Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет социальной психологии




Основные методы социальной психологии

Предмет социальной психологии

Введение

План

 

Уже в XIX в. зародилась мысль о том, что помимо индивиду­альной психеи, души человеческого индивидуума, в определенных условиях начинает проявляться некая надиндивидуальная, соци­альная психея, которая должна изучаться не общей, а социальной психологией. Замечено, что социальная психея возникает всякий раз, когда несколько индивидов собираются вместе и начинают со­ставлять социальную общность. Их поведением начинает управлять коллективная, а не индивидуальная психея. Ее стали называть «со­циальной душой», «общественным сознанием» «коллективной пси­хологией» и т.д., подразумевая нечто ментальное, лежащее за пре­делами индивидуальной субъективности. Замечено, что в обществе себе подобных мотивы поведения человека, его поступки, ценности и т.д. меняются. Его индивидуальная душа растворяется в некоей «коллективной душе», которая и управляет его поведением. Появи­лась новая отрасль научного знания, призванная «понять и объяс­нить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение ин­дивидов действительное, воображаемое или предполагаемое при­сутствие других» (Г. Олп орт).

К середине XX в. учеными и исследователями было накоплено большое количество описаний социально-психологических фактов и феноменов, проведены эксперименты, которые позволили получить сведения о многообразных аспектах человеческого поведения и взаимодействия в различных условиях жизнедеятельности. Требо­валась научная рефлексия, позволяющая вывести социальную пси­хологию на уровень развития, т.е. определить предмет и методоло­гию научного знания о социально-психологических феноменах, фактах и закономерностях.

В ходе дискуссии ученых было обнаружено различие в пред­ставлениях об источниках социальной психологии. Например, не­которыми учеными считалось, что социальная психология — со­циологическая дисциплина (Г. В. Осипов, М. Я. Ковальзон, Д. М. Угринович и др.); другими — отрасль единой психологиче­ской науки (К. К. Платонов, В. И. Селиванов и др.); третьими — самостоятельная наука (Ю. Левада, Ж. Ошавков и др.); четверты­ми, — что она одновременно обладает и социологическим и пси­хологическим статусом, т.к. возникла и существует на стыке двух наук (А. Г. Ковалев, В. Б. Ольшанский и др.). Пятый подход обна­руживает существование как бы двух социальных ■ психологии: социологически ориентированную и психологически ориентиро­ванную (Г. М. Андреева и др.). Американский ученый Р. Зайонц писал: «Если мышь, двигаясь по лабиринту, предпочитает левый коридор правому, потому что в нем лежит пища, то ее поведение изучает психолог. Если же мышь поворачивает налево потому, что в правом коридоре сидит другая мышь, то таким поведением должен заниматься социальный психолог»3. Согласно шестому подходу, социальная психология — наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу (Д. Майрес и др.).

Многообразие представлений о статусе социальной психологии как науки и об источниках ее возникновения объясняет и слож­ность в описании ее предмета. Эту задачу можно решить, лишь интегрировав различные подходы и выделив следующие предмет­ные зоны:

1) социально-психологические проблемы личности — социали­зация личности, социальные роли, статусы, диспозиционная струк­тура личности;

2) социально-психологические явления в малых группах (пси­хологическая совместимость, психология групп и коллективов, со­вместимость, механизмы группового контроля, референтные груп­пы, лидерство и руководство, конформизм);

3) социально-психологические явления в больших группах (пси­хология классов, наций, профессиональных групп и т.д.);

4) массовидные явления психики (толпа, паника, публика, ау­дитория);

5) массовое сознание (социальные эмоции, чувства, настроения, заблуждения, иллюзии, ценности, аттитюды);

6) психологические механизмы влияния человека на человека (подражание, внушение, заражение);

7) социально-психологические аспекты коммуникативных и ин­формационных процессов (индивидуальная и массовая коммуника­ция, мода, слухи, сплетни, имидж, реклама, слухи, мифы).

 

Вопросы, связанные с описанием предмета социальной психоло­гии, отражаются в определениях самой науки. Одно из определе­ний вы можете найти в тексте выше, другие — прочитав самостоя­тельно некоторые работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.