Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынки факторов производства и их особенности. Принципы сочетания факторов производства. Предельная производительность факторов производства.




Несовершенная конкуренция(ограниченная) — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

Совершенная конкуренция (свободная, неограниченная) — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем,

Формы и методы конкурентной борьбы на совершенных и несовершенных рынках Понятие конкурентоспособности.

КОНКУРЕНЦИЯ (лат.— сталкиваться, состязаться) — экономическое соперничество (борьба, состязательность) между обособ­ленными товаропроизводителями за удовлетворение своих интересов, выгодные условия производства и сбыта товаров, получение более высокой прибыли.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

-отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

-отсутствие ограничений на количество участников рынка;

-однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

-свободные цены;

-отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Признаками несовершенной конкуренции являются:

-создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

-ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

-использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

-распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

-замалчивание важной для потребителя информации

При ценовой конкуренции борьба осуществляется на основе цены. Ее начало относится ко времени свободной конкуренции, когда даже однородные товары могли продаваться по самым разным ценам. При ценовой конкуренции предприниматель стремится продать по сравнению со своим соперником товары по более низким ценам. Сегодня война цен ведется в следующих формах.
война цен в открытой форме имеет место и сегодня, но она осуществляется только тогда, когда данная фирма имеет значительный резерв снижения издержек производства товара по сравнению с соперником.

Широко используется и такой метод ценовой конкуренции, как ценовая дискриминация. Она означает продажу одного и того же товара разным покупателям по разным ценам. Например, практикуется установление тарифов на коммунальные услуги учреждениям и организациям по ставкам более низким, чем индивидуальным потребителям

неценовые методы, так как побеждает тот, кто предлагает более высокое качество, а также более широкий ассортимент выпускаемой продукции. В связи с этим методы неценовой конкуренции подразделяются на две группы:
-конкуренция по продукту и

-конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту связана со стремлением захватить часть рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж состоит в использовании многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Она включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоянным клиентам и т.д.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажи товаров в_ кредит (в рассрочку) и лизинг. Лизинг - это долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором

Все перечисленные методы конкурентной борьбы можно отнести к добросовестной (честной) конкуренции. Вместе с тем существует недобросовестная (незаконная) конкуренция. Она усиливает положение фирмы часто путем нарушения законов, правил делового общения. К методам недобросовестной кон­куренции можно отнести:
-ограничение доступа к экономическим ресурсам;

-нарушения условий контракта, установленных стандартов и т.п.

-выпуск поддельных товаров, которые внешне ничем не отличаются от подлинников

-закупки образцов товаров с целью их копирования;
-переманивание специалистов, владеющих производственными и финансовыми секретами;

-промышленный и экономический шпионаж;
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы [1]:товары, предприятия (как производители товаров),

Качество товаров и услуг

· Цена товаров и услугУровень квалификации персоналаНасыщенность рынка,

Рынки факторов производства - это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Важную роль играет использование первичных ресурсов - труда, капитала и земли. Рынки факторов производства имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. Все факторы производства, используемые в хозяйственной деятельности, можно разделить на две группы:

1) материальные, к которым относятся капитал и земля;

2) социальные, в составе которых выделяют труд и предпринимательский талант.

Невозможно определить вклад каждого из них по отд. В создании продукции. Эти факторы взаимодополняемые, взаимозаменяемые, пред. Производительность их падает. Если результат известен, то предприниматель в целях получения большего дохода минимизирует издержки. Если ресурсы известны, то он мах результат, но для этого необх. Учитывать закон убывающей пред. Произв-ти ресурсов (закон уб. Отдачи) он выведен эксперем. Путем для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство вводится понятие совокупного(общ) среднего и маржинального предпр.

При опред уровне знаний и техники увеличение одного фактора пр-ва при неизм кол-ве ост факторов пр-ва ведет убывающей отдаче от этого фактора пр-ва.

Маржиналистская (неоклассическая, западная) теории традиционно выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. ЗЕМЛЯ рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности. В отличие от других факторов производства ЗЕМЛЯ обладает одним важным свойством - ограниченностью. Человек не в состоянии изменять ее размеры по своему желанию. Применительно к этому фактору можно говорить о законе убывающей отдачи. ТРУД представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. Труд становится более квалифицированный, увеличивается время на профессиональную подготовку кадров, повышается производительность и интенсивность труда. Под интенсивностью труда понимается его напряженность, возрастание расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. На повышение производительности труда оказывают влияние самые различные факторы.

КАПИТАЛ является очередным фактором производства и рассматривается, как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг. Термин "капитал" имеет много значений. В одних случаях капитал отождествляется со средствами производства (Д. Рнкардо), в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, К. Маркс – как самовозрастающую стоимость, как общественное отношение. Капитал можно определять и как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю, Предпринимательская деятельность рассматривается как специфический фактор производства, сводящий воедино все другие факторы и обеспечивающий их взаимодействие через знание, инициативу, смекалку и риск предпринимателя в организации производства. Это особый вид человеческого капитала. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-либо коммерческой идеи и получения прибыли. В реальной жизни предприниматель стремится найти такое сочетание компонентов производства, при котором обеспечивается наибольший выход продукции при наименьших затратах.

Факторы производства это сочетание элементов, обеспечивающих производство. Первоначальное различие между первичными факторами производства трудом и землей (собственно землей и недрами) и производным фактором -капиталом, который сам является результатом приложения труда к природным ресурсам, современный экономический анализ стремится заменить различием между трудом и капиталом, в который включают и природные ресурсы в той мере, в какой они подготовлены для использования в целях производства.

Таким образом, производство возникает в результате различных сочетаний труда и капитала, а предприятие является рамками для этого сочетания. Редкость и необходимость считаться со стоимостью факторов определяют их дозирование. Оптимальное дозирование имеет место тогда, когда взвешенные показатели маргинальной производительности факторов производства равны между собой и равны единице измерения В любом случае необходимое сочетание факторов производства не должно вести к забвению того, что в конечном итоге и главным образом капитал рассматривается как овеществленный труд.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА — вклад производственного фактора, равный изменению дохода от производства продукта при добавлении или отнятии единицы этого фактора, если количества других факторов остаются неизменными. Автор теории предельной производительности Дж. Б. Кларк делал предположение о том, что распределение дохода между факторами (точнее, между их владельцами) в соответствии с предельной производительностью факторов отвечает требованиям социальной справедливости.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 62; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.