Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические проблемы массовой культуры




Общая характеристика массового поведения

Массовое общество и массовое сознание

Социально-психологические проблемы массовой культуры

План

Дополнительная

Обязательная

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1999.

2. Федоров Ю. М. Социальная психология. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997.

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психо­логию. М., 1998.

2. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.

3. Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психоло­гию. Пер. с нем. Т. А. Рябушкиной. М.: Прогресс, 1972.

 

РАЗДЕЛ VII. ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОГО ВНЕКОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

 

Основные вопросы раздела. Общие признаки внеколлектив-ного поведения. Массовая культура. Масса. Массовое общество. Массовое сознание. Общественное мнение. Формирование и изуче­ние общественного мнения. Толпа как проявление массового не­коллективного поведения. Паника как феномен массового некол­лективного поведения.

Психология массовой коммуникации. Социально-психологичес­кие механизмы воздействия СМИ на аудиторию. Психология рек­ламы. Психологические феномены в рекламе. Слухи и сплетни как социально-психологический феномен.

Основные понятия. Массовая культура, масса, массовое об­щество, массовое сознание, общественное мнение, толпа, паника, массовая коммуникация, реклама, слухи, сплетни.

 

Глава 15. Социально-психологические проблемы массового поведения

Изучение жизнедеятельности человека позволяет описать смену культурных парадигм в истории развития общества. В «начале на­чал» жизнь человека и общества была сакрализована, в центре традиционной культуры и самосознания человека находился J5oi\ Абсолют. Основным парадигмальным концептом являлось утвер­ждение «Бог есть». Постепенно, начиная с эпохи Просвещения, Бог, Абсолют вытесняется, в центре культуры и самосознания ста­новится Человек, Знания. Основным парадигмальным концептом являлось утверждение «Знания — сила». Это было начало са­кральной катастрофы, уничтожившей коренные, базовые основания человеческой экзистенции (Ю. М. Федоров). Катастрофа утверди­лась провозглашением Ф. Ницше: «Бог умер». В последующем, с развитием промышленной революции уже Человек был вытеснен из центра социокультурного контекста новой парадигмой — Обще­ством, Массо й. В XX в. основным культурным концептом являлось утверждение «Массы решают все». Г. Лебон одним из первых подметил, что в то время, как все наши древние верования колеб­лются и исчезают, старинные столпы общества рушатся друг за другом, могущество масс представляет единственную силу, кото­рой ничто не угрожает и значение которой все увеличивается. Наступающая эпоха будет поистине эрой масс (Лебон, 1896). Эре масс соответствует массовая культура и массовое общество. Куль­тура массового общества является своеобразной социальной тех­нологией, стандартизирующей социальное поведение, унифици­рующей ценностные основания жизни человека, утверждающей конформизм основной социально одобряемой моделью поведения. Г «В качестве массы, я стремлюсь к универсальному, к моде, к кино, I к сегодняшнему дню; в качестве народа я хочу быть незаменяемой личностью, мне нужен живой театр, нужно присутствие историче­ского; в качестве массы я в упоении аплодирую звезде у дирижер­ского пульта; в качестве народа — познаю в глубине интимных переживаний возносящуюся над обыденной жизнью музыку; в ка­честве массы я мыслю числами, аккумулирую, нивелирую; в каче­стве народа — примеряю шкалу ценностей и членений», — писал К. Ясперс109.

Массовая культура носит двойственный характер: с одной стороны, через систему массовой коммуникации миллионы людей получают возможность ознакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки, с другой, — растущее влияние СМИ (радио, телевидения, журналы и т.д.) на вкусы, по­требности и поведение членов общества приводит к унификация всех сторон человеческого существования: от стиля жилья и одеж­ды до типа хобби, от выбора идеологической ориентации до форм и ритуалов интимных отношений.

Особенности современной социокультурной среды существова­ния человека заключаются в том, что информация и культура в ее «массовом телевидеоварианте» — это в огромной мере масскульту-ра «сенсационного парадокса». То есть, масскультура насилия и агрессии, масскультура секса и перверсий, масскультура инверсии права и неправия с «плохими полицейскими» и «хорошими банди­тами», масскультура ломки всех и всяческих моральных табу. Один известный телепродюсер сформулировал свое профессио­нальное кредо: «...моя задача — ломать последние табу». Г Культурол о г из Азии по этому поводу выразился так: «Когда мы открывались западному миру, мы надеялись, что подключаем­ся к чистому источнику высокой и бессмертной мировой культу­ры. А нас подключили к канализационной трубе». Но общество, привыкающее к нарушениям табу (что тоже хорошо известно культурологам), практически всегда неуклонно десоциализуется. И наиболее болезненно это отражается на детях, которые особен­но плохо различают виртуальную (экранную) образную систему и реальность. В США, в Европе об этом уже буквально кричат. По данным американской ассоциации юристов, более 70% детских преступлений в стране — прямые кальки из недавних «первер-сивных» телесюжетов110.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 74; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.