Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовое общество и массовое сознание




Массовой культуре соответствует и массовое общество, которо­му присущи следующие характерные черты:

1. Дегуманизация труда — труд лишается своего содержания.
Все процессы производства и общения уподобляются конвейерной
линии, потоку.

2. Урбанизация. Люди преимущественно селятся в городах.
Оторванные от традиционных корней, они поддерживают формаль-
ные, не имеющие личностной значимости отношений. В массовом
обществе происходит приватизация человеческих отношений.

3. Бюрократизация жизни общества. Человек становится не
властен в своем поведении. Не только профессиональная, общест-

 
 

венная, но и личная жизнь членов общества подчиняется законам бюрократии (власти бумаг и чиновников).

Массовое сознание — это коллективное отражение, непрерывно меняющаяся совокупность коллективных (разделяемых большинст­вом людей) чувственных и умственных образов, возникающая в результате воздействия массовой информации и предвосхищающая их практическую деятельность.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечат­лены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведе­ния, разделяемые какой-либо возникающей по тем или иным об­стоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабаты­ваются в процессе общения людей между собой и совместного вос­приятия ими социально-политическойинформации (демонстрации, митинги и т.д.). Для зарождения и функционирования массового сознания совершенно необязательна совместная деятельность чле­нов общности, что традиционно принято считать обязательным для появления массового сознания.

Действенное проявление массового сознания — внеколлек-тивное поведение, в основном, стихийное, неорганизованное, си­туативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами.

Структура массового сознания состоит из двух уровней:

Эмоционально-действенный включает эмоции, чувства, за­меняющие групповые нормы, ценности, образцы поведения. Дейст­венным проявлением массового сознания является массовое пове­дение, в основном стихийное, неорганизованное, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Пример — сти­хийная массовая паника.

Рациональный уровень представлен ценностями, обществен­ным мнением, настроениями масс.

Массовое сознание имеет следующие особенности: оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно, изменчиво, од­нородно, аморфно, противоречиво, размыто, иррационально, мифо­логично, носит бессознательный характер.

К.-Г. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессозна­тельное, представляющее собой отражение опыта предыдущих по­колений, состоит из мощных первичных образов, так называемых «архетипов». По мнению Юнга, архетипы являются структурными единицами, своего рода строительными блоками коллективного бессознательного.

В аналитической психологии К.-Г. Юнга «архетипы — это ус­тойчивые формы коллективного бессознательного, врожденные идеи или воспоминания, которые располагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а, скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием кото­рых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия,

мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

Архетипы — априорные формы, которые передаются по наслед­ству, а не посредством культурной традиции; вокруг этих форм организуется внешний и внутренний опыт. В чистом виде архетип не входит в сознание, но он всегда соединяется с представлениями опыта индивида»111.

С общественным сознанием непосредственно связано общест­венное мнение. Общественное мнение — состояние массового сознания, заключающее в себе скрытые или явные отношения к общественным событиям, к деятельности различных групп, органи­заций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов и социальных групп.

Понятие «общественное мнение» используется в двух смыслах.

1. Мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представи­телями определенной социальной группы и субкультуры в данном обществе. В этом случае мнений может быть много, и их число за­висит от степени социального равенства и неравенства в обществе.

2. Доминирующее мнение среди представителей общественно­сти. Это мнение лишь большей части представителей общественно­сти, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуж­даемой проблеме.

Массовые суждения людей обладают различной степенью объ­ективности. Это объясняется тем, что мнения могут формироватьсяна основе как научных, так и ложных взглядов и ошибочных пред­ставлений. В случае недостатка информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т.д. Общественное мнение может быть ошибочным. Суждения научной критики нередко заменяются пред­рассудками, выдаваемыми за общественное мнение.

Общественное мнение измеряют (ВЦИОМ и центр изучения общественного мнения «VP», институт Гэллапа). Чаще всего ис­пользуют метод формализованного интервью, которое представляет собой вопросники, с полным учетом всех возможных ответов на поставленные вопросы.

Общественным мнением управляют с помощью пропаганды и public relations, формируя у общественности нужной для управ­ляющей стороны точки зрения, систему установок на поддержку или опровержение экономических, политических и социальных яв­лений. Способы и средства формирования общественного мнения: выступления лидеров перед публикой, статьи в журналах, телепе­редачи, реклама и продвижение товаров на рынке, образовательный процесс (передача норм и ценностей культуры).

Носителями массового сознания выступают особые совокупно­сти индивидов, именуемые массами. Это участники широких поли­тических или социокультурных движений; аудитория средств и ка­налов массовой коммуникации; потребители социально значимых товаров и услуг; поклонники эстрадных «звезд»; «болельщики» футбольной команды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.