти. Термин «ценности» является важным для понимания человеческого поведения. Поэтому существуют различные подходы в его исследовании. Например, социолог Н. Дж. Смелзер определяет ценности как разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. «Они лежат в основе моральных доктрин. В христианской традиции, например, Десять заповедей требуют от человека (помимо других вещей) не покушаться на человеческую жизнь («не убий»), хранить супружескую верность («не возжелай жены соседа своего») и уважать родителей («чти отца и мать свою»). И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи (геройство на войне, художественное творчество, аскетизм), каждое социальное устройство делает свой выбор — что считать ценностью, а что нет»28. Согласно М. Рокичу, ценности — это устойчивые убеждения, что специфический тип поведения или конечное состояние существования, есть личностно или социально предпочтительнее другому или противоположному типу поведения или конечному состоянию существа (В. Б. Ольшанский, рукопись перевода). Ценности могут быть дескриптивные или экзистенциальные; эволюативные или оценивающими поступки людей; пре-скриптивными или предписывающими, какие цели и средства могут быть желательными или нежелательными (регулируют отношения). В этом случае общество оказывает давление на человека, чтобы он вел себя морально с другими. Ценности могут выступать как убеждения, на основе которых человек предпочитает действовать.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |